Недавно забежали с друзьями в студенческую столовую. Думали, сейчас быстренько перекусим, поболтаем и пойдём по делам. Но у двух моих друзей завязался спор, из-за чего наш обеденный стол превратился в кафедру для диспута. Предметом обсуждения была гордыня. Проблема звучала примерно так: «как относиться к теплому и приятному чувству, когда тебя хвалят после доброго дела?»
— Да нормальное это чувство, что такого? Должно ведь быть приятно от хорошего дела. Абсолютно не вижу никакой проблемы! Вообще, нет разницы что ты чувствуешь, если реально смог чем-то помочь. Ну, а если я хорошо сделал, то это объективно так. Главное результат — я так считаю, — говорил один мой товарищ.
— Нет, нет! Нужно как можно меньше допускать таких состояний, когда ты думаешь, что сделал что-то хорошее. Иначе себялюбие так вырастет, что можно будет и добрые дела не делать, а только собой любоваться.
Я решил им рассказать историю, которая помогла лично мне выйти из этой ловушки двух крайних позиций.
Однажды летом мы с компанией ездили в деревню. Отдыхали, гуляли, получали удовольствие. Но это все постепенно превращалось в ленивое и праздное занятие. Прямо захотелось поработать, сделать что-то полезное.
Мы пошли к соседу Александру Петровичу.
— Деда Саш, скажи, может, тебе помощь нужна по хозяйству? Нас тут 3 парня. Хоть что тебе сделаем: грядки перекопаем или перетащим что-нибудь.
Он заулыбался и ответил:
— Ой, внучки, да мне-то ничего не нужно. Вон только, деревенский колодец у нас весь зарос. Оградка вся трухлявая стала, да и трава скоро выше колена будет. А я что-то всё чувствую себя плоховато, не могу взяться.
Работы с колодцем оказалось много, аж на 3 дня. Копали, ставили столбы, косили, меняли покрытие. Сил ушло много. Сделали. И вот, наконец-то идём возвращать инструменты и ждать оценку нашей работы.
А навстречу — Александр Петрович с его соседкой.
— Ох, ребятки, слава Богу, за такую работёнку, Слава Богу. — сказал дед Саша.
— Да, да, слава Богу, красиво теперь стало — повторяла его спутница.
И как-то на этом наши лавры и закончились. Вроде, сами напросились, а внутри точил червячок гордыни, что могли бы побольше отблагодарить, похвалить за старания, восхититься работой.
Решил этим поделиться с нашим батюшкой на исповеди. Задавался тем же вопросом, что делать с этим чувством — радости от горячих похвал. Вообще его сторониться или же просто не замечать?
Мне кажется, совет батюшки был самым мудрым, из всех, что я слышал на данную тему. Он сказал:
— А почему нужно выбирать обязательно из двух вариантов? В жизни бывает так, что не подходит ни один из них и надо искать третий, а может и четвёртый. Люди сказали: слава Богу, вот это и есть ценное для вас.
— Батюшка, а что делать с чувством? — спросил я.
— Ну, игнорировать его у тебя не получится, бегать от него глупо. Мне кажется, обращённость в добром деле к Богу даёт возможность не замыкаться на себе. Можно ведь думать о том, какой ты добрый или осуждать себя и думать, что ты великий гордец и грешник. И то и другое есть зацикливание на себе. Бог поможет здесь не думать о себе больше, чем есть на самом деле. Это и есть смирение.
Такая вот история. Не знаю услышали меня ребята или нет. Лег этот совет им на души или нет. Лично я так и взял за правило в любом деле ставить в центр не себя, а Бога, чтобы не зациклиться в своих чувствах какими бы они ни были, положительными или отрицательными.
Автор: Иван Крошкин
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 190 зач., X, 7-18.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Многие современные люди ведут себя довольно самоуверенно. А как на самоуверенность смотрит христианство? Ответ интереснее, чем можно было бы ожидать, и даёт его апостол Павел в отрывке из 10-й главы 2-го послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 10.
7 На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы.
8 Ибо если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде.
9 Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями.
10 Так как некто говорит: в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна,
11 такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично.
12 Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно.
13 А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас.
14 Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым.
15 Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш,
16 так чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе.
17 Хвалящийся хвались о Господе.
18 Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь.
