У нас в студии был клирик храма святителя Николая в Тушине священник Стахий Колотвин.
Мы говорили о смыслах богослужения в ближайшее воскресение, в которое вспоминается чудесное исцеление Христом слепорожденного, о перенесении мощей святителя Николая Мирликийского, о праздновании отдания Пасхи, а также о Вознесении Господнем.
М. Борисова
— Добрый вечер, дорогие друзья! В эфире наша еженедельная субботняя программа «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость — клирик храма святителя Николая в Тушине, священник Стахий Колотвин, и с его помощью мы постараемся разобраться в том, что ждет нас в Церкви завтра, в шестое воскресенье после Пасхи и на наступающей неделе. Как всегда, по традиции, мы стараемся понять смысл наступающего воскресенья, исходя из тех отрывков из Апостольских Деяний и Евангелия, которые прозвучат завтра за Божественной Литургией, и отрывок из Деяний святых апостолов из 16-й главы, стихи с 16-го по 34-й — это повествование о том, как два апостола, Павел и Сила, исцелили одержимую духом прорицательным служанку богатых господ, и что из этого вышло — результате их поволокли на судилище, потому что они, можно сказать, лишили хозяев источника постоянного дохода. Вот о чем эта история, почему, если женщина, пускай она не правоверная, пускай она не христианка, но она ходила за ними и возглашала истину, она же не говорила ничего богопротивного, она говорила, что вот это «рабы Бога Всевышнего», почему нужно было изгнать из неё этого беса, который давал ей возможность прорицать?
о. Стахий
— Если мы посмотрим на проповедь Самого Христа, то увидим, что тоже бесы пытались о Христе проповедовать, и Господь им специально запрещал. Несмотря на то, что Господь мог запретить бесам проповедовать так, чтобы об этом никто не узнал, ну, Господь всё может — Он показал вот эту свою власть над силой бесовской, показал, что бесы знают, что перед ними Христос, и ученики ближайшие Христа это заметили и поняли, но Господь показал, что недостойно возвещать истину, что явился Миссия на землю, силе бесовской. В принципе, вера бесовская, она очень-очень сильная. Недавно в одном светском издании меня спросили: может ли человек как-то верить и совсем уж в храм не ходить? Вполне стандартный вопрос, что вот человек бывает сильной веры — да сильная вера самая у силы бесовской, может, поэтому она называется тоже вот сила, есть сила, есть некоторая мощь, но эта мощь разрушительная, однако это мощь, которая теряет всю свою силу рядом со Христом. А по сути, апостолы поступили как настоящие христиане, то есть люди, которые действуют как Христос. Они что проповедовали? Проповедовали Евангелие. Евангелие на тот момент еще не записано, евангелист Марк только через 20 лет после Вознесения напишет первое Евангелие примерно. Но вот они все те же самые слова, в том числе наверняка, исцелив эту женщину, они потом поучали окружающих людей, поучали в том числе воспоминаниям слов Спасителя, обращенных к бесноватым людям, из которых пользующими телом, чьими устами бесы возвещали, что перед ними Миссия, перед ними сам Бог, которого они боятся. Нам тоже очень важно не только знать теоретически Священное Писание, но и его применять. Тут у нас в Апостоле пример того, как апостолы применили практическим образом Священное Писание. Мы точно также должны относиться к любому евангельскому слову, не просто его теоретически знать, а знать, где его творчески можно применить, в том числе, даже если это нам принесет какие-то проблемы, а как мы видим, проблемы сразу это принесло.
М. Борисова
— Проблемы, да. В темницу они попали, но в результате закончилось для них вполне благополучно, потому что их пребывание недолгое в темнице закончилось тем, что их сторож темничный уверовал во Христа и их отпустил, и, в общем, всё, во славу Божию, как-то завершилось благополучно. Но могло ведь завершиться и иначе.
о. Стахий
— Безусловно, мы видим, что порой некая духовность опаснее какой-то грубой и даже жестокой работы. Вот темничная работа, она ожесточает. Человек, который работает в темнице, неважно, с кем он работает, работает он со страшными преступниками, которых надо изолировать от общества, или преступниками, ну, какими-то просто проходимцами лёгкими, или он даже работает с невиновными людьми, которых он по должности должен как-то тоже держать в каком-то страхе и поминовении, это, конечно, дело очень непростое для души. Но тут парадоксальным образом мы видим: вот люди, которые на уровне такой альтернативной духовности, вот у них есть служанка, вот она прорицает эти прорицания, значит, как-то сбывается, мы помним, что сила бесовская не знает Божественного предвидения, не может будущее предсказать, не во власти этой силы бесовской. Но бес может через своих служителей, через каких-то гадалок, знахарок открыть, как будут развиваться события, если человек пойдёт целиком и полностью по пути греха, вот по тому пути, который угоден сатане и бесам, падшим ангелам его. Поэтому точно так же для нас вот этот парадокс разрешается тем, что сердце открыто проповеди Христа у ожесточённого своей непростой работы тюремщика, и сердце закрыто к проповеди Христа у тех людей, которые чувствуют, что мир не просто ограничен материальным, что есть духовный мир, что есть что-то выше вот этого земного уровня бытия. А для нас, как и для людей, вот люди всё-таки, которые так слушают радио, стараются о чём-то размышлять, мы тоже себя воспринимаем — да, мы люди непростые, которые вот только в смартфоне, сидят, там телевизор смотрят, нет, вот мы радио включили, размышляем о Священном Писании, о церковных праздниках, о некоторых богословских вещах, и нам кажется, что мы сразу вот чуть-чуть лучше окружающего мира. Так нет, может, рядом с тобой простой ожесточённый там грубый, даже в чём-то работяга, и он услышит слово Христа, и вся его жизнь преобразится, а ты услышишь множество правильных слов, ты какой-то вот духовностью за ней устремишься, но ты к истине Христовой не придёшь. Недаром, если посмотреть, вот эта очень печальная тенденция, когда люди приходят ко Христу, и Христос требует поменяться, а, как Господь говорит: «Сыне, дай мне твоё сердце», а человек не хочет давать сердце Христу, и поэтому человек начинает искать: ой, где места силы, куда съездить к какому гуру в Индию, может, даже никуда не ездить, где получить такую «духовность-лайт», что-то вот такое, что решало земные проблемы, чуть-чуть тебя поднимало над уровнем земли — это тупик, это всё бесовщина. Настоящий путь со Христом — это путь всё равно сложный, поэтому, дорогие друзья, не размениваемся, не ищем лёгкой духовности, ищем духовность настоящую, духовность, которую даёт сам Бог, Дух Святой.
М. Борисова
— Обратимся теперь к отрывку из Евангелия от Иоанна и 9-я глава, стихи с 1-го по 38-й, это история об исцелении слепорождённого, которого знал весь Иерусалим, про которого считали: раз он слепорождённый, значит, что-то там не в порядке с ним. От него даже собственные родители, можно сказать, отказались, судя по тому, как они отвечали, когда их призвали иудеи на судилище по поводу опять исцеления, совершённого в субботу. Но там, с этой историей исцеления слепорождённого связана одна такая странная деталь: мы знаем, что Господь исцелял людей, проходя мимо, людей, коснувшихся Его одежды, просто словом говорил: «Прощаются тебе грехи твои, возьми постель свою и иди домой». А тут почему-то Он совершает некие действия: он плюёт, делает брение, мажет глаза слепорождённому этим брением и отправляет его умыться в Силоамскую купель. Вот что это за странность такая? Причём всё это происходит в субботу, как всегда, Он прекрасно понимает, к чему это всё приведёт, то есть, всё евангельское повествование красной нитью пронизано вот этими субботними исцелениями, делается это, естественно, специально и приводит к вполне ожидаемым последствиям — что, собственно, тут и произошло, потому что этого несчастного слепого тоже поволокли на судилище и стали выяснять, что это такое с ним происходит.
о. Стахий
— Господь через Церковь в сегодняшний день, воскресный наступающий, даёт нам возможность пройти по срединному царскому пути между опасностями, крайностями вот такой альтернативной духовности и такой укоренённой телесности, потому что Господь, исцеляя, показывает, вот как мы поём на заупокойных служениях: «Яко земля еси и в землю отыдеши», обращаясь к усопшему. И точно так же вот Господь показывает: ты думаешь, ты такой вот человек, ты заботишься о своём теле, чтобы оно было здоровое, чтобы оно было там спортивное, чтобы оно было красивое, даже если уже как-то красота спортивной формой не берётся, но чтобы оно было снаружи украшено какими-то модными вещами, прической и так далее. То есть, ты вокруг своего тела выстраиваешь в основном всё своё существование, и только вот этой духовности лёгкой пытаешься ещё добавить, опять же, чтобы просто своё тело порадовать. Но Господь показывает: смотри, твоё тело — это вот по-прежнему та же самая земля, та же самая вода, вот Господь взял, и вот эти элементы таблицы Менделеева химической, Он в них вдохнул Свой Дух, и без этого Духа твоё тело точно так же рассыпается на составляющие и точно так же возвращается в круговорот вот этих элементов, веществ, в мире находящихся. Без Души — ничто. Господь показывает, что для того, чтобы получить зрение духовное, нужно предпринять некоторый путь ко Христу, точно так же, как получить зрение телесное невозможно, если ты слепой от рождения, тебе вот, ну, бывает человек, потерял ещё как-то зрение, но и то где-то можно восстановить, а где-то вот сейчас пытаются разработать какой-то технический протез, какие-то электронные сигналы, подключить к мозгу, но пока всё это впереди и всё равно глаз восстановить не может наука сейчас. А Господь может восстановить зрение, но всё это лишь некоторый символ того, что только Господь может восстановить духовное зрение, какой бы ты не был благочестивый, аскетичный, молитвенный, какой бы ты там не был духовный, какой бы ты не был помогающий другим людям. Можно действительно сказать: смотрите, а зачем в храм-то ходить? Вон какой человек замечательный, да, был такой вот коммунист но всем всегда помогал, или вот этот человек взял и с собой пожертвовал, а Христа я не знал, безбожник был. Так всё равно увидеть, куда идти, в каком направлении двигаться человек может в полноте, только если Христос его духовное зрение откроет. Может человек всё равно двигаться к добрым делам без Христа? Может. Ну, вот мы смотрим на слепорожденного, он же как-то прожил до взрослого возраста, мы знаем, что уже возраст у него солидный, потому что его родители потом, когда пытаются оправдаться, что они ни при чём, что они не звали Иисуса, что они вот верные служители и прихожане синагоги и никак не связаны с этим странствующим проповедником, они говорят: «Он сам возраст имеет, самого его спросите», то есть человек с такой тяжёлой инвалидности, начиная с детства, как-то живёт, перемещается, ходит там по улочкам, а улочки, надо понимать — это камни-булыжники, это где можно споткнуться, и тем более рельеф гористый в Иерусалиме, неровный, то есть, и человек может двигаться на ощупь, и в храм приходил, и тоже как-то куда-то приходил, где он мог подаяния просить и что-то дома мог приготовить. Точно так же и человек, который не знает Христа — атеист, невоцерковлённый человек, человек другой религии, он как-то на ощупь всё равно сможет к добру идти, потому что как-то вот выживать-то надо, и если ты идёшь к добру, в тебе есть вот какая-то духовная жизнь всё равно. Но чтобы понять осознанно, как и куда идти, это можно только со Христом. Для нас, однако, для тех православных христиан, которые вот уже знают христовый свет, «свет во тьме светит», и тоже наши вот тёмные души просветились светом Христовой истины, к нам уже другой вопрос: а как ты, имея зрение, не идёшь к источнику света и не идёшь к Христу? Вот родители этого слепорожденного, у них же зрение было, а они всё равно двумя руками просто — «нет-нет-нет, мы не со Христом!», отодвинуться от Него. Фарисеи, да они ходили Его слушали, тысячу и один вопрос Ему задавали везде, пытались там понять, где подловить, где наоборот, что-то с интересом услышать, где какое-то мнение по Священному Писанию, убедиться, что Он правда от Ветхого Завета отталкивается, а не что-то там от Себя, и всё равно вот разглядеть не смогли, не смогли прийти со своим физическим зрением. А вот Господь когда открыл вот этому человеку, но тоже Господь открывает какому человеку — который согласен, чтобы Господь Себя ему открыл. Если бы человек взял и говорит: «да нет, Господи, там и не надо», или потом, после исцеления физического, Господь ему говорит: «Веруешь?» Он говорит: «Да я вот особо не знаю даже в кого верить, но вот как бы готов, готов поверить». Вот и наши некоторые стремления, мы тоже говорим: «Господи, я готов принять веру в Тебя! Да, я, может, не разбираюсь, да, может, я за всю жизнь до конца не разберусь, как в Тебя верить, как к Тебе идти, но по крайней мере, попытку я сделаю».
М. Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям: сегодня, как всегда по субботам, в эфире радио ВЕРА программа «Седмица». С вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма святителя Николая в Тушине, священник Стахий Колотвин, и с его помощью мы, как всегда по субботам, стараемся разобраться в смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. Предстоящая неделя у нас такая суперпраздничная: 22 мая мы празднуем Николу Вешнего — это Перенесение мощей святителя Николая Мирликийского. Поскольку вы клирик храма святителя Николая, то у вас это ещё и престольный праздник.
о. Стахий
— Да, такой малый престольный праздник, можно сказать, первый, который на новом месте служения предстоит, поэтому тоже, дорогие друзья, как и подобает храму Никольскому, стоит на берегу канала имени Москвы, воды плещутся, уже не суровые и холодные, а уже при тёплой весенней погоде куда более приятные, навевающие прохладу, поэтому кто уже во все столичные московские Никольские храмы многочисленные побывал на престольных праздниках, почему бы не выбраться и на Лодочную улицу?
М. Борисова
— Почему празднуется перенесение мощей? Вообще, с мощами святителя Николая такая детективная история связана, но она как-то не очень монтируется с представлениями о почитании святыни, поскольку их просто друг у друга воровали, увозили, перевозили из города в город. Почему вот это перенесение мощей стало отдельным праздником для всей Церкви Христовой?
о. Стахий
— В принципе, перенесения мощей — праздники немножко изначально искусственные. Одно дело, когда праздновали обретение мощей: вот мощи, они были где-то в неведении или на кладбище, или как вот мощи мучеников вообще их выкидывали, чтобы дикие звери, птицы растащили, но стражников подкупали и как-то прятали до поры до времени. А вот перенесение мощей все-таки для тех людей, у которых мощи забирали — это все-таки была горесть. Вот когда брали там в столицу, в Константинополь, начиная со времен императора Константина, который вот хотел значение города возвысить, тоже стали переноситься мощи. Для тех людей, которые с мощами расставались, конечно, это скорбь. Но в чем-то зато, учитывая, что транспортные возможности были более скромные в прошедшие века, когда мощи приносили в какой-то большой город, и к ним могло вот уже теперь в течение года прийти в десятки раз больше людей поклониться, помолиться, то тоже это какая-то значимая вещь, тем более надо понимать, что недаром служат на мощах мучеников только Божественные Литургии, а мученики были в любом городке, в любом городке за эпоху гонений было множество святых, поэтому даже какой-то, может, более если знаменитый святой, его мощи уносили в большой город, все равно в маленьком городке оставались святыни, которые тоже местные жители могли почитать. Тем не менее ситуация менялась после того, как начались мусульманские завоевания, когда сначала начались завоевания арабские, потом, когда начались завоевания турецкие, и вот уже турецкие завоевания, вторая волна вот этих мусульманских завоеваний и уже и люди сами православные бегут, и тоже боятся за осквернение святыни и спасение мощей, с одной стороны, от возможного осквернения, которое не обязательно было, но тоже имело место быть, а с другой стороны, просто возможность людям беспрепятственно совершать Божественную Литургию у мощей, потому что это тоже, дорогие друзья, надо всем своим близким напомнить, что если ты ходишь, поклоняешься к мощам, а не участвуешь в Божественной Литургии, ну как-то это не очень уважительно по отношению к Господу, ведь святыни не сами по себе помогают, они могут только перед Господом ходатайствовать, поэтому, когда и к мощам святителя Николая, кто в Бари добирается, конечно, на литургию надо попасть, и если ты идёшь к каким-то другим святыням, идёшь к мощам, там блаженной Матроны Московской, блаженной Ксении Петербургской, всё равно помни, вспоминай, оценивай: когда же я в Божественной Литургии участвовал? Поэтому возможность совершать у мощей Божественные Литургии — это ценность для всего христианского мира. И вот таким парадоксальным образом мы смотрим, что даже мощи, которые, по сути, были похищены, похищены с грабежом, чуть ли не со смертоубийством, причём ещё два нашествия было, сначала две трети мощей барийцы, барийский отряд, более быстрый корабль, из Бари ближе было плыть на перегонки, зная о том, что турки приближаются уже к побережью к западному, к юго-западному Малайзийского полуострова, вот стартовал корабль и смог увезти большую часть, так, и потом то, что спустя какое-то время прибыл венецианский отряд и уже смог там то, что спрятали часть мощей, и то там монахов бедных православных пытали, и мощи вот эти похитили дальше, и, собственно, кстати, частички мощей святителя Николая, которые в разных храмах — это из той второй части, которая Венеция на остров Лидо была перенесена, потому что в Бари из мощей никогда не доставались никакие там частицы, не изымались на протяжении веков. Но всё равно некоторый такой знак, который сейчас сказывается у нас парадоксальным образом в нашем секулярном мире, что благодаря перенесению мощей святителя Николая и в Бари, и потом в меньшей части в Венецию, западный мир проникся таким вот почитанием святителя Николая. Это дало такой парадоксальный эффект, что святителя Николая стали так почитать, что уже даже как-то о святителе Николае не вспоминается, а вот этот культ Санта-Клауса, разносит подарки святитель Николай, что сейчас уже, например, не особо воцерковлённые русские люди, которые смотрят западные фильмы и видят, уже там всё позабыто о святителе Николая, но всё равно хоть к постхристианскому наследию могут прикоснуться. И более того, мы смотрим, на той земле, где святитель Николай служил, проповедовал после 100-летней давности депортации всего православного населения с азиатской части Турции, не осталось православных христиан, но сейчас есть вот кто уже эмигранты из России, из Украины, из каких-то других православных стран, но коренного населения уже нет, всё было депортировано. Но даже турки, вот мусульмане, которые живут вокруг Мир Ликийских, в самих Мирах Ликийских, тем не менее, вот они вспоминают о Санта-Клаусе, значит, великий святой, значит, возможно ему помолиться, тоже такие вот необычные последствия, то есть, даже сила Божия в немощи, она всё равно совершаться будет. Для нас тоже это такой удивительный знак, что на Руси о таких далёких событиях слышали, потому что всё-таки Русь тогда отделена ордами кочевников, то есть, там до Византии, до Константинополя, до Царьграда добраться — это целая история, даже вот такой великий воин, как князь Святослав, мы помним, просто так обратно не вернулся в родимый Киев, там из пределов болгарских, а всё-таки на порогах его печенеги там догнали. А тут вот это приходит известие, и почитание вот этого празднества, которое как раз в греческих церквях не почитается — как же так похитили! Тоже мы видим, насколько уже тогда в Древней Руси святителя Николая почитали. И тоже есть интересное соображение, что это почитание пришло тоже не из Византии, не от Николы Зимнего — основного дня памяти, а пришло как раз с Запада, то есть уже распространилось почитание по Западной Европе, уже учитывая, что Священная Римская империя германской нации связывала Италию и Германию, то, соответственно, тоже, как некоторое такое паломничество и знати, и простых людей, и купцов, которые приходили и просили о покровительстве в дороге, на море, приходили в Венецию, до Бари добирались вот эти германские купцы, они же в то же самое время могли в другой год плыть и ехать не по рекам на юг Европы, а наоборот, из Германии направляться — это исторически засвидетельствовано — в Новгород, у которого были богатые торговые отношения с ганзейскими городами. И мы смотрим: один из древнейших соборов, ну, конечно, самый древний — собор Святой Софии на Софийской стороне, а на торговой стороне, где вот не гражданская власть, а вот эта мощь экономическая первая одной из первых столиц русского государства Господина Великого Новгорода, а на торговой стороне главный собор — это Николо-Дворищенский собор, который на всей русской земле один из самых древних, который сохранился. Возможно, наоборот, вот это почитание и многочисленные Никольские храмы пришли необычно, вот так, через Западную Европу, которая уже потихонечку теряет, свет православия гаснет, нарастает вот после разделения Церквей, после откола католического мира, римокатолического, от единства православия, но эта весть всё равно чудесным образом доходит, и мы видим, как пути Господни неисповедимы. Сколько вот людей, например, там многие люди в советские годы, там храмы были рядом, ходили, но все боялись заговорить, а там впервые кто-то в Библию заглянул, потому что какой-то сектант-баптист дал почитать, или наоборот даже попытался как-то затянуть уже, но человек не ушёл в протестантизм, а он нашёл вот библейский текст. Точно так же вот мы смотрим, и вот это даже вроде и похищение, и страдания людей, и то, что мощи оказывались в руках иноплеменников, и то, что они находятся в руках людей, не имеющих полноты православия — всё равно, всё равно это даёт возможность это почитание не только сохранить, но и приумножить, и мы видим, как на Руси святителя Николая почитают, и сколько в Москве в одной, и сколько у нас по всей стране храмов святителя Николая. Если есть любовь, если есть уже какое-то желание святого почитать, как мы помним — надо ему подражать, поэтому если каждый русский человек вот этого наиболее почитаемого на протяжении веков святого будет почитать по-настоящему, то он обязан ему подражать, а мы помним, в чём святителю Николаю подражать: заступись за несправедливо обиженного, помоги, не особо афишируя, тому, кто нуждается, приходи пораньше в храм- попозже уходи, молись, и действительно, жизнь в стране поменяется.
М. Борисова
— В эфире радио ВЕРА программа «Седмица», с вами Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма святителя Николая в Тушине, священник Стахий Колотвин. Мы ненадолго прервёмся, вернёмся к вам буквально через минуту, не переключайтесь.
М. Борисова
— Еще раз здравствуйте, дорогие друзья! Продолжаем нашу субботнюю программу «Седмица», в которой мы говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели, у микрофона Марина Борисова и наш сегодняшний гость, клирик храма святителя Николая в Тушине, священник Стахий Колотвин. Неделя у нас наступает знаменательная, 25 мая у нас Отдание праздника Пасхи. Вообще, такой загадочный праздник — Отдание, причем он же известен с ветхозаветных времен. Вот почему это так важно, почему важно отдавать праздник?
о. Стахий
— Невозможно все время жить на максимальном эмоциональном подъеме, то есть, если ты взял и где-то ликуешь от восторга, прыгаешь, кричишь — это очень хорошо, что у тебя есть такие моменты в жизни. А если ты каждый день ходишь, прыгаешь и кричишь, то, возможно, уже предстоящее лето тебе придется провести как младенцу спелёнутому, будут тебя кормить с ложечки, потому что твое нервное состояние системы оставляет желать лучшего. Точно так же и в духовном плане, учитывая, что наша пока тленная телесная природа не готова к вечному сорадованию со Христом, вот пункт номер один: чтобы стать святым, ты должен умереть, оставить свое грешное тело. Вот мы вспоминали святых, святитель Николай оставил свое грешное тело, вот мощи его перевозят, переносят, а сам он уже душой на небесах постоянно Господу сорадуется. Мы же здесь все-таки признаем: да, князь мира сегодня низвержен с небес, как молния, но по земле еще он ползает и нас в пяту кусает. Да, Христос Воскрес и победил смерть, но люди вокруг еще умирают, и сами мы в своих грехах, вот каждый грех чуть-чуть нашу душу более мертвой делает, хотя, конечно, покаяние и благодать Божия снова и снова ее готовы оживить. И вот поэтому расстаться с праздником — это тоже знак очень важного смирения, мы признаем, что я пока, Господи, полноты пасхальной не достоин, я достоин ее в какой-то момент времени, как Иоанн Златоуст, мы читаем его Слово на пасхальную ночь, в первый день Пасхи: «там, постившиеся, не постившиеся, все приступаем, все идем, все эту радость разделяем», а дальше мы возвращаемся уже в такую реальность, что понимаешь: нет, надо к причастию как-то подготовиться, нужно преодолеть свои грехи, нужно понять, что, увы, вот святые люди, они говорили, пустынники, преподобные отцы наши: «Радость моя, Христос воскресе!», а мы даже если себе за обыкновение возьмем, натренируемся и будем всем так говорить, но это будет лицемерие, потому что нет у нас радости от человекосозерцания, не от каждого, от кого-то есть, а от кого-то и нет, а от кого-то, наоборот, даже не радость, а ровно противоположное чувство. И «Христос Воскресе!», конечно, это безусловное приветствие, но ты в этот момент жизни к нему и не очень-то имеешь отношения, это будет искусственно, это будет наиграно. Смотрим на Отдание Пасхи, и Отдание Пасхи — это тоже, наоборот, такая возможность попраздновать-попрощаться, как вот кто-то приехал на несколько дней, например, погостить издалека, особенно там из другой страны, и тоже вот встретились радостно потом как-то ходишь, провожаешь, куда-то в музей повел, прогулялся, время провел, а потом раз — человек уезжает. Да, это, с одной стороны, горестно, но это тоже, это праздник расставания, не такой уж он и грустный засчет того, что тоже можно чуть-чуть поторжествовать. И я очень рад, что на Отдание Пасхи столько людей, кому рабочий график позволяет, выбираются в будний день, это всегда у нас среда, вот самый разгар рабочей недели, а все равно выбираются, кто-то там, может, с работы даже отпросился, чтобы попозже на нее прийти, хотя вечером идти вроде на Всенощное бдение под Вознесение, а все равно — как же, вот она пасхальная служба, вот он, в честь Отдания там крестный ход совершается, и «Христос в воскресе!» там поется, как же вот нам упустить эту возможность! Поэтому тоже, дорогие друзья, вот немножко нам Пасха могла даже приесться, ну, все время «Христос Воскресе!» поется, уже нас не цепляет, наша душа окаменевшая, ну уже это не удивляет. Но чтобы вот это чуть-чуть напоследок оживить, если какая-то возможность техническая есть, силы есть, здоровье, позволяет рабочий график, не только на Вознесение, постарайтесь выбраться и на кусочек, может, даже не получится на все, но кусочек вот этой пасхальной службы в день Отдания — не пожалеете, немножко Божественного света в душе Господь обязательно подарит.
М. Борисова
— Действительно, служба удивительная, потому что она во многом повторяет богослужение пасхального дня.
о. Стахий
— Конечно! Более того, каждое Отдание, например, двунадесятого праздника, просто это у Пасхи такое гигантское попразднство, Пасха — праздников праздник, поэтому одна Пасха празднуется не день, а семь дней. Двунадесятый праздник празднуется один день, и потом у него несколько дней попразднства, а Пасха празднуется семь дней — вся Светлая седмица, и потом 33 дня попразднества. Но смысл тот же самый, если мы придём на отдание любого праздника, то тоже мы увидим, что во многом повторяется служба самого праздника, но просто когда вот будет Отдание Вознесения, Отдание Троицы, это будет вскоре после Вознесения, ну вот только что была всенощная Вознесение, и мы этот канон пели, так вот раз, и Отдание Вознесения снова поём. А вот пасхальные-то песнопения, когда они были, и уже аж в другом месяце, как здорово, что можно их сейчас вспомнить.!
М. Борисова
— Но, как всегда, мы по традиции нашей программы стараемся вникнуть глубже в смысл любого праздника, исходя из тех отрывков из Евангелия, которые звучат на Божественной Литургии. И вот в день Отдания праздника Пасхи на литургии будет звучать отрывок из Евангелия от Иоанна, из 12-й главы, стихи с 36-го по 47-й, и начинается этот отрывок словами «Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света. Сказав это, Иисус отошел и скрылся от них». И заканчивается этот отрывок словами «И видящий Меня, видит Пославшего Меня. Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме. И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир». Вот как концентрат всего, что мы говорили и что мы чувствовали на протяжении всего вот этого пасхального периода. Почему так важно такую вот крещендо-точку поставить в этом празднике?
о. Стахий
— Ну, как в классической музыке, вот в конце раз, и разрешились в тонику, и такая завершенность музыкального произведения, и даже человек, который теории музыкальной не знает, все равно он уже ждет даже в незнакомой или в знакомой мелодии, вот как сейчас она закончится, и он уже предчувствует это окончание, потому что это возвращается снова к этому фундаменту музыкального произведения. И здесь точно так же мы возвращаемся к самому первому чтению. Вот человек невоцерковленный, он когда приходит на Пасху, он думает: «сейчас будут читать про Воскресение Христа», у нас вот в течение года мы читаем на каждой воскресной службе, на воскресном Всенощном бдении, по очереди 11 отрывков, которые о Воскресении Христа повествуют. А тут он приходит, и — «В начале было Слово...» — так, что это такое? Потом: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» — не очень понятно, ну а потом что-то там про Иоанна Предтечу уже, какое-то дальше повествование. Но вот эти первые пять стихов, которые на разных языках читаются в Пасхальную ночь, подчеркивается их значение, вот они поясняются, можно сказать, вот здесь, вот здесь Господь поясняет. Вот помните, там читалось про «свет, который тьма не объяла»? Это он. «В начале было Слово», вот это Слово, вот этот свет — это то, что из начала. Это не то, что, как вот даже были ереси и спорили святые отцы, защищали, что Христос, воплотившийся, ставшим одним из нас, родившийся в этот мир, принявший человеческую природу — это не что-то новое, это тот самый Бог-Слово, Который был вначале, вот Он, рядом с нами. И понятно: ну ладно, «свет где-то во тьме светит, и тьма его не объяла», а зачем пришёл в мир? Так тут Господь поясняет, тут тоже для многих людей, которые вне христианства, не очень понятно: «ну, а зачем Богу брать, воплощаться, что Он, не мог на небесах как-то сидеть? А почему, Он там не мог „щёлкнуть пальцами“, и все бы в рай пошли, улыбаясь и на ходу земные поклоны делали?» Так нет, Господь приходит, чтобы этот мир просветить, и более того, Он приходит не чтобы внешним светом просветить, а он предлагает стать сынами Света, стать сынами Божьими. Не просто взять и заслужить: вот ты тут исполнял заповеди, столько-то заповедей исполнял, предписаний, и потом ты попадаешь куда-то, где молочная река, кисельные берега, ещё какие-то телесные развлечения, там запас есть, и вот у тебя такие «мальдивы» над уровнем облака там очутились. Нет, а ты становишься сыном Бога, Сын Бога приходит в мир, чтобы мы могли стать сынами Бога, Бога, который Свет. Но вот этот Свет, его невозможно получить, если ты к источнику света не приходишь. И этот Свет невозможно получить, даже если ты будешь рядом стоять с источником света, но ты не будешь видеть, ты закрыл глаза. Помним, гномы у Льюиса, которые вот не хотели открыть глаза и утверждали, что они не в прекрасном саду, а в гнилом каком-то хлеву, потому что не хотели открыть, не хотели увидеть. И точно так же Господь, Он же берёт, вот эти слова, хоть очень торжественные и радостные, но тоже завершается вот в этот момент немножко печально — Господь отходит от них, отходит, почему? Это не в смысле, он убегает от людей, некоторым людям надо подумать, они говорят: «Да, это тот Свет, и я пойду за ним», а некоторые люди говорят: «Ой, нет, мы думали, тут власть захватывается над Иудеей, над Римской империей, но как-то нам вроде и не по пути, или что, сегодня исцеления закончились, и раздача хлеба закончилась бесплатная? Ну, ладно, в другой раз как-то придём, что это тут про свет какой-то?» Да и, по большому счёту, вот эти слова, они всё-таки должны нас взбодрить и на весь предстоящий церковный год, потому что потом, вот летом особенно люди меньше всего храм посещают, хотя вроде времени больше, и отпуск вроде есть, и народу не так в храме много, а всё равно какая-то расслабленность есть. Почему? Да потому что мы и к Богу-то даже, люди верующие, приходим, чтобы что-то вот такое земное получить. Мы приходим, вот ты скажи: «Я прихожу к Христу, потому что хочу стать сыном Света» — да нет, ну почему ты идёшь? Ну, привычка есть, что идёшь, ну, помолиться надо, даже страх есть какой-то: ой, не придёшь, ну, значит, какой-то вероотступник. То есть, даже вот то, зачем пришёл Христос нам навстречу, нам не очень понятно, не очень это мы приняли. Но как запоминаются слова, сказанные в какие-то очень проблемные, горестные моменты жизни, и наоборот, сказанные в какие-то очень яркие, радостные моменты жизни, и вот Отдание Пасхи — это такой тоже заключительный пасхальный яркий, радостный всплеск, и поэтому лучше запомнить в этот момент слова Христа, а не в грустный момент вспоминать, что там Господь говорил про путь на Голгофу со Христом на плечах. Поэтому, дорогие друзья, путь всё равно, конечно, будет иногда через Голгофу проходить, но лучше за Христом следовать, потому что нам охота стать сынами Света, и нам с этим Светом хорошо.
М. Борисова
— Напоминаю нашим радиослушателям: в эфире радио ВЕРА программа «Седмица», в которой мы каждую субботу говорим о смысле и особенностях богослужений наступающего воскресенья и предстоящей недели. С вами Марина Борисова и клирик храма святителя Николая в Тушине, священник Стахий Колотвин. Ну и вот заключительный аккорд наступающей недели — это двунадесятый праздник Вознесения Господня, 26 мая. Ну, событие праздника, вы же были на горе Вознесения?
о. Стахий
— Да, Елеонская гора — замечательное место, потому что оно объединяет целый ряд святынь. Конечно, вот само место Вознесения, на котором был ещё во времена царицы Елены построен храм, а потом, после мусульманского завоевания, конечно, было немало разрушений, но крестоносцы, когда захватили, уже отвоевали у мусульман на всех местах, где царица Елена строила, они построили, уже перестроили свои храмы. И вот сейчас над местом Вознесения сохраняется часовня, тысячелетняя часовня эпохи крестоносцев, вот на том самом месте, где вознёсся Спаситель, а вокруг неё древний престол, ещё более древний, где литургия рядом с этим святым местом совершается. Сейчас на этом месте находится мечеть, небольшая мечеть, скромненькая мечеть, такая районного значения мечеть, даже такого маленького райончика, крохотная мечеть, но которая вот обладает такой большой святыней и пускает православных паломников только за определённую мзду туда поклониться. Тем не менее, когда вот ты пришёл, и там, конечно, в этой часовне замечательная акустика, такое маленькое сферическое здание изнутри, и поэтому тоже спеть тропарь Вознесения, величание Вознесения там — такая большая радость, и кроме того, вокруг солнце палит, особенно если летом, а внутрь зашёл, хоть, может, и душновато, но уже такая прохлада, и чувствуешь: вот Небеса, немножко они поближе. А вокруг находятся два монастыря, буквально через дорогу находится маленький Вознесенский монастырь, о котором, я помню лет 15-20 назад вообще никто ничего не знал, то есть я, когда впервые побывал в Святой Земле, это было лет 20 назад, то мы останавливались несколько лет подряд вместе с хором Византийского распева, где я пел, в гостинице на Елеонской горе, прямо вот постоянно ночью мешал спать голос из минарета, вот эта трансляция той самой мечети, которая обладает местом Вознесения Спасителя, и мы ходили пешком и не знали, что прямо рядышком находится греческий монастырь, где буквально на тот момент был один монах, замечательный отец Иоаким, тоже человек удивительный, святой жизни, такой тоже подвижник, исповедник веры. С другой стороны от места Вознесения, чуть-чуть поодаль, находится тот участок, который на святой Елеонской горе смог приобрести архимандрит Антонин (Капустин) в XIX веке, как помните, он приобретал это все на народные средства, иногда царская семья добавляла личных средств, иногда богатые знатные люди тоже давали, но в основном все участки, которые выкупили у кого-то, у мусульманских владельцев Святой Земли — это все вот та самая народная копеечка, ее нельзя недооценивать, нельзя ждать и думать: «ой, придут какие-то богатые спонсоры, которые вот все храмы построят, которые там батюшку всем обеспечат и так далее», нет, все начинается с каждого маленького человека, и то, что находится большой многолюдный русский монастырь, причем русский монастырь — это монастырь Русской Зарубежной Церкви, поэтому там, помимо русских сестер, много сестер со всех просто стран и континентов там из Австралии, из Америки, откуда угодно, которых тоже объединяет вера во Христа Спасителя, которые радуются Вознесению Христа. Тоже такая большая радость — это то, что место святое, где была дважды обретена глава Иоанна Предтечи, тоже рядом с местом Вознесения. Кроме того, уже сам путь на гору Елеонскую, его можно прочувствовать, понятное дело, когда едет какая-то группа паломников, пожилых паломников, которым вот не подняться на гору Елеон, если есть чуть-чуть больше времени, если есть запас сил, всем вот, чтобы почувствовать, как апостолы туда ходили, как Христос шел на Вознесение от Иерусалима, лежащего под Елеонской горой — поднимитесь ножками, там есть и такая крутая дорога, где 45 градусов почти что, то есть, ну, совсем сложная, а есть дорога извилистая, в том числе место, с которого вот Господь, возможно, Который неоднократно поднимался на Елеон, потому что на склонах Елеона Гефсиманский сад, где вот Он плакал, глядя на Иерусалим, где Он говорил, что уже «камня на камне не останется», и сейчас глядишь на храмовую гору, видишь, что там мусульманская мечеть стоит и никакого ветхозаветного храма нет, и вспоминаешь тоже эти слова Спасителя. Сама вот эта география Елеонской горы, вот этой вершины, как Господь идет от вершины к вершине, Господь берет, и с горы Сион проходит, то есть, он входит, вход Господень в Иерусалим тоже со стороны Елеонской горы, поднимается на храмовую гору, где когда-то Авраам приносил в жертву Исаака, но вместо этого был вот этот козленок явлен, который был принесен за место человека, точно так же, как потом на горе Голгофе Господь был принесен за наши грехи. И вот Господь поднимается на гору Сион, вот воспевал царь Давид Сион, никто же не понимал в Ветхом Завете, что он воспевает, Сион же, он даже не в Иерусалиме, а рядом с древним городом стоял, почему же он Сион воспевал? Так потому, что там Тайная Вечеря, там Дух Святой потом сойдет на апостолов. И вот Господь поднимается на Сион, но всё равно его идет в Гефсиманский сад, но тоже очень важно, что Господа на склоне этой Елеонской горы схватили, то есть, Господь не поднимается на торжественную вершину Елеонской горы, чтобы вознестись во славе, сесть одесную Бога Отца, а Он смиренно предает себя в руки своих распинателей, которые Его ведут к храму, к храмовой горе, там над Ним издеваются, выводят в другую сторону, на запад Иерусалима, на Голгофу, там распинают. И только после того, как Господь прошел через все эти страдания, победил смерть, Воскрес, Он повторяет этот путь и уже поднимается со своими учениками, которым где Он являлся? Снова в той же самой Сионской горнице, откуда он пошел и через Гефсиманский сад на Голгофу, но уже этот путь Он показывает, Он поднимается на вершину Елеонской горы, с которой открывается изумительный вид. Вот все вот эти наши фотографии, которые в интернете открываешь, постеры, вид на Иерусалим, впечатляющий даже сейчас — это же тоже с Елеонской горы вот этот вид. И точно так же Христос поднимается и уже возносится во славе, «Вознесся еси во славе, Христе Боже наш», и тоже нам это такое же важное воспоминание: если ты хочешь славы, мощи, победы, какой-то особой радости и благодати, какого-то Божественного укрепления со Христом, ты пройди вместе с ним сначала через Голгофу. Если ты поднялся за Господом на Голгофу, Господь обязательно это твое усилие оценит и даст тебе с Ним возможность подняться и на Елеон.
М. Борисова
— Но ведь есть привкус парадокса в этом празднике: после Воскресения Христос являлся своим ученикам живым, пускай и в новой плоти, но осязаемым, плотским, Он с ними даже пищу вкушал. И вот только они в этой радости себя почувствовали какими-то новыми людьми — и Он их покидает. Он же покидает их до сошествия Святого Духа, у них нет ещё этого соединения с Ним духовного, они опять Его теряют. Это праздник со слезами на глазах, получается.
о. Стахий
— Да, тут у нас апостолы в Евангелии очень друг друга красочно дополняют, особенно с учётом того, что и апостольское чтение, написанное евангелистом Лукой, и Евангелия отрывок тоже читается из евангелиста Луки, мы читаем, Евангелист пишет: «Пошли, прославляя Господа с радостью», читаем Деяния, а евангелист Лука тот же самый пишет: «Стояли, не знали, что делать, вот пока не явились два юноши в сияющих одеждах», то есть, ангелы Божии не явились и просто не напомнили, такую Господь, можно сказать, инструкцию дал: «Мужи галилейские, что там стоите? Идите, ждите Духа Святого, где вам Господь заповедал». В принципе, у нас каждый церковный праздник такой, вот мы приходим, и, с одной стороны, это такая величайшая радость — Господь в силах, Господь на Небесах, и Вознесение, и любой другой праздник, а с другой стороны, вот мы, грешные, приходим, и мы понимаем, что пока за Господом, вот мы можем с ним на Елеон зайти, а вознестись и сесть одесную отца пока не можем, еще нам к этому расти и расти. И точно так же вот апостолы остаются, это образец для любого христианина: насколько можно, мы за Христом идем, но где-то, как мы не можем сделать, как апостолы не могли сделать последний шаг и войти вслед за Христом на Голгофу и вместе с ним пострадать, хотя потом уже, спустя десятилетия, они как-то духовно созрели и почти все мученическую смерть приняли за Христа, точно так же они могут, хоть и подняться до вершины Елеонской горы, но уже выше вознестись на небеса они пока не в силах, хотя, опять же, после своих страданий, после своей смерти, после долгих лет проповеди Евангелия, их души точно так же устремятся на Небеса и будут уже со Христом, и как Господь еще в годы земной проповеди обещает, говорит: «Воссядете на двенадцать престолов, судить двенадцать колен Израилевых», это уже после всеобщего воскресения мертвых. То есть, для нас этот праздник тоже, как праздник ориентир: Господи, направление мы поняли, направление на Небеса, на Небеса как в духовный мир, а не то, что там в космос, куда ракеты летают, поэтому, Господи, мы за Тобой устремляемся, и насколько у нас хватит сил, мы с Тобой идем, как вот подняться по жаре на Елеонскую гору непросто, так и нам с Тобой подняться уже по пути спасения тоже тяжело, но вот мы свой максимум можем сделать, а дальше, Господи, посмотри, мы максимум усилий приложили, теперь Ты протяни свою руку и нас вслед за собой уже с вершины Елеонской в Царствие Небесное прими.
М. Борисова
— Но все равно остается тут небольшой промежуток времени, который нужно опять прожить одним — от Вознесения до Троицы. И в жизни каждого человека, наверное, есть такой момент, когда ты, при всем, при том, что ты стараешься веровать, что ты иногда ощущаешь прикосновения Святого Духа, но ты в какой-то момент своей жизни остаешься один на один, ты помнишь эти ощущения, они живы в тебе, но одно дело — живые ощущения, другое дело — живое общение со Святым Духом. И вот ты один в ожидании, что вот всё-таки Он на тебя сойдёт. Это так трудно, трудно сохранить эту веру, это упование, что Он сойдёт, когда ты Его не чувствуешь.
о. Стахий
— Богооставленность — это то, что Господь Сам явил нам пример вот этого ощущения на Кресте. Господь на Кресте возопил «Боже мой, Боже мой, почему ты меня оставил?» Возопил на древнееврейском священном языке, и даже люди, вокруг стоящие, говорившие уже по-арамейски, не поняли, о чём речь, думают: «ой, Или́ возглашает», наверное, это про пророка Илью«. Но вот этот пример богооставленности, что может богооставленность быть не которая — следствие нашей греховности, почему Господь чувствовал богооставленность на Кресте? Он не имеет греха, как человек и Бог, Он не может отделиться от Святой Живоначальной Троицы, Он, конечно, чувствует Бога по Своей Божественной природе, но как человек, Господь берёт, принимает грехи всего мира, эти грехи давят и отделяют, тяжело, ты чувствуешь богооставленность по своей греховности, ты чувствуешь её заслуженно. Но не нужно бояться, когда тебе выпадают некоторые испытания, когда тебе надо потерпеть, и ты смотришь, нет, конечно, грехи у нас есть всегда, но ты смотришь, что наоборот, тебя Господь на это благословляет. Ведь как Господь — Господь возносится и в этот момент благословляет, благословляет удаляющийся, возносящийся Христос. И точно так же, порой некоторые испытания, искушения, страдания, нам тяжело вот в какой-то ситуации, когда мы от кого-то разлучаемся, когда мы разлучаемся от своих каких-то близких, которые уезжают куда-то по работе, на фронт, может, уезжают, просто в другой город, когда мы расстаёмся с дорогими сердцу людьми, с которыми мы привыкли вместе молиться, из одной Чаши причащаться. Это расставание действительно очень болезненное, но если это расставание, которое благословляет Христос Возносящийся на Небеса, то это просто нужно продержаться, это нужно протерпеть. Где-то, когда это расставание с человеком умирающим, вот мы провожаем человека в последний путь, душу Богу сквозь мытарства и тело бренное хороним, и даже это расставание, которое надо протерпеть. Вот, ну, сколько ещё пока мы живы, вот это мы на земле потерпим расставание, а потом просто Страшного Суда дождаться, а как там время течёт в ожидании Страшно Суда, мы не знаем. Вот мы ждём, Господь нас благословил, кто-то у нас близкий умирает, а Господь нас благословляет: «Подожди, встретишься с ним», кто-то уезжает, Господь говорит: «Подожди, увидишься здесь, в этом мире», с кем ты вместе ты молился, Господь говорит: «Ничего, ещё вместе помолитесь, соберётесь вокруг престола Божия», то есть, везде, любой шаг Господь, человек, который готов Его волю исполнять, то эта богооставленность будет временной, эта