Еф., 234 зач., VI, 18-24.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Почему наши молитвы к Богу порой не так эффективны, как нам бы этого хотелось? Возможный ответ на этот вопрос находим в отрывке из 6-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в правоcлавных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
18 Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых
19 и о мне, дабы мне дано было слово — устами моими открыто с дерзновением возвещать тайну благовествования,
20 для которого я исполняю посольство в узах, дабы я смело проповедовал, как мне должно.
21 А дабы и вы знали о моих обстоятельствах и делах, обо всем известит вас Тихик, возлюбленный брат и верный в Господе служитель,
22 которого я и послал к вам для того самого, чтобы вы узнали о нас и чтобы он утешил сердца ваши.
23 Мир братиям и любовь с верою от Бога Отца и Господа Иисуса Христа.
24 Благодать со всеми, неизменно любящими Господа нашего Иисуса Христа. Аминь.
Только что прозвучавший отрывок — это финальный фрагмент послания апостола Павла к христианам города Ефес. Помимо того, что апостол сообщает в нём информацию технического характера, предупреждает о приходите в Ефес Тихика, а также по обычаю благословляет своих адресатов обещанием мира и благодати Христовой, он ещё призывает их к молитве. Этот призыв весьма примечателен, поскольку мы узнаём из него, как Павел смотрел на молитвенную практику. «Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом», — просит он ефессян. О чём идёт речь?
Очевидно, что апостол призывает своих адресатов молиться постоянно. В другом послании, к Фесалоникийцам, он прямо говорит: «непрестанно молитесь». Часто можно слышать недоумения по этому поводу: как можно молиться непрестанно? Я еле-еле вычитываю утреннее и вечернее правило. А тут непрестанно. То есть круглые сутки. И, заметим, это заповедь даётся простым христианам. Не монахам-отшельникам. А людям, которые живут в городе и заняты обычными делами и обязанностями. Недоумение разрешает сам апостол Павел, поясняя, что молиться необходимо «духом».
Давайте вспомним, как мы обращаемся к Богу? Зачастую облекаем свои просьбы в слова, которые проговариваем или про себя, или шёпотом, или вслух. Так мы пытаемся донести до Творца наши мысли и чувства. И нередко именно такой стиль общения с Богом мы и называем молитвой. Однако, человек — это не только мысли и чувства. Мы — это не поток идей и переживаний. Есть в нашем существе место намного глубже рассудочной части нашего ума и нашего эмоционального начала. На языке Писания это место нередко называется «сердце». Здесь находится центр и средоточие духовных сил человека. Это то сокровенное место, где наш дух встречается с Духом Божиим. Здесь, по словам апостола Павла, должна совершаться непрестанная молитва.
Это означает, что мои чувства и мой ум могут быть заняты вполне земными делами. Однако в своём сердце я будут стоять перед Богом. Буду ощущать Его незримое присутствие внутри себя. Это присутствие Бога в сердце Павел описывает в послании к Ефесянам как ощущение внутри себя «широты, долготы, глубины и высоты». Иными словами, мой внутренний мир перестаёт быть мелким, узким и тесным. В нём появляется объём. Именно в этом внутреннем пространстве происходит встреча с Богом. Уже это молчаливое предстояние и есть молитва. Мои телесные глаза видят окружающий мир, мой внутренний взор сосредоточен на Творце. Мой дух направлен горе, то есть к небесам.
Именно об этом опыте говорит Священное Писание, когда упоминает о праведниках: «ходил Енох перед Богом», «ходил Ной перед Богом», «ходил Авраам перед Богом». То есть исполняя свои обязанности, они каждое мгновение ощущали в своём сердце присутствие Творца. Они участвовали в диалоге с Богом. Только без слов. Когда было необходимо, они находили и слова. По ситуации. Но молитвенное напряжение было в них всегда. Они непрестанно фокусировали внимание на Боге. Подобным образом мы, к примеру, ощущаем, что в соседней комнате находится мой муж, или жена, или дети. Они присутствуют дома, хотя мы можем и не общаться с ними словесно, заниматься своими делами. Но мы ощущаем, что дома кто-то есть.
Здесь и кроется ответ, почему наша молитва порой не имеет силы. Это не потому, что мы произносим неверные слова. Но именно потому, что мы произносим только слова. Работает только наша рассудочная и эмоциональная часть. Но внутри нас мелко и тесно. Там нет объёма. Нет пространства для предстояния перед Богом. Для того, чтобы этот простор создать, и необходима вся полнота христианской жизни. Для этого мы участвуем в церковных таинствах, соблюдаем устав, исполняем заповеди Евангелия. Это даёт нам силы прорваться в глубину своей души. Войти туда, где под покровом мыслей, чувств, эмоций наш дух встречается с Духом Божиим. Чтобы ощутить великую тишину этой сердечной клети и непрестанно пребывать здесь перед Богом в безмолвной молитве.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 237 зач., I, 12-20.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Любой рабочий процесс нуждается в периодической проверке, которая состоит в ответе на следующие вопросы — что я делаю? как делаю? и зачем? Ведь одно дело форма. И совсем другое — целеполагание и содержание. И даже самые благочестивые по виду вещи могут в итоге иметь негативное значение. Об этом пишет в отрывке из 1-й главы своего послания к христианам города Филиппы апостол Павел. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 1.