На одной из лекций меня как-то спросили, почему современные бизнес-тренеры настраивают человека на успех, а православие всё время говорит о грехах и человеческом несовершенстве. Чем можно объяснить такую разницу? Действительно, от первых очень часто можно услышать призывы повторять себе «я лучший», «я успешный», «у меня всё получится». От вторых зачастую слышишь слова о необходимости быть смиренным. С точки зрения обывательской, выигрывают очевидно первые, потому что картина, которую они рисуют явно более привлекательная.
Однако в сегодняшнем тексте из послания апостола Павла к Коринфянам нет ни бахвальства, ни отказа от какой бы то ни было собственной значимости. Напротив, есть взвешенная позиция, в которой всё оказывается на своих местах. Да и слово «смирение», которым обычно пугают, означает лишь осознание своих границ, своего места в мире, в отношениях с Богом и другими людьми.
Но прислушаемся к апостолу Павлу. Размышляя о том, насколько он как апостол подотчётен коринфской общине, он призывает не в меру требовательных общинников помнить о его статусе. Может показаться, что это совершенно не смиренно с стороны Павла... Но в том то и дело, что апостол прекрасно знает свою меру. Он действительно основал коринфскую общину и много преуспел в деле проповеди, но меру эту успеха определил для него Бог. Апостол осознаёт значимость своего труда, но понимает, что действовал с помощью Божией, и это понимание позволяет ему занять взвешенную позицию. Итогом его размышлений становится лаконичная и очень точная фраза: «хвалящийся, хвались о Господе», то есть помни, что при всех твоих усилиях и стараниях рядом с тобой всегда был Господь, поддерживающий, направляющий и определяющий меру пройденного тобой пути.
Слово «самоуверенность» воспринимается христианами как недальновидное и глупое. И дело не только в том, что сам по себе человек очень ограничен в своих ресурсах и возможностях, но в том, что в наивных попытках отстоять свою самость он отказывается от присутствия в его жизни Творца. Бог, конечно, никуда из жизни человека не уходит, потому что все мы как бы ни жили, живём благодаря Его любви, но кто-то впускает её в свою жизнь, а кто-то живёт ей вопреки.
Христианство начинается с того, что человек осознаёт: концентрируясь на себе, он ограничивает и обедняет свой мир и, напротив, открывая своё сердце ближнему и Богу, бесконечно свой мир обогащает.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
От мала до велика
О библейском происхождении выражения «От мала до велика» и его различных формах употребления.
Все выпуски программы Первоисточник
«Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей»
Всемилостивый Господи, помажь сердце мое елеем милости Твоей.
Да никогда не вспыхнет в нём гнев на сильного, не зародится презрение к слабому. Посмотри, роса утренняя — всех слабее...
Да никогда не совьёт в сердце моём ненависть к ненавидящим меня. Да вспомню я о конце их и сохраню мир свой.
Милосердие открывает путь к сердцу всякой твари и несёт радость.
Немилосердие омрачает чело и несёт печаль одиночества.
Помилуй милостивого, Рука Пренежная, и открой ему тайну милости Твоей.
Богочеловек — чадо милости Отца и святости Духа. Весь мир — лишь притча о Нём. Могущественные светила небесные и мельчайшие капли озёрные, собою рассказывают о Нём. Всё небесное и земное, от пресильных Серафимов до мельчайшего комочка пыли, рассказывают притчу о Нём — прасущности и праисточнике своём.
Что такое твари на земле и во вселенной, если не притча о солнце?
Воистину, также и всё видимое, и невидимое, являет собой притчу о Богочеловеке. Сущность её проста, притч о ней множество бесконечное.
Друзья мои, как же рассказать мне вам о сути, если вы притч понимать не умеете?
О, если бы знали вы ту сладостную беспредельность и силу, когда проникаешь до сердца всех притч, туда, где они начинаются, и где кончаются. Туда, где язык немеет, и где всё сказано раз и навсегда!
Какими скучными становятся тогда все долгие и однообразные повествования, сочинённые людьми. Такую же скуку испытывает тот, кто привык слышать раскаты грома и созерцать сверкание молний, но вынужденный слушать рассказы о грозе.
Приими мя в Себя, Сыне Единородный, чтобы стать мне одно с Тобой, как когда-то до сотворения и падения.
Да закончится долгая и томительная притча моя о Тебе, хотя бы мгновением лицезрения Тебя. Да закончится самообман мой о том, что я — нечто рядом с Тобой, или нечто без Тебя.
Пресыщены уши мои притчами. Устали зеницы мои взирать на тщеславную пестроту одежд, Тебя лишь жаждут видеть они, Источник мой, сокрытый миром за пустыми притчами и пёстрыми одеждами.