У нас в гостях был временно исполняющий обязанности Председателя Синодального отдела по Церковной благотворительности протоиерей Михаил Потокин.
Разговор шел о многочисленных церковных благотворительных проектах, в том числе, о помощи людям в зоне СВО и в Курской области.
Ведущие программы: Тутта Ларсен и пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский
Тутта Ларсен:
— Здравствуйте, друзья. Я Тутта Ларсен.
Василий Рулинский:
— Я Василий Рулинский, пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности.
Тутта Ларсен:
— Это проект «Делатели» на Радио ВЕРА.
Василий Рулинский:
— У нас в гостях сегодня протоиерей Михаил Потокин, временно исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по благотворительности. Батюшка, здравствуйте.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Добрый день.
Тутта Ларсен:
— Здравствуйте.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Здравствуйте.
Василий Рулинский:
— Не так давно Священный Синод назначил вас на должность руководителя Синодального учреждения. Для многих это было, может быть, неожиданным, мы знаем, насколько много делает Синодальный отдел по благотворительности последнее время. 14 лет владыка Пантелеимон возглавлял отдел, сейчас новый этап, новое служение у вас. Вы достаточно долго возглавляли социальный отдел Московской городской епархии. В этой сфере тоже много видели, знаете. Хотелось бы, прежде всего, поговорить о том, что сейчас волнует всех. Отдел сейчас активно организует помощь в Курске, Курской области, там сейчас много пострадавших в результате вот этих всех военных действий. Можно с этого начать, с того, что больше всего всех волнует, что сейчас происходит в Курской области, и как мы можем к этой помощи присоединиться.
Протоиерей Михаил Потокин:
— К сожалению, да, это новая реальность для нас. Те, проблемы, которые были до начала Специальной военной операции, это одни проблемы, и социальные, конечно, разные. Это и дети-сироты, и инвалиды, это и бездомные, кому помогала Церковь.
Тутта Ларсен:
— Как будто бы были хронические проблемы, а сейчас стало много острых.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Да, появились острые проблемы, причем, настолько острые, с которыми мы раньше не сталкивались. Такой опыт первый на новых территориях у нас был, где были созданы гуманитарные центры, мы искали пути, как организовать помощь и гражданским, тем, кто остался там, и в госпиталях, и в больницах, и в детских домах, и в домах престарелых. Там фактически социальная структура сильно пострадала. Естественно, кто первый страдает во время каких-то стихийных бедствий? Страдают самые незащищенные. В этом смысле незащищенными оказываются категории людей, которым мы в основном помощь и оказываем. Это инвалиды, это пожилые, это одинокие, это те, о ком некому позаботиться, и кто сами не могут как-то обустроить свою жизнь в новых условиях. И проблема эта весьма острая, вплоть до проблемы жизни и смерти. Человек не получает продуктов и негде их купить, то как ему питаться? Без еды мы долго не сможем. Самые простые вещи: еда, сон, вода, электричество, связь. Когда это все отсутствует... Я не говорю даже о медицине. Медицина хороша там, где мы можем к ней обратиться. А если у тебя нет связи, и ты не передвигаешься, медицина к тебе никак не придет сама по себе. Поэтому здесь огромное количество проблем, с которыми столкнулись уже во время проведения Специальной военной операции в Запорожской области, Луганской, Донецкой народных республиках. У нас такой, к сожалению, опыт уже есть. И организация работы в таких местах, и организация центров гуманитарной помощи, где принимается не только решения по поводу того, как привезти, раздать помощь материальную. Она, конечно, тоже необходима. Но вопрос в том, что мы раздаем тем, кто может сам к нам прийти, если мы просто раздаем ее. А ведь нужно дойти до тех, кто не может ходить.
Василий Рулинский:
— Да, это очень важно.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Адресная помощь, которая была приоритетной для наших центров, является более или менее уникальной, потому что больше всего другие организации заботятся о том, чтобы просто доставить.
Василий Рулинский:
— Привезли, раздали.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Да, привезли, раздали и всё. А конкретного человека найти и понять, как ему можно помочь.
Тутта Ларсен:
— И начать помогать регулярно.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Начать помогать регулярно, да, когда не он к тебе идет, а приходится к нему ехать или идти. Это действительно, мне кажется, важное событие. Сейчас опять мы видим эскалацию в Курской области и огромное количество беженцев. Вчера говорили о том, что это 70 тысяч с лишним человек, я думаю, что это и больше.
Василий Рулинский:
— Скорей всего, будет увеличиваться.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Да, я думаю, что будет увеличиваться. Люди не все регистрируются, как человек убежал, он может жить у родственников и не обозначить себя, как беженец. То есть беженцев мы можем посчитать только тех, кто обратился в пункты помощи. Здесь, пока ситуация более-менее не стабилизируется, мы получим большое количество проблем от людей, которые покидают жилище в экстренной ситуации, не имея с собой ничего, иногда и денег, белья, необходимой одежды. Не говоря уже о том, что им где-то надо жить. Развернуты пункты временного размещения, даже многие про них не знают. Если спросить простые вещи, спроси у москвича, где у тебя бомбоубежище ближайшее.
Василий Рулинский:
— Слава Богу, не знаем.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Слава Богу, мы не знаем.
Тутта Ларсен:
— Но пора бы и выяснить.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Но в некоторых случаях, оказывается, что когда человек не знает, как ему эвакуироваться, что нужно взять документы с собой. А сейчас объявлен режим контртеррористической операции. Значит, человек без документа, это человек фактически, который попадает под подозрение. Но когда человек выбегает во время канонады, где рвутся снаряды, кругом летают дроны, вряд ли он об этом подумал. Огромное количество проблем, начиная с самых насущных, еда, вода, одежда, сон, крыша над головой, и кончая документами и дальнейшим размещением. Это все в комплексе, такой большой ком проблем. Мы стараемся помогать, организуем помощь и стараемся координировать помощь, которая идет из других регионов. Потому что единственный наш способ помочь — это все-таки оставаться вместе. В этом, может быть, одно из самых больших преимуществ церковной помощи, здесь не организация помогает, здесь люди помогают людям, это взаимность, когда один человек отдает другому. Она рождает нечто другое, не просто помочь, а установить связь между людьми. У нас добровольцы ездят в Мариуполь, помогают чинить дома частные тем людям, которые пожилые, престарелые, инвалиды, которые не могут сами это сделать. А домов очень много повреждено, по-моему, чуть ли не двадцать тысяч домов. В процессе, когда приезжает бригада добровольцев, которые в свой отпуск, вместо того, чтобы проводить его с семьей или где-то в красивых местах, едут помогать туда, где нужна их помощь, строят там и латают крыши, и меняют окна, возникает связь, человек видит, что он не оставлен один, не брошен. Есть много неравнодушных людей, которые готовы помогать и которые сердечно вместе с ним. Эти связи между людьми очень драгоценны, потому что они помогают часто выжить в очень сложных условиях. Вспоминаем Отечественную войну, вспоминаем всю литературу, связанную с ней, и понимаем, что во многом мысль человека о том, что у него есть близкие, что у него есть семья, у него есть друзья, помогает ему выжить в тех условиях, в которых выжить невозможно. Здесь духовная связь и помощь именно в том, чтобы человек ощущал себя не одиноким, нужным, к нему обращено внимание, причем внимание многих. Это очень важно сейчас для жителей, которые покидают свои дома, в том числе в Курской области. Сейчас пришли новости из Белгородской области, начинается эвакуация людей. Слава Богу, там пока не ведется активных боевых действий, можно это все более разумно и спокойно сделать. Но все-таки люди лишаются крова, жизнь ломается. Как жить, когда у тебя ничего привычного больше нет, довольно сложно себе представить нам, кто привык жить благополучно. Призываем оказывать помощь, в том числе, через церковные каналы, которые мы потом объявим.
Василий Рулинский:
— Я думаю, что у многих сейчас появилось желание как-то присоединиться к помощи. Это можно сделать. Если вы живете в Москве, то у нас в церковном штабе помощи беженцам в Москве по адресу Николоямская, 49, стр. 3 каждый день с 10 до 19 ждут продукты питания длительного срока хранения, средства гигиены и постельные принадлежности новые обязательно для тех людей, которые прибывают, из Курской области в том числе. Все это будет направляться также туда. А если вы в других регионах живете, то можно сделать пожертвование на сайте mirom.help, платформа «Поможем», созданная нашим Синодальным отделом по благотворительности. Там открыт срочный сбор средств, собрано 3,7 миллиона рулей. Казалось бы, немало за эти два-три дня собрано. Но на самом деле, вы понимаете, что...
Протоиерей Михаил Потокин:
— Масштаб большой очень.
Василий Рулинский:
— Да, требуется еще гораздо больше. Очень просим присоединиться. Если вы в Курске проживаете, там есть один из крупнейших гуманитарных центров при молодежном отделе епархии. Он открыт ежедневно, там около двухсот волонтеров трудится, если есть желание присоединиться, это можно сделать.
Тутта Ларсен:
— Только хотела спросить, если, например, люди физически хотят приехать и поучаствовать в помощи.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Физически довольно сложно. Вы представьте себе, что всем этим беженцам нужно где-то размещаться, кто-то у родственников, кто-то в ПВРах, кто-то в гостиницах Мест, чтобы приехать со стороны и разместиться где-то, сейчас проблема именно с этим. Беженцы занимают все то возможное жилье, которое оказывается свободным, и даже не жилье, оборудуются помещения под временные пункты размещения. Поэтому мы должны понимать, что если мы приезжаем помогать, а где мы будем жить сами. Это проблема.
Тутта Ларсен:
— Ну да.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Если есть какие-то знакомые или какие-то каналы, где можно получить жилье, то можно приехать туда и опять-таки обратиться в наш штаб, который сейчас формируется, или в молодежный отдел. Я думаю, что там примут вашу помощь. Но вопрос в том, что пока организовать для большого количества добровольцев проживание в Курске и в Курской области довольно непросто, потому что беженцы постоянно прибывают. Первые, кого мы должны поселить — это люди, которые лишены жилья, которым, собственно, не под небом же ночевать. Еще хочу добавить к вашим словам, что в Москве в московских храмах также собирается помощь в эти дни. В ближайшую неделю, дней десять можно зайти в любой храм и помощь принести ту, которая уже озвучена. Это продукты питания длительного хранения, бытовая химия и новое постельное белье, можно оставить в храмах, а храмы передадут это в наш гуманитарный центр. Такая акция по всем московским храмам по благословению патриарха началась в предыдущее воскресенье, 11 августа, и будет продолжаться до конца августа, а может быть и дальше.
Василий Рулинский:
— Там даже написано, что ежемесячно будут собирать.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Ежемесячно, да, но ситуация постоянно меняется. Поэтому если у вас есть желание помогать и лично, можно оставить свои контакты, позвонив на нашу горячую линию.
Василий Рулинский:
— Давайте ее озвучим тоже. Горячая линия Синодального отдела по благотворительности сейчас работает в усиленном режиме. Это номер 8-800-70-70-222 — это единый круглосуточный номер, звонок бесплатный из любого региона страны. Сейчас поступают десятки звонков на эту линию по вопросам помощи в Курской области. Здесь принимаются и просьбы о помощи и предложения о помощи, очень важно. Те люди, которые хотят присоединиться, могут позвонить.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Могут оставить свои координаты, как только возможность такая будет, мы к ним обратимся.
Тутта Ларсен:
— Это проект «Делатели» на Радио ВЕРА. С вами Тутта Ларсен.
Василий Рулинский:
— И Василий Рулинский. У нас в гостях сегодня протоиерей Михаил Потокин, исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по благотворительности.
Тутта Ларсен:
— А можно, если это вообще реально, описать сейчас маршрут беженца. Что происходит с человеком, который лишился всего, в тапочках, может быть, с паспортом и с ребенком в охапке, оказался в такой ситуации, когда ему нужна помощь, и он позвонил по горячей линии. И дальше что? Он попадает в ПВР?
Василий Рулинский:
— Если он позвонил именно по горячей линии, то он общается с оператором, и он формулирует свою просьбу. В зависимости от того, какая ситуация, иногда его спросят об эвакуации. И такое часто бывает.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Разные просьбы, да. Если взять горячую линию, иногда просят где-то разместить, мы даже можем разместить в другом регионе человека. У нас есть возможность в соседних областях, Воронеж принимает. По церковным каналам. Если к нам с какой-то просьбой обратился человек, мы начинаем работать с этой просьбой, мы понимаем, что ему нужно. У нас есть все телефоны администрации, связь с администрацией Курской, возможность выяснить по поводу документов, проживания, ПВРов, размещение не только в Курске самом, но и в соседних областях, как я уже сказал. У нас есть центр гуманитарный, где можно получить помощь. Если человек спрашивает, где я могу получить одежду, где можно взять продукты питания, мы сразу говорим адрес, где у нас работают добровольцы.
Василий Рулинский:
— Мы можем его озвучить. Это улица Тускарная, дом 1, город Курск. Каждый день туда можно приходить.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Там до пятисот человек в день приходят. В том числе, те, кто обращается к нам на линию, и курчане, которые знают этот адрес. До двухсот добровольцев там работает ежедневно, поэтому там уже хороший опыт. Мы смотрим, куда человеку нужно, человек сам не должен искать. И сам шок вообще, и человеку очень трудно чего-то искать, когда его выдернуло из привычной жизни. Поэтому мы берем на себя такую миссию, найти человеку помощь, оказать ему, разместить, помочь решить вопрос с документом или помочь решить вопрос с получением необходимой помощи. Разные просьбы. Как работает горячая линия? Человек звонит, оставляет просьбу, потом наши добровольцы, которые работают совместно с линией, выясняют маршрут, обратно перезванивая, дают нужную информацию, что мы можем сделать для этого человека.
Тутта Ларсен:
— А если необходима эвакуация, как ты говоришь?
Василий Рулинский:
— Я так понимаю, что сейчас в Курск приехал наш дорогой и важный сотрудник, отец Дмитрий Кротков, который возглавляет еще специальный гуманитарный центр Крымской митрополии, и уже сейчас по таким звонкам, поступившим на горячую линию, он начал выезжать...
Тутта Ларсен:
— Вывозить людей?
Василий Рулинский:
— Да, для того, чтобы привезти гуманитарную помощь, которую они попросили. Хлеба нет у стариков в поселках возле линии боев. Там, конечно, очень опасно, он готов эвакуировать, но надо сказать, что ситуация там очень непростая, кое-где войска не дают проехать по понятным причинам. Мы понимаем, что есть звонки такие, когда человек остался там, пожилой лежачий инвалид, все родные уехали, его не успели эвакуировать. И что делать в этой ситуации? А если этот населенный пункт перешел под контроль ВСУ, связь потеряна, люди звонят, тяжело очень.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Тяжело. Ситуация очень непростая, поэтому требуется помощь, требуется участие. Некоторые, например, отказываются эвакуироваться, боятся за жилище. Хотя рядом линия фронта и все довольно напряжено. Даже мы видео видели, где даем помощь, там хороший пакет, дней на пять. Там и вода питьевая и продукты необходимые. Килограмм десять на семью, но при этом предлагаем выехать. Вот автобус стоит, можно сесть и поехать, никаких препятствий нет, отказываются. Некоторые остаются, жалко покидать жилище. У человека разные мотивы, мы силой вывезти ведь не можем. Некоторые остаются принципиально, потому что они хотят пробыть это время дома. Тогда им по возможности мы привозим то, что они нигде не могут получить, никаких магазинов уже нет, все разбито, разгромлено, доставки никакой не будет туда. Какие-то свои запасы, огороды, плюс наша помощь, люди стараются выжить в своих жилищах рядом с линией боевых действии, которые сейчас разворачиваются. Он ездит к этим людям, необходимое им нужно привезти.
Тутта Ларсен:
— Вы озвучили огромную цифру, более 70 тысяч человек, это целый огромный город, большой районный центр.
Василий Рулинский:
— Это только учтенные.
Тутта Ларсен:
— Да. Очевидно, что вряд ли в ближайшее время эти люди смогут вернуться к прежней жизни и вообще неизвестно, есть ли там, куда возвращаться. Какой дальнейший путь у этих людей, какая у них может быть дальше судьба?
Протоиерей Михаил Потокин:
— Путь-то есть, слава Богу, страна большая и много неравнодушных людей. Государство все-таки делает много для этих людей, выдает жилищные сертификаты, как на новых территориях. На этот сертификат вы можете приобрести жилье, это замена денег. Если вы жилье свое потеряли, вам помогут купить новое жилье или восстановить старое. Эти люди не останутся, я думаю, одинокими, брошенными. Конечно, есть сложные случаи, утеря документов, сложности с восстановлением. Мы понимаем все это, бесконечное разнообразие всяких ситуаций, которые невозможно вместить ни в какую схему. Но что интересно, что как раз церковные пункты помощи остаются до конца загруженными, потому что мы работаем со всеми случаями, не только со случаями, когда человеку по закону положен сертификат, выплаты, компенсация. Мы работаем с теми, кто оказался без всего, без всякой поддержки, по каким-то, может быть, личным причинам. Человек просто не знал, или неправильно информирован, или неправильно поступил с этой помощью, не получил этот сертификат, или не реализовал его, потому что он по времени ограничен. Разные случаи, некоторые люди совершенно оказываются беспомощны. Нам и так сложно существовать в современной цивилизации, где все цифровизовано, где нужно уметь заполнять анкеты, работа с госуслугами, всем прочим.
Тутта Ларсен:
— Для этого как минимум, у тебя должны быть какие-то гаджеты, которые ты должен купить.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Да, да. Надо уметь ими пользоваться. Для человека 70+ эти гаджеты в далеком прошлом, он, может быть, никогда с ними и не общался. Есть, конечно, люди и в 80 общаются с гаджетами, все по-разному. Но все-таки есть люди, которые оказываются беспомощными перед системой, которая требует от них определенных действий. Мы должны этих людей провести по системе, взять за руку буквально, сказать: давай мы тебе заполним, давай мы тебе поможем, давай мы обратимся сами в те органы, которые тебе должны помочь. Здесь все равно не исключено большое число людей, которые будут потеряными в какой-то ситуации.
Тутта Ларсен:
— В системе.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Которых нужно взять и за ручку провести везде-везде, чтобы они все могли для себя получить. И это не по вине системы, она не может учесть всего, в том числе состояния человека, который в шоке. Представляете, мы сейчас говорим о чем? Что идут военные действия. Современная война — это огромная мощность оружия. Если глохнут солдаты от того, что рядом разрываются мины, снаряды. А что делать человеку с гипертонией, человеку, которому любые нервы поднимают давление настолько, что он может оказаться с инсультом, с инфарктом? Человек пожилой бывает очень хрупким, для него выдержать такую нагрузку уже подвиг. Если он остался жив хотя бы после того, что он пережил, мы бережем наших дорогих родственников, близких. А там как? Там, действительно, очень много людей окажутся в ситуации непредсказуемой, как здоровье их отреагирует, как отреагирует их психика? Не факт, что человеку легко пережить такое.
Тутта Ларсен:
— А если мы говорим о семьях с детьми? Мало накормить и одеть ребенка. Если он в какой-то достаточно обозримой перспективе не вернется домой, 1 сентября на носу, детские сады, школы. Как с этим быть? Есть ли здесь какая-то схема?
Протоиерей Михаил Потокин:
— Схема есть, конечно. Государство предполагает, что и в пунктах проживания, где-то рядом есть учебные заведения, как-то учебный процесс организуют для них. Мы тоже думаем о разворачивании такой программы.
Тутта Ларсен:
— Онлайн школы.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Да, онлайн школы для семей, которые лишились крова, беженцами оказались. Мы сейчас думаем над такой программой, чтобы возможно было через интернет ресурсы искать таких детей, и подключать к ним педагогов, которые были бы волонтеры. Такая программа тоже нами, наверное, будет развернута. Не сразу, но, может быть, сентябрь, октябрь месяц и начнем помогать. Мы понимаем, что эта не одна проблема, это столько проблем, две передачи, три веди... Нужно просто не сидеть, сложа руки. И не только нам с вами, которые здесь в студии, но людям, которые не равнодушны, не сидеть сложа руки. Предложить помощь ничего не стоит. Но если у нас будет много предложений, то мы большему числу людей поможем. Мы занимаемся координацией, то есть связями между теми, кто хочет помочь, и теми, кто в помощи нуждается.