12 Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования,
13 так что узы мои о Христе сделались известными всей претории и всем прочим,
14 и большая часть из братьев в Господе, ободрившись узами моими, начали с большею смелостью, безбоязненно проповедовать слово Божие.
15 Некоторые, правда, по зависти и любопрению, а другие с добрым расположением проповедуют Христа.
16 Одни по любопрению проповедуют Христа не чисто, думая увеличить тяжесть уз моих;
17 а другие — из любви, зная, что я поставлен защищать благовествование.
18 Но что до того? Как бы ни проповедали Христа, притворно или искренно, я и тому радуюсь и буду радоваться,
19 ибо знаю, что это послужит мне во спасение по вашей молитве и содействием Духа Иисуса Христа,
20 при уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении, и ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью.
Апостол Павел пишет христианам города Филиппы из римской тюрьмы. Здесь он оказался по ложному обвинению. Но лишение свободы, если и расстраивало Павла, то не слишком сильно. Заключение он использовал для продолжения проповеди Евангелия. В итоге, об апостоле узнали даже в претории — штабе имперской гвардии — и заинтересовались учением, которое Павел проповедовал. Смелость святого вдохновила многих римских и не только христиан на самостоятельную миссию. И вот тут всё обстояло не однозначно хорошо.
Среди современников Павла нашлись благочестивые люди, которые проповедовали Евангелие, не отступая от заветов Господа Иисуса и святых апостолов. И такая проповедь очень радовала святого — с её помощью Церковь крепла и разрасталась. Но были люди других устремлений. Они тоже проповедовали, на первый взгляд, Евангелие, но целеполагание их значительно отличалось от Павлова. Если Христос и апостолы никогда не искали в миссионерской деятельности меркантильной составляющей. То люди, о которых печально отзывается Павел в прозвучавшем послании, как раз именно выгоду (материальную и нематериальную) в проповеди и желали найти.
Были миссионеры, которые фактически стремились к положению каких-то гуру. То есть стремились не ко Христу человека привести, а привязать его (человека) к себе, лишить его собственного мнения, способности самостоятельно думать и принимать решения. Павел о таких горе-проповедниках пишет, что эти люди в своей деятельности руководствуются не любовью к Богу, а стремлением к власти, преобладанию над окружающими. Подобных людей, конечно, стоит остерегаться. Ведь они и сами запутались, и других сбивают с истинного пути. И больше всего человеку, вставшему на путь миссии, нужно бояться стать вот таким вот гуру, которого гордость превратила в бронзовый памятник себе любимому. Памятник, блестящий снаружи и совершенно пустой и безжизненный внутри.
Но Павел даже таким горе-проповедникам отчасти благодарен. Они пусть и искажённо, но тоже проповедуют Евангелие, делают весть Христову знакомой новым людям. И Господь, исправляющий зло и направляющий наше лукавство ко благу, и данный перекос тоже способен уврачевать по принципу, озвученному Христом во время земного служения в адрес фарисеев: «Слова их слушайте, но самим им не подражайте». Христовой мудростью и надеждой наполнены строки послания апостола Павла к филиппийцам. И не верится даже, что этот текст написал человек, сидящий в тюремной камере, закованный в кандалы. Причиной и основанием такого духовного оптимизма для апостола служит вера в Господа Иисуса, смертью Своей даровавшего нам жизнь, позорной казнью Своей принесший нам вечную славу.
Прозвучавший отрывок из послания к филиппийцам учит нас не поддаваться унынию. Даже в самых стеснённых обстоятельствах жизни. Слова апостола Павла призывают нас также не мыслить о себе, как об атлантах, на плечах которых покоится мироздание. Мы очень и очень ограничены в своих возможностях. Потому не стоит беспокоиться о вещах, которые от нас, по большому счёту, не зависят. Но всё же стоит помнить, что со Христом мы способны на многое. Потому в тех делах, где наши усилия способны помочь делу укрепления среди людей веры и любви, стоит проявлять решимость, стремиться искренне быть соработниками Спасителя. И Он никогда от нас не отвернётся.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Григорий Богослов». Николай Антонов
У нас в студии был старший преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Николай Антонов.
Разговор шел о святителе Григории Богослове и о том, как он в 4-м веке, в период богословских споров, сформулировал учение о Святой Троице.
Все выпуски программы Светлый вечер
Фильм «Верные». Наталья Гугуева
У нас в гостях была главный режиссер дирекции документального кино Первого канала Наталья Гугуева.
Разговор шел о новом фильме нашей гостьи «Верные», посвященном подданным Царской семьи, которые остались до конца, отправились в ссылку и даже приняли мученическую кончину вместе с Императором Николаем II и его семьей.
Все выпуски программы Светлый вечер