— Смотрите, Маргарита Константиновна, какая картина — солнечная, яркая! «Тёплый день» называется.
— Я очень люблю эту работу Анатолия Левитина, Наташа. Непременно стараюсь уделить ей время, когда прихожу сюда, в Русский музей Санкт-Петербурга. Картина лаконичная и жизнерадостная. В изображении нет ни одной случайной детали. Девушка сидит на подоконнике у распахнутого окна в многоэтажном доме. Лица героини почти не видно, она смотрит на улицу. Внизу видны крыши домов, согретые солнцем. Свет заливает комнату, блики лежат на паркетном полу.
— Интересно, какое это время года?
— Мне кажется, весна. На полу у подоконника мы видим глубокие чёрные туфли на каблуке, которые девушка только что сняла — они явно не предназначены для жары. Видимо, действие картины происходит в один из тех апрельских или майских деньков, когда утром ещё прохладно, а к обеду начинает припекать. Героиня даже сбросила кофточку — вот она, на табурете.
— Почему-то кроме этого табурета в комнате не видно мебели.
— Так художник подсказывает нам, что жильцы ещё не заселились. Дом недавно достроен. Юная хозяйка пришла, чтобы отмыть комнату от строительной пыли — видишь, на полу стоит ведро с водой.
— Весна, приятные хлопоты перед новосельем — представляю, как девушке радостно на пороге новой жизни!
— Именно этого и хотел Анатолий Левитин — чтобы зрители сопереживали счастью героини.
— А художник знал её? Может быть, это его дочь?
— Нет, у художника было два сына, Андрей и Дмитрий. В 1957 году, когда отец работал над картиной «Тёплый день», старшему исполнилось десять, младшему семь лет. А с девушкой Левитин не был знаком, она стала героиней полотна совершенно случайно.
— Случайно?
— Да. Анатолий Павлович гостил в Сталинграде — так в то время назывался Волгоград. Художника потрясло масштабное строительство — город, лежавший в руинах после Великой Отечественной войны, на глазах вырастал, обретал новые очертания. Левитин захотел непременно запечатлеть на полотне это возрождение. Ему разрешили походить по новостройкам в поисках подходящей натуры. Двери в одной из квартир были открыты, и в проёме он увидел девушку на подоконнике.
— Маргарита Константиновна, а вас не удивляет, что именно этот трогательный сюжет стал для художника символом возрождения города? Ведь он мог изобразить что-то масштабное — каменщиков на высотке, работающий подъёмный кран...
— Мне кажется, Наташа, что Анатолий Левитин ставил перед собой более глубокую творческую задачу. Он хотел показать не просто строительство, а возрождение, как возвращение к жизни, её победу над мраком и разрушением. И все детали на полотне свидетельствуют об этом: окна, распахнутые навстречу свету, девушка, у которой всё впереди. Её душа полна надежд...
— ...Близких и понятных каждому человеку на земле.
— Конечно! Недаром в 1958 году картина Анатолия Левитина «Тёплый день» получила серебряную медаль на Всемирной выставке в Брюсселе. Отношение к жизни, как бесценному дару, благодарность Богу за него, способность радоваться таким простым вещам, как солнце, свежий ветер — ценности безусловные. Молодой русский художник посвятил им свою работу, и международное жюри высоко оценило её. А по возвращению на родину полотно стало экспонатом Русского музея.
Программа подготовлена при поддержке национального проекта «Культура»
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.