Василий Рулинский:
— Как раз тот момент, когда хотелось бы еще раз озвучить все варианты помощи. Если вы хотите сделать пожертвования, это можно сделать на сайте mirom.help платформа «Поможем», созданная Синодальным отделом по благотворительности. Если вы проживаете в Москве, то можно принести продукты длительного срока хранения, средства гигиены и новые постельные принадлежности в любой ближайший храм и также привезти по адресу Николоямская, 49, стр.3 каждый день с 10 до 19. А если у вас есть желание предложить какую-то помощь, волонтерскую, либо на транспорте своем, либо свое жилье предложить, можно не в Курской области, а в другом каком-то регионе, пожалуйста, это можно сделать по телефону нашей горячей линии церковной 8-800-70-70-222. По этому же номеру принимаются просьбы о помощи от тех, кто непосредственно находится в Курской области либо нуждается в эвакуации, в размещении. Отец Михаил вы сейчас сказали про образовательную составляющую очень важную. Мне бы хотелось поговорить и о вашем замечательном проекте, который вы начали и сейчас активно развиваете. Проект по обучению детей из отдаленных районов, областных центров, в глухих местах, одаренных детей и готовите их к поступлению в ВУЗы.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Не одаренных. Они оказываются одаренными в результате. Знаете, у нас педагог, куратор одного из предметов, когда он дал детям диктант, прошло какое-то время, сказал: дети были очень запущенные. Это не значит, что они какие-то... запущенные, это значит, что ими никто не занимался особо. Это проект для детей из малообеспеченных семей или неполных семей, детей-сирот, который мы начали четыре года назад в Москве по благословению патриарха. Занятия проходят в малых группах, ведут их студенты московских ВУЗов, которые получают методику от своих педагогов. Два ВУЗа: МГУ и Высшая школа экономики.
Василий Рулинский:
— Очень серьезный уровень.
Тутта Ларсен:
— Да-а.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Это механико-математический факультет МГУ и Высшая экономика — это кафедра филологии, которые нам помогали вначале. Как-то довольно быстро мы поняли, что не только московские школьники нуждаются в этой помощи, мы вышли в онлайн занятия, хотя нам казалось, что они менее эффективные. Наверное, так и есть. Конечно, лучше, когда ребенок приходит куда-то и занимается лицом к лицу с педагогом. Есть места, где это просто невозможно, хороший уровень преподавания, который мы стараемся поддерживать на наших курсах, конечно, в некоторых местах, в некоторых регионах сложно обеспечить школьникам. Мы начали в Ивановской области, в Кинешме, в Сыктывкаре в республике Коми такие проекты осуществлять. У нас довольно хороший результат получился по детям, которых мы не отбирали по способностям. У нас дети пишут ЕГЭ по русскому на 10 баллов выше, чем в среднем по стране, и математику профильную на 6 баллов выше, чем средний по стране. То есть у нас есть результат некий, мы сейчас стараемся открывать больше центров, у нас сейчас есть возможность такая. Для детей занятия бесплатные, конечно, но условием является выполнение домашнего задания, посещение регулярное. То, что бесплатно, не всегда воспринимается как что-то серьезное, бесплатно учат, сегодня пойду, завтра не пойду. Бесплатно они только для детей, проект оплачивает работу кураторов и студентов. Такой проект есть у нас, мы несколько его расширяем сейчас. Мы дали этим детям возможность приехать в Москву на зимних каникулах, мы их водили в Третьяковскую галерею, в театр, они встречались с педагогами. Здесь есть моменты для расширения. Сейчас летом в Кинешме прошла летняя школа, где 28 детей участвовало, приехали педагоги из МГУ вместе со студентами, с утра были занятия, потом свободное время, обед, это все бесплатно. Какие-то экскурсии проводили в Палех, была экскурсия по Волге на пароходе, потому что Кинешма на Волге. Какая-то программа для детей, она предусматривает довольно интенсивные занятия, и в том числе, установочные для тех детей, которые будут у нас учиться.
Тутта Ларсен:
— Это проект «Делатели» на Радио ВЕРА. Я Тутта Ларсен.
Василий Рулинский:
— Я Василий Рулинский. Мы сегодня говорим с протоиереем Михаилом Потокиным, исполняющим обязанности председателя Синодального отдела по благотворительности. Давайте напомним еще раз, как можно присоединиться к помощи прямо сейчас. Это можно сделать на платформе «Поможем» на сайте mirom.help, сейчас ведется сбор средств для пострадавших в Курской области. Также можно позвонить и предложить свою помощь по номеру 8-800-70-70-222 и принести необходимую гуманитарную помощь, продукты и средства гигиены в любой ближайший московский храм. Мы вернемся после короткой паузы.
Тутта Ларсен:
— Продолжаем проект «Делатели» на Радио ВЕРА. С вами Тутта Ларсен.
Василий Рулинский:
— И Василий Рулинский. У нас в гостях сегодня исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по благотворительности протоиерей Михаил Потокин. Отче, вы начали говорить в первой части программы о своем образовательном проекте, который уже, я так понимаю, распространился на два региона. Вы планируете его распространять и в зону конфликта? Это, может быть, одно из самых востребованных дел.
Тутта Ларсен:
— Может, этот опыт можно масштабировать для помощи.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Мы будем стараться это делать, немножко на другой основе, потому что другой масштаб. Здесь у нас учатся до сотни школьников, в следующем году мы хотим учить порядка трехсот. А там тысячи, и здесь невозможно это все организовать таким образом, платным.
Тутта Ларсен:
— Волонтерским?
Протоиерей Михаил Потокин:
— Нет, мы как раз, наоборот, хотим волонтерским организовать. У нас такой опыт был. Мы год назад искали детей в сетях для беженцев новых территорий и потом искали педагогов в России, которые могли бы помогать. Но в основном это русский язык, конечно, потому что мы понимаем, что дети с новых территорий занимались по украинским программам, многие учили украинский язык, а русский у них как второй, то есть как иностранный. Детей мы этих старались учить русскому языку, было около семидесяти педагогов добровольцев, которые участвовали в этом проекте, но в основном это педагоги русского языка или младших классов. Мы понимаем, что там немножко другая ситуация, там речь не идет о поступлении. Первый проект был связан с поступлением, 10-й, 11-й класс мы учим. А там младшая и средняя школа больше всего страдает, потому что ребенок, который постоянно не учится в младшей и средней школе, теряет базу, теряет основу. Если человека не учить, как писать безударные гласные, то он будет ошибаться в каждом почти слове, потому что русский язык основан на том, что мы пишем одно, а говорим по-другому.
Василий Рулинский:
— Надо сказать французы еще круче.
Тутта Ларсен:
— В отличие от украинского, кстати.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Да, букву о еще.... Про французов не будем, давайте про русский.
Тутта Ларсен:
— В украинском языке как слышится, так и пишется.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Поэтому здесь мы видим, что довольно сложно какие-то вещи, не только русский язык, математика, любой предмет. Если ты упускаешь базу, например, таблицу умножения ребенок не выучил, дальше бесполезно, и прочие вещи фундаментальные, а это младшая, средняя школа. Поэтому если мы будем делать сейчас проект — я надеюсь, что он получится, это пока рано анонсировать, но я говорю, что эта работа ведется — то мы будем работать с беженцами младшей, средней школы, потому что это актуально. Если говорить 10-11 класс, то тут, наверное, сложнее. А средняя и младшая школа на добровольцах, потому что там масштабы в тысячи школьников, которые нуждаются. Мы понимаем, что с новых территорий выехали миллионы людей, среди школьного возраста сотня тысяч. Понимаете, что такое сто тысяч, образовательный проект для ста тысяч это очень много. Это прямо скажем такая большая координация, которую нужно, наверное, нам соединять и с министерством образования Российской Федерации и с профильными нашими структурами, как ОРОиК, например. Мы будем совместно работать, безусловно. Но такой проект у нас тоже есть, потому что у нас есть возможность прийти к людям на новых территориях. Церковь обладает этой возможностью, потому что у нас одна организация, и храмы, которые в Курске сейчас помогают, это тоже наши храмы.
Тутта Ларсен:
— Вообще это поразительно, если говорить о том, как Церковь помогает людям, и что люди, действительно, в момент самых тяжелых испытаний, когда ты полностью потерян, первое, что тебе приходит в голову, это бежать в церковь. Так было и в этот раз, когда в Курске начались все эти действия, люди, как во времена какого-то ордынского нашествия, укрывались в стенах Троицкого храма, укрывались в монастыре. Все видели видео батюшки протоиерея Евгения, которое обошло все соцсети.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Шестопалова.
Тутта Ларсен:
— Глубоко пожилой человек, который ничего не боялся, может быть, и боялся, но продолжал делать свое дело любви и милосердия, кормил бездомных, укрывал детей.
Василий Рулинский:
— Эвакуировал.
Тутта Ларсен:
— И это просто поразительно, что несмотря на годы гонений и разрухи и общества потребления, в минуты крайнего катарсиса, стресса, человек все равно укрывается в церковной ограде.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Может быть, это зашито глубже, чем наша внешняя церковность.
Тутта Ларсен:
— Безусловно.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Понятие о покрове, о защите от Бога, когда уже нет надежды о защите на самого себя или от каких-то внешних сил, очень глубоко в человеке есть. Знание Бога есть, наверное, в каждой душе, просто мы этим знанием можем не пользоваться, у нас жизнь и так хорошая. Зачем мне Ты, если я и так хорошо живу без Тебя? Но когда хорошая жизнь наша вдруг обрывается по каким-то обстоятельствам, чаще всего человек ищет помощи у Бога. Это знание все равно остается, это знание, как знание родного дома. Многие люди, которые давно не были в церкви, приходя в церковь, потом открываются и говорят, что как будто мы вернулись домой. Что-то есть, что нас продолжает с Богом связывать, несмотря на то, что мы как блудные сыновья себя ведем, ушли и там проживаем свое имение, как хотим, не обращаясь к Нему ни с благодарностью, и с чем другим. Здесь это, мне кажется, естественное движение души, и не только сейчас. Я недавно был в Северодонецке, там потрясающий рассказ двух епископов, которые с двумястами прихожанами вместе два месяца провели в подвале собора, где не было ни воды, где мыться было невозможно. Два месяца, тридцать детей, и все выжили. Каждый день они причащались. Удивительно само по себе, когда слушаешь это и думаешь, что как в первые века.
Тутта Ларсен:
— Катакомбная церковь.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Помните, да? Когда христиан гнали и когда они укрывались в церкви, и последние дни жизни своей проводили в храме, потом их часто сжигали, убивали. Но это стремление в родной дом в человеке где-то глубже, чем наш разум, сознание.
Тутта Ларсен:
— Но в этой ситуации какая серьезная ответственность на служителе церкви лежит. И какой большой запрос у человека к священнику. Он же не просто в стены прибегает, он прибегает все-таки под крыло пастыря.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Я хочу сказать, что вы очень много возлагаете на служителя церкви.
Тутта Ларсен:
— Но тем не менее.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Нет. На самом деле здесь немножко не так, мне кажется, происходит. Служитель церкви не от себя получает ту силу, которой может священнодействовать. Здесь, если бы наши были таланты, то да, мы все были бы какими-то почти святыми. Но ведь это не наш талант. Оказывается, что в какой-то момент через служителя Церкви Бог может помогать. Через нас, в общем-то даже, не всегда ключимых, потому что мы не можем сказать о себе, что мы идеальны. Но вдруг происходит момент, так же, как во время Божественной литургии происходят некоторые моменты, когда ты понимаешь, что это не твое, что не человеческими силами это делается. Здесь опять мы возвращаемся к вопросам веры. Если бы только такие хорошие священники были в Церкви, то тогда нужно было бы нам просто институт священства продвигать все время, чтобы туда только очень хорошие люди попадали. Но вопрос в том, что очень хороших людей очень мало, а иногда их почти нет. Оказывается, что в человеке Бог может действовать и в таком неключимом и через него помогать. В этом мы тоже видим Промысл Божий, что Бог зовет и детей Своих к Себе и в то же время пастырю дает силу и разум, чтобы он мог этих детей пасти.
Тутта Ларсен:
— Я абсолютно здесь согласна, я об этом и говорила, что в такие сложные и, казалось бы, почти невыносимые времена у Церкви появляется как будто какая-то новая энергия дополнительная.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Потому что это действует не человек уже.
Тутта Ларсен:
— Да, да. И Церковь становится для обычного человека тоже чем-то новым и чем-то, может быть, по-новому им узнаваемым и принимаемым. Мне кажется, наша Церковь никогда не была такой живой и деятельной, как в эти последние годы.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Потому что Тот, Кто ей дает силы, наверное, хочет действовать через нее.
Тутта Ларсен:
— В новые времена, по крайней мере.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Да.
Тутта Ларсен:
— И удивительно, когда вы рассказываете, что делает Синодальный отдел, просто поражаешься, какое изобилие задач. Казалось бы, образование детей из трудных семей... Понятно, помощь, понятно кормить, одевать. Но еще и давать образование такого уровня, что люди сдают ЕГЭ лучше, чем среднестатистический школьник, у которого вполне благополучная домашняя жизнь. Удивительно просто. Наверняка еще и новые вызовы стоят перед Синодальным отделом по благотворительности и Церковью.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Конечно, вызовы всегда, никогда не кончаются. Просто Церковь, наверное, и основана на том, что мы не просто на какие-то вызовы отвечаем, это есть собственно жизнь. Вы живете, вы же не планируете вызовы. Приходит ситуация, и вы на нее реагируете, вы отвечаете на вызов. Приходят в жизни трудности, и мы должны как-то на них ответить. У всех разный ответ. Некоторые хотят спрятаться.
Тутта Ларсен:
— Сторговаться.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Некоторые сопротивляются и сами стараются все преодолеть, своим умом, своими силами. А Церковь удивительна тем, что она может не просто привлечь помощь Божию, но эта помощь Божия привлекается именно при соединении людей. Как замечательно Евангелие говорит: где двое или трое собрано во имя Мое, Я посреди них. Это собрание людей, вспомним даже все чудотворные иконы московские, когда они избавляли Москву от нашествия, в чем? Собирались вместе, шли Крестными ходами, встречали Владимирскую, было Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Эта общая молитва, общее желание обратиться к Богу никогда не оставалось без ответа. И замечательная история нашего государства свидетельствует об этом. Поэтому здесь Церковь раскрывает тайну единства людей. Когда оно разрушается, то разрушается и Церковь. Когда оно вдруг восстанавливается, даже по таким, к сожалению, очень тяжелым обстоятельствам, вдруг, оказывается, в Церкви какая-то огромная сила действует, которая многие вещи, которые человеку не под силу, может совершить.
Тутта Ларсен:
— Это «Делатели» на «Вере». Я Тутта Ларсен.
Василий Рулинский:
— Я Василий Рулинский. У нас в гостях сегодня протоиерей Михаил Потокин, исполняющий обязанности председателя Синодального отдела по благотворительности. И сразу скажем, как можно присоединиться к помощи, сейчас особенно нужна помощь в Курской области. Можно оставить пожертвования на сайте mirom.help на церковной платформе «Поможем». Так же можно позвонить по телефону 8-800-70-70-222, предложить свою помощь. И в Москве принести продукты, средства гигиены в любой ближайший к вам храм. Отец Михаил, вы начали говорить очень хорошие слова по поводу важности того, что мы собираемся вместе, и присутствия Самого Христа среди верующих. Мне кажется, одним из ярких проявлений этого духа христианского единства во Христе стал проект помощи добровольцев-ремонтников в Мариуполе. Вы там недавно были и встречались с добровольцами, помогали им в духовном смысле, общались с ними. Сейчас уже больше тысячи человек съездили, за чуть больше года церковь собрала вокруг проекта восстановления частных домов одиноких стариков и инвалидов в Мариуполе тысячу человек со всей страны. Мне кажется, одно из таких ярких свидетельств, по-моему, они далеко не все церковные. Вы когда туда приехали, какое было чувство, когда вы с ними общались?
Протоиерей Михаил Потокин:
— Чувство очень хорошее. Вы так сказали, что я им помог, как-то духовную помощь оказал. Это не правда, это они мне помогают. Я когда гляжу на этих людей, думаю: Господи, ты-то что? Вот люди, отпуском пожертвовали, бросили все свои дела, которых в жизни же у нас не переделать дел. У нас наверняка всегда дома что-нибудь сломано.
Тутта Ларсен:
— Х-хм.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Смеются некоторые.
Тутта Ларсен:
— Примерно всегда.
Протоиерей Михаил Потокин:
— И примерно всегда починка затягивается. И тут взять все время свое, силы, ну и потом... В Мариуполе в общем-то безопасно, скажем так, по отношению к другим регионам, районам новых территорий, но все-таки сама поездка непростая, тоже нужно решиться. Особенно там есть женщины, которые приехали помогать. Удивительная атмосфера среди этих людей рождается. И это очень тебе самому много сил дает, потому что видишь в человеке неподдельное чувство дружбы, любви, сострадания, милосердия. Это неподдельно, потому что по делам можно только узнать, на словах можно все, что угодно красиво рассказывать, но дела больше всего о человеке свидетельствуют. Естественно, что среди этих людей есть общность, потому что у них есть общее дело. Общий интерес рождает общность людей. Такая община, они даже и живут в Мариуполе в общежитии замечательно, там два этажа, чудесные люди. Мы прекрасно поговорили, я много почерпнул для себя, внутреннюю силу нам люди дают, чтобы служение продолжать. Откуда у священника силы, сам-то священник сил никаких не имеет. А вот через людей Господь посылает и дает какую-то возможность и физически и духовно помогать, стараться служить этим людям, стараться организовывать, чтобы они могли приехать туда, чтобы они могли соединиться там, общаться. Это чудо. Я думаю, что это одно из светлых и самых удивительных явлений в жизни Церкви — вот это добровольческое движение, причем такое, которое объединяет совершенно разных людей, которые часто по своему социальному статусу, образовательному и даже по религиозности своей совершенно разные.
Тутта Ларсен:
— Это интересно, о чем Василий спросил, что далеко не все люди, которые приезжают по линии Синодального отдела по благотворительности, то есть через Церковь приезжают добровольцами в этот проект, не всегда в Церкви.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Что значит не всегда в Церкви? Мы все-таки собеседуем с ними, я в том числе, ваш покорный слуга в этих беседах участвовал. Вопрос не в том, что они, может быть, не столь воцерковлены. Все-таки по линии Церкви мы стараемся общаться больше с верующими людьми, которые говорят о себе, что они верующие. Не нужно так, что мы с улицы всех приглашаем.
Тутта Ларсен:
— Все-таки это важно.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Это церковное. Это конечно важно. Это важно и для Церкви самой, потому что это помощь Церкви. Вопрос в другом, что мы, конечно, глубоко не смотрим и не требуем воцерковления от людей. Если человек православный или себя хотя бы считает или, как сейчас говорят, позиционирует себя православным. На самом деле это для нас важно, потому что единство все-таки во взглядах существенно.
Тутта Ларсен:
— Общие ценности.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Да. Единство взглядов, как ни крути, если у людей есть единство взглядов, чаще всего они найдут общий язык. Когда есть различия, причем, какие принципиальные различия, это всегда повод для разделений, непониманий. А когда коллектив разделился, мы из Евангелия знаем: «Дом, разделившийся в себе, не устоит». То есть тогда не пойдет никакое дело. Это важно даже не с точки зрения религиозности, а с точки зрения дела самого. Если люди не согласны, у них вся сила уйдет на то, чтобы решить свои споры. Так же как и у нас, почему внутренняя брань в человеке столько сил забирает? Стоит с кем-то поссориться, ни работать, ни молиться, ничего ты не можешь. У тебя внутри одна брань, ссора одна, и ты всю жизнь выясняешь отношения. Кушаешь, пьешь, спишь, едешь на работу — у тебя внутри идет выяснение отношений с обидчиком. Это страшно забирает все силы и, собственно говоря, для человека мирное настроение — это уже почти как в раю. Во всяком случае, мы не должны провоцировать людей. Когда мы соединяем людей слишком разных и однозначно полярно настроенных, то это тоже не очень хорошо, это похоже на провокацию. Все-таки мы должны более-менее подбирать людей примерно с взглядами, которые хотя бы как-то сопоставимы, не говорю, что одинаковы, но сопоставимы.
Василий Рулинский:
— Отче, вы сейчас сказали, что если в мирном человек находится состоянии, это практически рай, и очень хочется этого мирного состояния всегда. Я, конечно, сейчас задам вопрос удивительно наивный, но все-таки, как его достичь, есть у вас подсказка?
Тутта Ларсен:
— Особенно в такие немирные времена.
Василий Рулинский:
— Когда ты читаешь новости и думаешь: может, лучше не читать?