богооставленность будет благословенной, эта богооставленность будет не греховной, а наоборот, будет ожидание ещё большей благодати Божией, которую сам Бог, Дух Святой каждому верующему христианину, не сдающему, ждущему и продолжающему идти по евангельскому пути обязательно даст. Мы живём от воскресного дня до воскресного, и ориентир для нашего прихода в храм, приобщение Святых Христовых Тайн — это день воскресный. Господь нас просто попросил: ну, один день-то удели хотя бы Богу, и поэтому приход в любой другой день храм, он вроде необязательный, но на этой неделе Церковь нам посылает такие замечательные радостные дни, которые будет обидно упустить. Вот сейчас у нас Отдание Пасхи, Вознесение, потом ещё пройдёт 10 дней — Троица будет, и потом, когда мы ещё дождёмся двунадесятого праздника? Поэтому, дорогие братья и сестры, пока есть силы, пока летнее расслабление нас окончательно не достигло, ещё сделаем усилие, доберёмся до храма, помолимся вместе, друг с другом разделим эту радость, которую Христос нам посылает через Церковь, это обязательно нам пригодится. И тогда для нас вот это ожидание, не как для апостолов ожидание от Вознесения до Троицы, а вот это наше ожидание от Троицы аж до самого праздника Преображения Господня, который — ой, ещё когда только будет, двунадесятого праздника — это будет состояние не богооставленности, а будет состояние сохранения вот этой благой радостной вести в душе, и тогда, как лукавый нас не будет завлекать: «возьми, возляжь на берегу моря» или там: «упади в изнеможении рядом с грядкой, но в храм ни в коем случае летом не приходи» — нет, а душа нас снова и снова позовёт в храм Божий, и тогда уже, по возвращению с летнего периода в свои дома, в грады, уже мы всё-таки сможем прийти в храм, и не стыдясь батюшки — «Батюшка в храм летом ходил, не пропадал, ко Христу стремился».
М. Борисова
— Спасибо огромное за эту беседу. Вы слушали программу «Седмица», с вами были Марина Борисова и клирик храма святителя Николая в Тушине, священник Стахий Колотвин. Слушайте нас каждую субботу, до свидания.
о. Стахий
— Христос Воскресе!
Все выпуски программы Светлый вечер
Поможем сохранить зрение Светлане Луганской, переводчице трудов св. Николая Сербского и не только
Светлана Алексеевна Луганская — известный переводчик сербской духовной литературы. Благодаря её стараниям некоторые произведения, вы можете услышать и в эфире Радио ВЕРА, например, «Молитвы на озере» святителя Николая Сербского или книгу «Чётки святого Саввы» Милана Милетича.
Сербский язык Светлана Алексеевна полюбила ещё в детстве. Её папа в связи с работой много ездил по миру и привозил из командировок разные детские книги и словари. «Я их старалась читать, изучать. Особенно тёплое чувство у меня возникало при чтении сербских книжек», — вспоминает Светлана. Повзрослев, она окончила университет и связала жизнь с изучением сербского языка, полюбившегося ей с детства. В качестве московского корреспондента она работала на радио Черногорско-Приморской митрополии, занималась переводом книг, фильмов и статей.
С 2005 года Светлана Алексеевна борется с онкологическим заболеванием. На фоне тяжёлого лечения женщина начала стремительно терять зрение. Некоторое время назад ей провели операцию, которая улучшила ситуацию, и Светлана Алексеевна понемногу продолжала работать над переводами. Но сейчас зрение снова оказалось под угрозой, в связи с чем женщине необходима срочная помощь специалистов.
Собрать средства на дорогостоящее лечение Светлане помогает благотворительный фонд «Мои друзья». Если вы хотите стать участником большого доброго дела и поддержать Светлану Алексеевну Луганскую, переходите на сайт: https://my-friends.ru/
Также помогать фонду и его подопечным можно через короткий номер. Отправьте СМС на номер 7715 со словом «Друзья» и любой суммой, например, «Друзья 100».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Иоанн Златоуст». Игумен Дионисий (Шлёнов)
У нас в гостях был профессор Московской духовной академии, наместник Андреевского мужского монастыря в Москве игумен Дионисий (Шлёнов).
Разговор шел о служении и богословских трудах святителя Иоанна Златоуста, о том, как он повлиял на историю Церкви и как его наставления, написанные в четвертом веке, могут быть применимы в современной жизни.
Все выпуски программы Светлый вечер
Волонтёры в помощь людям с ментальными нарушениями
Оксана Артеменко из Мурманска — куратор в проекте «Особые встречи». Он создан фондом Андрея Первозванного для поддержки людей с особенностями развития и расстройствами в ментальной сфере. Оксана и волонтёры из разных городов с помощью видеосвязи устраивают для подопечных из социальных учреждений онлайн-встречи. Дают им возможность общаться, осваивать важные для жизни навыки, творчески выражать себя, дистанционно бывать на экскурсиях, мастер-классах и других событиях. Также участники проекта навещают подопечных лично.
Оксана помогает особенным людям уже давно. В Мурманске женщина проводит для детей и взрослых с умственными нарушениями творческие, развивающие занятия. «К сожалению, многие не хотят с ними работать — не видят смысла. Да, они другие, но у них есть свои способности — кто-то вышивает, кто-то разбирается в технике и так далее. И, конечно, каждый просто нуждается в поддержке, добром слове и участии ближних», — говорит женщина.
О проекте «Особые встречи» Оксана узнала из соцсетей — увидела объявление о наборе добровольцев и откликнулась. Сегодня она организует дистанционные и живые встречи подопечных и волонтёров. «По видео связи мы разговариваем, вместе путешествуем и не только. Также с командой проекта мы навещаем детей и взрослых лично. В прошлом году сделали сюрприз для жителей интернатов в Московской области. Они были несказанно рады увидеть нас вне экрана. Мы вместе пели, танцевали, играли. Очень тёплые воспоминания», — делится Оксана Артеменко.
Присоединяйтесь к волонтёрскому проекту «Особые встречи» и наполняйте жизнь особенных людей творчеством и радостью. Узнать об этом больше можно в группе «Особые встречи» в социальной сети ВКонтакте: https://vk.com/vstrechafap
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов