Троице-Сергиева Лавра — одно из самых дорогих для меня мест на земле. Как и для многих, я думаю. Там, в глубине Троицкого собора, в серебряной раке, украшенной цветами и резными лампадами, находятся честные мощи преподобного Сергия Радонежского — святого подвижника, чудотворца и основателя Троицкой обители.
Однажды мне довелось услышать, как в Троицком соборе несколько монахов пели молитву. Слова её, обращённые к Богородице, надолго остались в сердце. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. По-русски оно звучит так: «О сладкого Твоего голоса,/ Мати Христа моего,/ о чудной любви и Твоего посещения, Владычица,/ о неизречённого Твоего обещания о пребывании с нами». На-церковнославянском языке песнопение звучит так: «О сла́дкаго Твоего́ гла́са,/ Ма́ти Христа́ моего́,/ о чу́дныя любве́ и Твоего́ посеще́ния, Влады́чице,/ о неизрече́ннаго Твоего́ обеща́ния,/ е́же с на́ми пребыва́ния».
Давайте послушаем это песнопение:
Это молитвословие исполняется в храмах в дни памяти преподобного. Возвышенные слова молитвы отсылают нас к одной из страниц жития Сергия Радонежского, когда ему явилась сама Пресвятая Дева. Однажды глубокой ночью преподобный Сергий читал акафист, то есть молитвенный гимн, посвящённый Пресвятой Богородице. Внезапно, как сказано в житии святого, «его осиял яркий свет, сильнее солнечного. Он увидел блистающую в неизречённой славе Божию Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный Сергий благоговейно склонился перед Божией Матерью, и Она сказала ему: "Не бойся, избранниче Мой! Я пришла посетить тебя... Отныне всем будет изобиловать твоя пустынь, и не только в дни твоей жизни, но и после твоего отшествия к Богу неотступна буду от твоей обители, подавая ей неоскудно всё потребное и покрывая её во всех нуждах"».
Древняя обитель и вправду процветает. Это и драгоценный духовный источник, и сокровище с культурной и исторической точек зрения... В лавру приезжают паломники не только со всей России, но и из других стран. А мне повезло жить неподалёку от монастыря — всего в тридцати минутах езды на автомобиле. Иногда приезжаю сюда с семьёй. Иногда одна. В будни, когда в лавре немноголюдно, — особенно благодатно. Какая радость помолиться здесь в тишине.
Давайте ещё раз вместе послушаем песнопение «О сладкого Твоего гласа» в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы
16 сентября. О помощи христиан друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи христиан друг другу, — священник Роман Федотов.
Тысячелетие Руси. Открытие памятника в Великом Новгороде
В «Повести временных лет» есть рассказ о том, как в 862-м году славяне пригласили к себе варяжских князей и доверили им власть над своими племенами: «приходите княжить и владеть нами». Эту дату многие учёные считают точкой отсчёта русской государственности. Спустя тысячу лет, в 1862-м, в Новгороде Великом был торжественно открыт грандиозный монумент в честь исторического события — памятник «Тысячелетие Руси».
Новгород выбрали не случайно. Именно в этом древнем русском городе, по преданию, сел на княжение варяг Рюрик, давший начало династии первых русских правителей — Рюриковичей. В 1857-м году Комитет министров принял решение объявить конкурс на лучший проект будущего монумента. Претендентам нужно было отразить в своих работах важнейшие вехи в истории России — от основания государства до преобразования его в империю. Из 53-х представленных эскизов лучшим был признан рисунок молодого художника Михаила Микешина. Этот проект одобрил сам император Александр II.
Государь посчитал, что Микешин лучше всех сумел отразить в проекте будущего памятника государственную идею «самодержавие, православие и народность». По своей форме монумент воспроизводил «шапку Мономаха» — символ самодержавной власти. Верх его венчал большой крест, перед которым стояла коленопреклонённая женская фигура — олицетворение Руси — и благословляющий её ангел. По кругу, в несколько ярусов, располагались скульптурные изображения видных деятелей разных эпох истории Российского государства. Князь Рюрик, Владимир — креститель Руси, Дмитрий Донской — освободитель от татаро-монгольского ига, первый царь династии Романовых — Михаил Фёдорович, первый русский император — Пётр Великий. Правители, военачальники, государственные деятели, патриархи, учёные, художники, писатели и поэты — монумент должны были украсить 128 скульптур.
На строительство памятника был объявлен сбор средств. Люди жертвовали охотно, таким образом, удалось собрать около трети необходимой суммы. Остальные средства выделила государственная казна. Работой над монументом, помимо Михаила Микешина, занялись скульптор Иван Шрёдер и архитектор Виктор Гартман. Частым гостем огромной мастерской, которую специально оборудовали в петербургской Академии художеств, стал император Александр Второй. Он внимательно следил за ходом работ. К июлю 1862 года бронзовые группы и горельефы были готовы. Царь осмотрел их и выразил своё одобрение. Памятник по частям переправили по Неве и Волхову в Новгород. Несколько месяцев длился сложный монтаж монумента высотой около 16-ти метров и весом 65 с половиной тонн. Наконец, 8-го сентября 1862 года, на Софийской площади Великого Новгорода состоялось торжественное открытие памятника «Тысячелетие Руси».
Монумент многое пережил. В конце 1943-го года фашистские оккупанты разобрали его и вывезли некоторые его части в Германию. Однако после освобождения Новгорода советскими войсками, памятник был полностью восстановлен. И в ноябре 1944 года состоялось второе торжественное открытие «Тысячелетия Руси» — монумента, который возвещает потомкам о героическом прошлом России.
Все выпуски программы Открываем историю
16 сентября. О помощи ранних христианских общин друг другу
В 8-й главе 2-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но, чтобы была равномерность».
О помощи ранних христианских общин друг другу, — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.