Протоиерей Михаил Потокин:
— Я, честно говоря, сам с трудом представляю себе, для человека, который находится под давлением информационным, как это сделать. Здесь как раз вера помогает. Надо отметить, что мысль о том, что Бог есть, немножко выстраивает иерархию наших забот. Если Бог есть и Он сказал, что нужно не заботиться о себе, потому что и одного волоса ты не сделаешь белым или черным, ни на локоть себе не прибавишь рост. Главенство Бога в жизни человека, какое место Он у меня занимает. Когда я начинаю сам что-то делать, конечно, мне все мешают. Когда все-таки я понимаю, что надо мной есть Тот, Кто разрешает или не разрешает, помогает или препятствует мне что-то делать, тогда немножко по-другому. Начальство над нами Божественного Промысла очень важно понимаемо. Святые, хотя в тяжелых обстоятельствах были, всегда принимали их, как от Бога. Человек, который даже что-то тебе неприятное делает, они не принимали это как от человека, Они принимали это как воспитание. Значит, мне нужно выработать какое-то качество души, терпение, отношение к людям такое, которое было бы более евангельским. Они воспринимали это как урок, а не как испытание. Жизнь они воспринимали как общение с Богом, но общение не только, что Он тебя гладит по головке и дает тебе то, что ты попросил. В чем любовь родительская заключается? Не в том, чтобы только гладить детей по головке и давать им конфетку, но чтобы их научить чему-то. Иногда приходится что-то им не дать, где-то сопротивление оказать их воле. Не потому что мы такие жесткие, а потому что человеческая воля становится часто неуправляемой, страсти. Что-то попало мне, сердце страстное, дай мне и всё. Почему ты мне не даешь? Да потому что тебя же сохранить надо, поэтому не даю, чтобы ты остался цел, чтобы ты остался здоров. Если воспринимать жизнь, как стечение обстоятельств, обращенных ко мне, меня жизнь не любит, мне плохо делают, тогда, да, тогда раздражения не избежать, потому что это естественная реакция. Тебя толкнули, ты толкаешь, тебя обидели, ты обижаешь. И тогда очень сложно принять человека и понять того, кто к тебе испытывает неприязнь. Если ты понимаешь это как некий Промысл Свыше, что тебе такой случай в жизни дан, научись от него, научись чему-нибудь. Ты можешь стать глубже всякий момент своей жизни, но ты можешь стать и глупее. Куда повернет тебя твой внутренний человек, чему ты научишься? Этому много примеров в житии святых, которые так и поступали, они из всего извлекали урок. Поэтому если он понимает это, то после того, как урок был воспринят, всегда дается какая-то награда. Но награда не в смысле медаль или новая должность или звание, а наградой от Бога и является как раз мирное состояние души человека.
Василий Рулинский:
— Когда вы сейчас говорили, мне вспомнился случай из жития преподобного Сергия Радонежского. Помните, когда был спор о том, кто игумен настоящий. На клиросе он услышал, кто-то из братии его близких начали говорить: да этот Сергий вообще не игумен, я тут самый главный. Что делает преподобный? Он просто в лес уходит из монастыря, он не хочет ни с кем ничего выяснять.
Протоиерей Михаил Потокин:
— Не, не, не, он даже не хочет, он принял это. В тот-то и дело. Удивительно. Человек, который не держится за игуменство. Я думаю, что здесь другое совсем, он не держался за игуменство, нет, для него это крест был. Для человека, который так глубоко уже был в вере.
Василий Рулинский:
— Ну да, он в молитве был.
Протоиерей Михаил Потокин:
— И так истинно. Понимаете как, вот у вас есть семья, которую вы любите и хотите все время с ней быть. И вдруг приходит куча гостей, которые даже не ваши друзья, просто приходят люди с улицы, ты их должен принимать, с ними говорить. А семья-то вот она, любимая твоя. Куда тебя тянет? Конечно, к семье. Но семья святых — это общение с Богом. Я думаю, что здесь у него какая-то скорбь была о братии, но в то же время он ушел, он готов был оставить свое игуменство, пожалуйста.
Тутта Ларсен:
— Вы сказали, что все, что с человеком происходит, трезво и здраво воспринимать, как опыт, как урок и извлекать из него для себя пользу. А можно ли масштабировать это духовное упражнение до масштабов, например, страны, общества?
Протоиерей Михаил Потокин:
— Общество — это слишком разрозненно, то есть наоборот. Обобщение же христианство не воспринимает. У нас у каждого личная судьба. Я имею в виду личную судьбу. А что касается общества, наверное, тогда Ветхий Завет нужно теребить. Там по поводу народа все сказано, как народ верил, как он не верил, кому он поклонялся, что за это с ним бывало. Новый Завет говорит о личности, личное общение каждого отдельного человека со Христом. В этом общении вся наша вера. А что касается Ветхого Завета, если мы говорим об общественных законах, это прекрасно видно на истории Израильского народа, как эти законы действуют и какие при этом бывают последствия. Как народ воспринимает Бога, как он воспринимает заповедь, совесть, наверное, это Ветхий завет больше.
Василий Рулинский:
— Не хотелось бы жить в те времена. Мне как-то ближе...
Протоиерей Михаил Потокин:
— Новый Завет, да, я с вами согласен. Но какие-то зависимости, конечно, есть, иногда мы хуже себя ведем, чем ветхозаветные. Там хоть какой-то закон был. Десять заповедей были, а иногда мы и совесть забываем совсем, это совсем плохо бывает.
Василий Рулинский:
— Отче, у нас совсем мало времени осталось, сейчас, наверное, многие думают о том, как они могут присоединиться к помощи. Что можно сделать. Давайте еще раз напомним, что человеку, который нас слушает, можно прямо сейчас сделать, например, для тех, кто пострадал в Курской области, какие есть варианты?
Протоиерей Михаил Потокин:
— Вариант — это обратиться к нам в штаб или на горячую нашу линию, мы там ведем реестр, все ваши предложения и просьбы, все ваши инициативы, кто чем может помочь, соберем и обязательно к вам обратимся. Просто это нужно маршрутизировать, нужно связать тех, кто нуждается в помощи, и какую помощь мы можем оказать. Это мы делаем через нашу горячую линию. Кроме этого возможно материально помочь, продуктами питания, постельным бельем новым, бытовой химией. Это можно принести в Москве в храм или в наш центр, несколько раз мы озвучивали во время передачи. И, наверное, важно стараться в такие времена быть не равнодушным к людям, потому что наши переживания тоже есть начало молитвы. Если мы говорим о том, что стараемся отстранить себя от происходящих событий, это неправильно, никто не должен остаться в стороне. Помните, как у Хемингуэя «По ком звонит колокол?», Джона Донна там есть эпиграф: «Помни, что он звонит по тебе». То есть мы будем помнить, что каждый колокол зазвонил, где-то случилась беда, это, в том числе, он и нам возвещает, что и мы не должны остаться равнодушными. Поэтому я желаю всем, не оставаясь равнодушным, каждый свою лепту, каждый свою помощь по мере сил может внести, чтобы мы с вами стали Церковью, единым телом.
Василий Рулинский:
— Давайте напомним, телефон горячей линии 8-800-70-70-222. В штаб помощи беженцам можно приносить продукты питания, средства гигиены, Николоямская, 49, стр. 3. Сайт, про который отец Михаил сказал, это сайт mirom.help платформа «Поможем», там можно сделать пожертвования. Отче, спасибо большое за то, что вы сегодня были с нами. Будем надеяться, что те люди, кто сейчас страдает в Курской области и в других областях и регионах зоны конфликта, получат помощь и не останутся наедине со своей бедой, Церковь вся будет им помогать и все, что можно, делать для них.
Тутта Ларсен:
— Еще очень хочется надеяться на то, что сейчас все те люди, которым страшно, которые в растерянности, которые, читая новости, не находят себе места, смогут аккумулировать всю эту энергии в помощь тем, кому хуже. И переключат свои эмоции в какое-то реальное доброе дело. А для добрых дел пространство безграничное. Это были «Делатели» на Радио ВЕРА.
Василий Рулинский:
— Спасибо. С вами были Тутта Ларсен.
Тутта Ларсен:
— И пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Василий Рулинский:
— До новых встреч.
Тутта Ларсен:
— Всего доброго.
Протоиерей Михаил Потокин:
— До свиданья.
Все выпуски программы Делатели
Николай Чехов. «Крестьянский мальчик (Ванька Жуков)»
— Дядя Андрей, ты видел раньше вот эту картину? «Крестьянский мальчик» Николая Чехова.
— Да, Паша, видел. Я много раз бывал здесь, в Таганрогском художественном музее.
— А я впервые. И очень меня это произведение тронуло! Хотя, казалось бы, что особенного? Изображение крестьянского мальчика на холсте тридцать на сорок сантиметров. Курносый профиль, ухо, как пельмень, круглый подбородок. Светло-рыжие волосы торчат из-под нелепой фуражки.
— Ну, нелепым высокий картуз с козырьком кажется только на взгляд из двадцать первого века. А в 1881 году, когда создавалась картина, это была модная вещица. Полагаю, художник свой головной убор надел мальчишке на голову, чтобы его развеселить.
— И не получилось! Ребёнок не по-детски серьёзен. Пухлые губы сосредоточенно поджаты, брови удивлённо приподняты. И взгляд печальный.
— Усталый.
— О чём и речь! Юному герою картины несладко приходится. И так жаль мальчишку! Подобное чувство я испытывал, когда читал рассказ Антона Чехова «Ванька» о таком же вот несчастном подростке, который живёт у чужих людей и страдает. Писатель, кстати, не родственник художнику Николаю Чехову?
— Родной брат. Всего у Чеховых было семеро детей. Николай родился вторым, Антон третьим. Они выросли здесь, в Таганроге. А в 1876 году семейство перебралось в Москву. Восемнадцатилетний Николай к этому времени поступил в столичное училище живописи, ваяния и зодчества.
— А Антон?
— А Антон в свои шестнадцать остался в Таганроге один, доучиваться в гимназии. Чтобы прокормиться, продавал вещи, подрабатывал репетитором.
— А родители ему не помогали?
— Не было возможности. Глава семьи, Павел Егорович, был из крепостных, смог стать купцом второй гильдии, но разорился. И в столице переселенцы бедствовали. Тогда их очень выручал художественный дар Николая. Он много рисовал за деньги, чтобы прокормить родных. Заказчики отмечали его талант писать портреты, передавать характер человека, настроение, боль и радость.
— Потому и смог Николай Чехов так точно проиллюстрировать рассказ своего брата.
— Картина «Крестьянский мальчик» — вовсе не иллюстрация. Историю Ваньки Жукова Антон Павлович написал через пять лет после того, как Николай Павлович создал своё полотно. Это общественное мнение связало воедино проникновенные произведения братьев. И даже на некоторых выставках в конце девятнадцатого, начале двадцатого века портрет экспонировался под названием «Ванька Жуков».
— И это неудивительно! Картина и рассказ — как две части единого целого.
— Пожалуй! Николай и Антон Чеховы обладали особым даром сострадания. В своём творчестве они призывали людей относиться друг к другу внимательней и милосердней. Именно это роднит картину «Крестьянский мальчик» с рассказом «Ванька».
Картину Николая Чехова «Крестьянский мальчик» можно увидеть в Таганрогском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Живые слова. Наталия Лангаммер
По долгу службы я часто бываю на записи текстов в радиостудии. Когда автор читает, например, свою собственную книгу для аудио-версии. И вот, что я заметила — текст может быть замечательным, с красивыми образами, разнообразной лексикой, хорошим ритмом. Но автор читает, а мы со звукорежиссером его не воспринимаем.
Так было не раз. И в какой-то момент мы с коллегой озвучили автору одно и то же пожелание: «Пожалуйста, вернитесь туда, в ту историю, которую описали. Не читайте по бумаге, а рассказывайте. Для этого нужно здесь, в студии, в своей памяти проживать все события книги заново».
Надо же, как интересно. Казалось бы, это просто слова. И у них конкретный смысл. Но когда мы говорим, люди принимают нашу мыль, эмоцию, переживание только если мы доносим это искренне из сердца. Сколько бы мы ни старались интонировать, расставлять паузы, работать с тембром, это все не привлечет внимания слушателя, если в душе автора эти слова не живут.
Мой коллега тогда привел еще одно подтверждение этой идеи. Рассказал, что если в храме чтец произносит слова Псалтири, не понимая их или думая о чем-то другом, то и никто в храме их не поймет, не осознает.
Видимо, здесь уместно вспомнить выражение «пустые слова». Они не только про неисполненные обещания. Предположу, что они про пустоту в душе и мыслях при произнесении слов.
Поэтому и фразы-штампы в тексте, вроде: «Я была потрясена до глубины души» или «моему восхищению не было предела» тоже на трогают слушателя. Эти слова повторяли многие, много раз. И они звучат слишком привычно. Словно за ними уже почти нет смысла.
А вот если заглянуть внутрь себя и достать из глубины чувства, те чувства, которые только ты испытываешь, потом облечь их в те слова, которыми именно ты хочешь выразить эти чувства, тогда у собеседника появляется сопереживание.
Есть такое понятие «неконгруэнтность» — это несоответствие вербальных и невербальных сигналов, которые посылает человек. То есть, человек говорит то, что не думает, не чувствует, а тело выдает подлинные эмоции. Мы всегда чувствуем такое поведение своего визави. Называем его искусственным. Я думаю, человек по-настоящему слышит слово, когда оно подлинно, когда оно наполнено жизнью.
Автор: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Частное мнение
22 декабря. О молитве Царице Небесной
Сегодня 22 декабря. Церковь чтит Икону Божией Матери «Нечаянная Радость».
О молитве Царице Небесной — священник Николай Яковлев.
Все выпуски программы Актуальная тема