В следующем году будет 10 лет, как батюшка благословил меня руководить церковной лавочкой. Люблю эту работу. Живу там. Есть моменты, которые мне особенно по душе. Поделюсь одним из них. Это, как говорится в церковной среде, — предпразнство. Или подготовка к праздникам. У нас, у работников церковной лавки, или, как мы себя называем, у лавочников, таких больших праздников в году — 3. Рождество Господне, Пасха и еще один — наш, особый. Об этом — позже.
Конечно, к праздникам готовятся заранее в любом доме. Но мы начинаем раньше всех. Мы закупаем всякие сувенирчики, книжки, вкусняшки задолго до праздника — пост начинается 28 ноября, и сразу как он начинается, мы зажигаем в лавочке праздничные гирлянды, выставляем праздничный ассортимент. И в те моменты уже в душе рождается праздничное настроение. Бегаешь по лавочке, расставляешь ёлочки, вертепы, а под нос себе напеваешь колядки. Эту же линию предпразднства можно увидеть и в богослужениях. Ведь праздничную катавасию «Христос рождается — славите!» начинают петь задолго до праздника Рождества.
Также и с Пасхой. Подготовка к Пасхе начинает, вместе с подготовительными неделями к Великому Посту. Сразу после воскресенья, когда на литургии читают Евангелие о том как Закхей на дерево залез, чтобы Христа увидеть. В нашей лавочке 2 зала — в один попадаешь сразу как заходишь, а второй чуть правее, подальше. В ближнем зале мы выкладываем великопостные книжки, канон Андрея Критского. А в дальнем... В дальнем зале уже Пасхальный ассортимент. После Лазаревой субботы все Пасхальное переезжает в основной зал. И в богослужении тоже есть такой момент, маленького предпразднства, когда до Пасхи ещё целый Великий пост, на Прощеное воскресенье. Вечером все просят друг у друга прощения. А мы уже поем пасхальные стихиры, но не допевая их до конца — останавливаемся на словах: «..и тако возопиим:..», чтобы спустя 7 недель с долгожданной радостью допеть их до конца: «Христос Воскресе из мертвых!.»
А третий любимый мой праздник — это престольный. «Изнесение Животворящего Креста Господня». Или Медовый Спас. Наш Храм — Спаса Всемилостивого. А мы называем его медовым! И тоже вся предпраздничная активность начинается заранее. Заказать бочоночки для мёда, привезти сам мёд, наклеить праздничные наклеечки на баночки, разлить мёд по этим бочонкам, ждать освящения мёда. Все эти приготовления рождают в душе настоящее сладкое, медовое, липкое и безумно радостное настроение. Пока этот мёд разольёшь по бочонкам, расставишь для освящения и для продажи — все вокруг в меду! Босоножки прилипают к полу и в храме и в лавочке. А ты смеёшься потому что и сама вся в меду — ну а как иначе?
Выходит, у нас, у лавочников, праздники длиннее. Или просто нам так хочется радоваться. Скажете, в пост уже начинаете праздновать? Не, мы начинаем радоваться предстоящему торжеству. Ведь Господь сказал: «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, а ты, когда постишься, помажь главу Твою и умой лицо Твое.» Радоваться Господь заповедал. Вот мы и стараемся так жить, радостно и празднично! Хорошо у нас!
Автор: Мария Миргородская
Все выпуски программы Частное мнение
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 178 зач., V, 1-10.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что является главной целью жизни христианина? На чём крещёный человек должен сосредоточить своё внимание в первую очередь? Движению к чему должен посвятить все свои силы? Ответ на этот вопрос находим в том отрывке из 5-й главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня в православных храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 5.
1 Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный.
2 Оттого мы и воздыхаем, желая облечься в небесное наше жилище;
3 только бы нам и одетым не оказаться нагими.
4 Ибо мы, находясь в этой хижине, воздыхаем под бременем, потому что не хотим совлечься, но облечься, чтобы смертное поглощено было жизнью.
5 На сие самое и создал нас Бог и дал нам залог Духа.
6 Итак мы всегда благодушествуем; и как знаем, что, водворяясь в теле, мы устранены от Господа,
7 ибо мы ходим верою, а не видением,
8 то мы благодушествуем и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа.
9 И потому ревностно стараемся, водворяясь ли, выходя ли, быть Ему угодными;
10 ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел, рассуждая о конечной участи человека, довольно чётко указывает, к чему стремится каждый ученик Христов. Сейчас мы живём в смертных телах. Но желаем, по словам апостола Павла, облечься, то есть одеться, в небесное жилище, то есть в небесное, бессмертное, тело. Сейчас в нашей человеческой природе царствует закон смерти. Мы болеем, получаем раны, страдаем и, наконец, умираем. Поэтому мы хотим, чтобы смертное было поглощено жизнью. Именно на это направлены все наши усилия. Итак, в глобальном смысле цель жизни христианина — это преодоление смерти. Для этого, по словам апостола, необходимо приблизиться к источнику жизни, к Богу.
Что для этого надо сделать? Павел предлагает во всех своих делах полагаться на веру. Поэтому он и говорит: «мы ходим верою, а не ви́дением». И здесь вполне уместно задать апостолу вопрос: легко идти к цели, когда видишь её. Когда её можно осязать хотя бы одним из органов чувств. Но как можно двигаться к цели, когда её не видишь? И когда она недоступна нашему телесному восприятию? Ведь сам же апостол говорит в другом своём послании, что вера эта — «уверенность в невидимом». Но подобное утверждение противоречит здравому смыслу. Это всё равно, что пытаться идти по воздуху, как по асфальту. Попробовать можно, но толку-то?
Предчувствуя такие недоумения, апостол делает очень важное пояснение. Господь, по словам Павла, дал нам «залог Духа». Что это такое? Говоря простым языком — это духовная интуиция. Врождённая чувствительность к духовной реальности, которая есть у каждого человека в силу того, что каждый из нас — образ Божий. В каждого из нас Господь вдохнул дыхание жизни. Как инстинкты помогают животным выжить в мире дикой природы, так и духовная интуиция подсказывает нам, как необходимо действовать, чтобы не потерять связь с Творцом. Она позволяет нам ощущать и осознавать Его присутствие. Она делает нас чуткими и проницательным в тех вопросах, которые связаны с духовным миром.
Так в чём же тогда проблема? Проблема в том, что мы не пользуемся этим чувством. Оно у нас атрофировано. В этом мы чем-то похожи на животных, у которых отбит нюх. Зубы есть, когти есть, сила и ловкость есть, но без нюха животное обречено. А потому наша задача распознать эту важную часть своего существа, а потом всячески её разрабатывать. Именно для этого Христос дал нам Церковь с её таинствами, именно для этого Он дал нам Евангелие с его заповедями. Тот, кто понуждает себя организовать свою повседневную жизнь так, чтобы самоотверженно служить ближним и во всём искать волю Бога, создаёт в своей душе пространство, которое Господь через церковные таинства наполняет Своей благодатью. Присутствие Бога в жизни становится для такого человека ощутимой и осознаваемой реальностью. Духовное измерение получает плотность. А это и означает, что наше смертное тело уже здесь на земле превращается в небесное жилище и наполняется вечной жизнью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Помогать Благотворительной клинике и бездомным людям
Григорий из Санкт-Петербурга в прошлом бизнесмен. Восемь лет назад под Новый год его жизнь круто изменилась. Мужчина потерял работу, деньги, дом и оказался на улице.
«Моя история про то, как резко всё может поменяться, — рассказывает Григорий. — Однажды летом я выходил из ресторана и, проходя мимо бездомного человека, пнул его ногой. И ещё добавил: „Что тут расселся? Иди работай!“. И когда спустя пару лет я замерзал у метро и просил у прохожих деньги на проезд, а все шли мимо, я очень отчетливо вспомнил эту историю».
В один из дней, между поисками жилья и заработка, Григорий набрёл на маленький храм под Петербургом. Там он встретил женщину, которая рекомендовала ему поехать в посёлок Вырица, в Ленинградской области. Так мужчина оказался в Серафимо-Вырицком монастыре, где обрёл кров и поддержку. То, что с ним произошло, полностью изменило его взгляды на жизнь. Теперь дни Григория наполнены смыслом, верой и помощью ближним.
Сегодня он трудится в монастыре, выполняя разные послушания, работает в строительной сфере и помогает Благотворительной больнице. Это место, где бесплатно принимают пациентов, у которых нет дома, денег или документов. Им перевязывают раны, проводят обследования, выдают лекарства и в целом помогают выбраться из трудной ситуации.
Григорий всегда готов здесь что-то починить или решить другие важные задачи. Кроме этого, он не оставляет без внимания и людей, оказавшихся на улице — при случае накормит и направит за поддержкой в Благотворительную больницу.
Если вы тоже, как и Григорий, хотите помогать проекту и людям, попавшим в беду, переходите на сайт Благотворительной больницы — заполните анкету волонтёра или сделайте любой денежный перевод: https://charityhospital.ru/donate/
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Послания апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам». Прот. Андрей Рахновский
У нас в студии был настоятель храма Ризоположения в Леонове протоиерей Андрей Рахновский.
Разговор шел о посланиях апостола Павла к Ефесянам и Колоссянам: как они были написаны и как в них формулируется учение о Христе и Церкви.
Все выпуски программы Светлый вечер