Есть много канонизированных святых, но только Господь знает, сколько ещё не канонизированных. Почившие, которые приходят к нам на помощь, и мы чувствуем их незримое присутствие рядом. Например, оптинские новомученники. Инок Ферапонт, инок Трофим, иеромонах Василий, убитые на Пасху в 1993 году.
Впервые имена этих подвижников церкви я узнала из книги «Пасха Красная». Вдохновившись прочтением историй из их жизни, рассказами паломников о чудесах, которые происходили с ними по молитвам новомучеников, решила — еду в Оптину. Тоже захотелось мне попросить у них молитвенной помощи и душевного укрепления. Друзья попросили привезти им из поездки иконы убиенных отцов и узнать какие молитвы можно им читать.
Я приехала в монастырь и сразу направилась в часовню к новомученикам. Потом зашла во все храмы на территории монастыря и перед отправлением домой заглянула в Церковную лавку за подарками.
Каково было моё удивление... ни одной иконы убиенных отцов там я не нашла. Решила уточнить у продавца:
— Здравствуйте! А где же у вас все иконы новомучеников оптинских?
— Икон нет. Они ведь пока не причислены к лику святых. Мы только молитвенно их поминаем и обращаемся как к живым. — объяснил мне продавец.
— Но, я только что была в часовне. И там видела небольшую книгу красного цвета с фотографией убиенных отцов. Может быть хотя бы эта книга у Вас есть в продаже? — настаивала я
— Ааа.. Это вы видели акафист. Кто-то из прихожан, наверное, оставил. Его обычно разрешают читать келейно, а в общем церковном употреблении не используют и не продают. Но вы попробуйте вернуться в часовню. Раз кто-то оставил, может быть вы его и возьмёте себе.
Последовав совету, я вернулась в часовню. Акафист был там. Лежал слева на подоконнике. Весь подклеенный в нескольких местах скотчем, видно, что зачитанный. Я взяла его в руки и увидела надпись на обложке большими заглавными буквами, подчёркнутыми несколько раз ручкой: «Акафист из часовни не выносить! Не благословляется!»
Я расстроилась. Подошла к кресту на могиле о. Василия. Она была ко мне ближе всех. И обратилась к нему: «Отче, что мне делать? Я очень хотела забрать с собой хотя бы этот акафист. Не могу же я взять чужой. Сейчас уеду из Оптины, вернусь ли когда-то вновь, неизвестно. Неужели я ничего не привезу домой в память о вас?»
Вопрос мой был скорее риторический. Поклонившись отцам, я вышла и направилась обратно в церковную лавку. До отъезда оставался всего час. Надо было купить уже хоть какие-то сувениры друзьям.
— Ну, что? Нашли акафист? — спросил меня продавец.
— Только тот, что уносить нельзя — грустно ответила я.
— Вы уж, простите, что ничем не смогу Вам помочь. У нас их правда нет. — с сожалением добавил он.
Я выбрала другие подарки , оплатила. Пошла к выходу...
— Постойте! — окликнул меня голос сзади.
Я обернулась. Пожилой монах, который всё это время стоял рядом в церковной лавке, вдруг обратился ко мне.
— Постойте здесь буквально минуту. Не уходите! Я сейчас приду! — сказал он и вышел на улицу.
Я осталась стоять на том же месте. Стало интересно, что он задумал.
Через несколько минут монах вернулся и протянул мне совершенно новую красную книжечку. Тот самый акафист, который я так искала.
— Возьмите! Я отдам Вам свой — сказал он.
Я обрадовалась: «Вот это подарок! Настоящее чудо! Как же я могу Вас отблагодарить? Скажите пожалуйста, что я Вам должна?»
— Ничего. Просто помолитесь обо мне, когда их причислят к лику святых. Вдруг я уже не доживу, а вот вы...
— Хорошо, отче! А как Вас зовут, о ком молится то?
— Моё имя Варлаам... монах Варлаам.
— Спасибо, отец Варлаам! Обязательно помолюсь!
С этого дня у меня не было ни капли сомнения в том, что оптинские новомученики действительно находятся на каком-то особом счету у Бога и будут обязательно прославлены. Ведь столько людей уже обращается к ним, в ответ получая помощь и утешение.
Всю обратную дорогу домой я читала этот акафист. И мысленно благодарила Господа за удивительную встречу и поездку.
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер