До определенного времени музыка была неотъемлемой частью процесса моего передвижения по городу. Либо это было радио, либо подборка любимых песен из телефона, либо диск, подходящий под то или иное настроение. Ехать в тишине было совершено некомфортно. В дальних поездках мы обычно ставили плэй-лист дочки и хором вместе с детьми пели почти все песни подряд: и русские, и английские. Было очень здорово.
Но в какой-то момент я стала замечать, что мне все реже хочется слушать песни. Я начала искать на радиоволнах инструментальную музыку. Возможно, это связано с тем, что я начала петь на клиросе, и по сравнению с духовными текстами, которые звучат в церковных песнопениях, слова некоторых песен стали резко диссонировать с тем, о чем хотелось думать.
Совершенно не радовала меня перспектива заполнения «оперативной памяти мозга» примитивными последовательностями аккордов и лишней информацией, хотелось сохранить место для чего-то более важного.
Прошло время. В канун очередного Великого Поста я поставила себе задачу каждый день прочитывать по главе Евангелия. Знаете, когда начинаешь читать священное писание, хочется о нем думать в течение дня, чтобы понять как и что надо изменить в своей жизни, чтобы она приобрела более правильный вектор в соответствии со Словом Божиим. Становится интересно как это получается у других.
Вот тогда я заметила, что в радио-эфире ищу беседы радио-ведущих и гостей, их размышления о жизни, о смыслах. Раньше это случалось крайне редко, а теперь даже новостные радиостанции вдруг попали в список избранных fm-волн. Я сначала подумала, что это признаки приближения старости. Возможно, так и есть. Человек с возрастом становится опытнее, а значит мудрее, и зачем ему какая-то музыка, если можно послушать интересные и полезные передачи, если можно подумать на философские темы? Или наоборот, отвлечься от своих мыслей, проблем, переключившись на что-то иное.
Очень полюбилась мне рубрика «Православный календарь» на Радио ВЕРА, где каждый день рассказывают о житиях святых, которые в этот день почитаются. Детям тоже она понравилась. Теперь просят включить программу записи. Мы ежедневно перед сном слушаем жития.
И вот, в очередной раз, сажусь за руль, не задумываясь, повторяю стандартный набор всех необходимых действий: ключ, зеркала, ремень, педаль, рука уже тянется к кнопке магнитофона. Но... понимаю, что не хочу сейчас слушать никакие лишние звуки. В чем дело? Отчего такая перемена?
Просто я вышла из храма после Пасхального Богослужения! Я причастилась! Господь так близко!!! Христос Воскрес, и Он с нами! Что еще может быть нужно! Душа поет «Христос Воскрес».
В ней появилось ощущение полноты, радости самого существования в моменте, когда в душе покой и хочется каждой мыслью благодарить Создателя за то, что я есть, за то, что всё так, как есть. Пришло понимание, что у мне дано всё, что необходимо. А если чего-то нет, значит, оно сейчас и не нужно или не полезно.
Не хочется проверять наличие новых сообщений в телефоне и уж тем более говорить о чем-то праздном, не хочется листать ленты соц. сетей, не хочется никакой суеты. Любой звук извне, любое постороннее слово или мелодия могут нарушить это ощущение радости, спокойствия, а мне так хочется подольше оставаться на этой тихой волне, осознавая, что во мне Сам Господа наш Иисус Христос. Это потрясает!
Сила благодати поднимает мысли над всей этой земной суетой. «Ядый мою плоть и пияй мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем» — читаем мы слова молитвы Василия Великого перед причастием. Вот так просто, сейчас, здесь, спустя две с лишним тысячи лет Сам Христос находится посреди нас! Чего же еще желать? Душа ликует от этого осознания! Нет волнения, нет беспокойства. Гармония и радость. Хочется поставить время на паузу и качаться на этой тихой волне. Яко с нами Бог — и важнее этого ничего не может быть!
Автор: Яна Зотова
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер