«Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их», — писал в одном из посланий апостол Павел о пастырях Церкви, пострадавших в годы гонений.
Сегодня мы говорим о священномученике Владимире Богоявленском и книге протопресвитера Михаила Польского «Новые мученики российские».
Место действия — город Киев.
Время действия — 1918 год.
В истории Русской Церкви Владимир (Богоявленский) был единственным иерархом, который последовательно занимал все три митрополичьи кафедры — Московскую, Петербургскую и Киевскую.
Этот архипастырь с первых же дней революции 1917 года в полной мере ощутил на себе давление безбожной власти и предчувствовал, что ему придётся пострадать за Христа.
Вот как говорится об этом в книге Михаила Польского «Новые мученики российские».
12 декабря 1917 года во время приёма владыка сказал: «Я никого и ничего не боюсь. Я во всякое время готов отдать свою жизнь за Церковь Христову и за веру Православную, чтобы только не дать врагам Её посмеяться над Нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранилось Православие в России, там, где оно началось». Сказав эти слова, владыка митрополит сильно и горько заплакал.
В январе 1918 года в Киеве началась гражданская война.
В Киево-Печерскую Лавру, где находилась резидента митрополита Владимира, явились вооруженные солдаты, обвиняя монахов, будто бы они на своей территории прячут оружие.
После обыска, который, разумеется, ничего не дал, семидесятилетнего митрополита Владимира под конвоем повели на допрос в комендатуру. Наутро его тело нашли за воротами лавры, с огнестрельными и многочисленными штыковыми ранами.
Последний из лаврской братии, кто видел владыку в живых, был старый келейник Филипп, рассказавший, что митрополит, которого вели вооружённые люди, был спокоен — словно шёл на служение литургии.
Нашёлся и свидетель последних минут жизни митрополита Владимира. Его свидетельство вошло в книгу священника Михаила Польского «Новые мученики российские», изданную в 50-х годах XX века за границей.
Когда убийцы вывели владыку за ворота, то он спросил: «Вы здесь меня хотите расстрелять?» Один из палачей ответил: «А что ж, церемониться с тобой что ли?» Тогда митрополит попросил у них разрешения помолиться Богу, на что последовал ответ: «Только поскорей». Воздев руки к небу, владыка молился вслух: «Господи, прости мои согрешения вольные и невольные и прими дух мой с миром!» Потом благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас да простит».
О прощении своих убийц молился современник Христа диакон Стефан — первый мученик в истории христианства.
В январе 1918 года слова той молитвы повторил митрополит Владимир (Богоявленский) — первомученик в длинном ряду убиенных в годы советской власти православных архиереев.
16 февраля 1918 патриарх Тихон открыл заседание второй сессии Церковного Собора с новости о зверском убийстве в Киеве митрополита Киевского и Галицкого Владимира (Богоявленского).
Весть о мученической кончине старейшего иерарха России глубоко взволновала всех членов Собора.
Собор установил в день смерти митрополита Владимира совершать ежегодное молитвенное поминовение всех усопших во время гонений исповедников и новомучеников Русской Церкви — и это соблюдается и по сей день.
Все выпуски программы Прообразы
«Преодоление конфликтов и непонимания между детьми и родителями». Анна Савари
У нас в гостях была психолог, советник «Национального фонда защиты детей от жестокого обращения» Анна Савари.
Разговор шел о том, что может помочь наладить взаимоотношения родителей и детей, в том числе приёмных, как можно обезопасить детей от опасностей современного мира, а также каким образом психолог может помочь детям, пострадавшим от жестокого обращения.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Истории слушателей»
Эта программа посвящена 10-летию Радио ВЕРА.
Ведущие Радио ВЕРА Алла Митрофанова, Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева и Константин Мацан поделились самыми яркими и удивительными историями наших слушателей.
Ведущие: Алла Митрофанова, Алексей Пичугин, Кира Лаврентьева, Константин Мацан
Все выпуски программы Светлые истории
«Молитвой очищаю зрение веры моей»
Молитвой очищаю зрение веры моей, чтобы не потерять во мгле Тебя, Звезда моя Светлейшая.
«Для чего Богу молитва твоя?» — спрашивают меня рабы земли.
Истину глаголете, сыновья земные. Для чего Полярной звезде бинокль мореплавателя, если видит она без бинокля? И не спрашивайте меня, если уж знаете, зачем мореплавателю бинокль.
Молитва мне нужна, чтобы мне не потерять из вида звезду спасительную, а не затем, чтобы ей не потерять меня.
Что сталось бы с внутренним зрением моим, если бы не упражнялся я в молитве?
Не упражняются ли упорно воины земные, чтобы видеть острее далекие предметы?
Не упражняются ли ткачи шёлка, чтобы различать нити тончайшие?
Как же не упражнять мне зрение веры моей, чтобы видело острее единственное сокровище моё?
Уловленный иллюзиями в сеть, едва нашел я малую лазейку на свободу, неужели потеряю её из вида?
Запомните, спутники мои, высока цена Боговидения. Вы, богатствами жертвующие, чтобы видеть роскошь экватора и северного сияния, приготовьтесь дать большую плату за созерцание Того, по сравнению с которым, роскошь экватора — нищета, а сияние севера — свеча сальная.
Если же всю свою жизнь за лицезрение Его дадите, знайте — дали вы лишь мелкую монету. Но милосерден Он и благ и не требует от вас сверх сего.
Вы, тело упражняющие, не забывающее об упражнениях рук, ног, головы и шеи, разве вы — мыслящие существа, вы, самураи? Мыслящие ли вы существа, если считаете, что ваша вера в Бога станет и останется зрячей без упражнения?
Всё Небо звёздное, видевшее опыт отцов ваших, свидетель мне, что ослепнет вера ваша, если и прозреет вдруг когда-нибудь. И взамен сокровища потерянного останется одно название ложное
На три дня завяжите глаза свои и увидите, как режет их свет солнечный. На три часа прервите связь с Богом, и почувствуете, как больно снова видеть свет Его.
Спрашиваете меня, сколько длится молитва моя? Поймёте ли, если отвечу — молитва моя дольше дней моих? Ибо своей молитвой я и вашу веру упражнять должен, и открывать глаза её, и являть ей видение и Виденного. Воистину, молитвой своей и свои и ваши дни наполняю.
Непрестанно совершаю каждение вере своей, чтобы не ослепили её образы земные.
Непрестанно призываю все круги ангельские укрепить меня в молитве вечной своей молитвенностью, чтобы удостоится узреть ту Славу и Красоту, Которые в полноте открыты зрению их.
О, спутники мои, как величественно видение веры! Клянусь вам, если бы это ведали, молитва ваша ни отдыха, ни края бы не знала.