В 1944 году художник Александр Лактионов стал свидетелем, как соседская семья получила долгожданную весточку с фронта. Всех присутствовавших при этом охватила общая радость. Мы тоже можем почувствовать её, глядя на картину «Письмо с фронта».
— Здравствуйте, я хотела бы купить поздравительные открытки ко Дню Победы, и что-то не вижу их на витрине. Есть они у вас в магазине?
— Есть, конечно, сейчас найдём... Странно, где же они? Ах, вот — их почему-то вместе с пасхальными положили. Нечаянно, наверное. У нас новая сотрудница путает товар по неопытности.
— Знаете, а мне нравится, что открытки в честь Пасхи и Дня Победы оказались на одной полке. Совпадение знаменательное, ведь эти праздники имеют один корень. На Пасху мы радуемся Воскресению Христа, а 9 мая вспоминаем, как наши деды одолели врага, оставившего кровавый след по всему миру. Господь взошёл на Крест, чтобы победить смерть, и участники Великой Отечественной войны проделали свой крестный путь. Они погибали в боях, чтобы избавить человечество от воплощённого зла, от фашизма.
— К тому же оба праздника приходятся на весну, когда природа оживает.
— Более того — в 1945 году Воскресение Христово встречали 6 мая. И День Победы выпал на светлую пасхальную неделю.
— Вот на этой открытке прекрасно передано настроение тех весенних дней! Взгляните — залитое солнцем крыльцо. Мальчик лет десяти что-то весело читает с листа. Его радость разделяют женщина средних лет, маленькая девочка, девушка лет двадцати и солдат, вернувшийся с фронта. Одна рука у воина перебинтована, другой он опирается на палку — видно, был ранен. О подвигах фронтовика свидетельствует и медаль на груди. Он внимательно и взволнованно слушает чтение. Интересно, что такое ребенок читает? Может быть, газетную статью о победе?
— Нет, мальчик читает весточку от папы. Её принес однополчанин отца — вот этот самый раненый. Открытка, которая вам так понравилась — репродукция картины Александра Лактионова «Письмо с фронта».
— Письмо с фронта? Получается, что художник изобразил события военного времени?
— Да, на полотне запечатлен случай, который произошёл в 1944 году, ещё во время войны. Александр Лактионов в то время жил в Загорске, сейчас это Сергиев Посад. Он стал свидетелем, как соседская семья получила долгожданное письмо с фронта. Всех присутствовавших при этом охватила радость. Ликовали не только жена солдата, получившая весточку, её сын и дочь. От счастья светились и все соседи, и однополчанин мужа, который принёс заветный конверт.
— Художник мастерски передал эту общую радость. Даже я её почувствовала, когда увидела открытку, хотя о войне знаю только из книг, из фильмов и телепередач. Но если на картине герои радуются весточке с фронта, то, получается, что День Победы тут ни при чём?
— Сказать, что произведение Александра Лактионова не относится к Дню Победы — значит, погрешить против правды. В том восторге, что охватил всех участников незначительного, казалось бы, эпизода военной жизни, художник смог увидеть силу народа. Ту силу, что помогла нашим родным выйти победителями из смертельной схватки с врагом. Эту народную мощь Александр Иванович и постарался передать в своей картине.
— И в чем же эта мощь?
— В способности не отчаиваться, в умении терпеть и ждать. В единении людей. В вере в чудо.
— В чудо?
— Конечно. Разве не чудо, что человек уцелел в военных жерновах? Радуясь весточке с фронта, люди верили, что наступит день, когда их надежды исполнятся в полной мере, и беда навсегда отступит. И такой день наступил — День Победы.
— Ух! От ваших слов у меня мурашки по спине. Захотелось увидеть картину «Письмо с фронта» своими глазами. Знать бы, где она находится.
— В Третьяковской галерее! Если хотите рассмотреть полотно внимательно, приходите в музей пораньше, когда посетителей еще немного. У картины Александра Лактионова всегда собираются люди. «Письмо с фронта» и сегодня трогает сердца своим пасхальным, победным настроем.
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Послание к Ефесянам святого апостола Павла
Еф., 217 зач., I, 7-17.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Если вам когда-либо приходилось оставлять тот или иной залог — например, денежный — вы точно поймёте, о чём говорится в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Ефесянам, который читается сегодня за богослужением в православных храмах.
Глава 1.
7 в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его,
8 каковую Он в преизбытке даровал нам во всякой премудрости и разумении,
9 открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем,
10 в устроении полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом.
11 В Нем мы и сделались наследниками, быв предназначены к тому по определению Совершающего все по изволению воли Своей,
12 дабы послужить к похвале славы Его нам, которые ранее уповали на Христа.
13 В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,
14 Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его.
15 Посему и я, услышав о вашей вере во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
16 непрестанно благодарю за вас Бога, вспоминая о вас в молитвах моих,
17 чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его
О каком же «залоге» говорит апостол Павел? И вообще, как можно представить себе, чтобы Сам Бог, никому ничего не должный, никем и ничем не обусловленный, вдруг оказывался обременённым «залогом»?
Давайте послушаем святителя Иоанна Златоуста: «Как во время войны народы дают друг другу заложников, так точно Бог даровал нам Своего Сына — залог мира и примирения, и из Него (τό εξ αυτού) Святого Духа. Приобщившиеся (благодати) Духа, без сомнения, знают, что это залог наследия нашего».
Другими словами, после Вознесения Иисуса Христа Бог-Отец дарУет людям Дух Святой как своего рода «аванс», гарантию того, что Его обетования — не пустой звук, они действительно будут исполнены — как в любом честном договоре.
Но апостол Павел говорит ещё и о том, что христиане буквально «запечатлены» этим Духом, имеют на себе Его отображение. Именно это и отличает людей Христовых от всех остальных, чуждых этой спасительной веры.
Обратим внимание: не сам факт крещения, не наличие нательного крестика на груди, не соблюдение поста и даже не регулярное посещение богослужения являются однозначными и главными «идентификаторами» христианина — а «действие Святого Духа». Тот, в ком этот Дух присутствует, — имеет своего рода «пропуск» к обетованиям Отца Небесного, в руках этого человека — своего рода «залог», который всегда можно «предъявить».
Но как понять, на самом ли деле этот Дух действует в нас, христианах? Ответ мы находим у того же апостола Павла, когда он говорит о плодах присутствия этого Духа. Где мы находимся — между любовью и безразличием, между радостью и тоской, между миром и тревожностью, между терпеливостью и капризностью, между добротой и злорадством, между снисходительностью и жестокостью, между верой и эгоизмом — пусть каждый внимательно рассмотрит — и научится выбирать сторону Духа Святого — а не дружбы с духом мира сего!
И пусть даже мы и будем ещё далеки от совершенного, беспрепятственного действия Святого Духа — но даже самое малое устремление в Его сторону, без сомнения, не останется без существенной поддержки со стороны Его источника — Самого Господа Бога!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Фёдор Решетников. «Дом»
Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Андрюша, посмотри, какая трогательная картина! Деревянная изба на косогоре. Бескрайние поля простираются до горизонта. На переднем плане – мужчина в матросской форме, с чемоданом в руке. Он весь подался навстречу женщине, которая стоит на крыльце. Весёлые ребятишки окружили моряка гурьбой. Радуются, что он вернулся домой со службы.
— Всё так, сестренка. Но полотно Фёдора Решетникова «Дом» вызовет более сложные чувства, если прочитать аннотацию к нему. Вот здесь, на табличке. В Читинском художественном музее они очень удобно оформлены.
— А что там написано? Я не вижу без очков.
— Достаточно разглядеть год создания картины. 1943-й.
— То есть… Действие картины происходит в военное время?
— Да, Великая Отечественная война в самом разгаре. В феврале 1943-го завершилась Сталинградская битва. На картине весна – у дома цветёт сирень. Летом советские войска освободят Курск, Донбасс и часть Белоруссии, а к осени – Орел, Харьков и Белгород. Впереди ещё два года сражений.
— Значит, наш герой приехал домой только лишь на побывку?
— Либо он комиссован из-за тяжелого ранения и получил инвалидность, либо через несколько дней вернётся в строй. Можно только догадываться. Художник заставляет нас с сочувствием и тревогой вглядываться в лица персонажей, предполагая, что их ждёт.
— Вглядеться не так-то просто. Моряк показан в полупрофиль со спины, женщина на крыльце – в тени. Трудно определить даже их возраст.
— Полагаю, Фёдор Решетников неспроста представил сюжет схематично. Каждый зритель в сороковых годах мог узнать в нём свою историю. Для одних воин приехал на побывку к жене, для других – к матери. Точно на изображении считываются только общие для всех обстоятельства – война, боль разлуки, радость нечаянной встречи.
— Радость и боль! От их соседства сжимается сердце. На картине нет домов, покорёженных взрывами, раненых людей. Мы видим погожий летний денёк, залитые солнцем поля, встречу близких людей. Но ты помнишь о войне и остро осознаёшь, насколько хрупко перед ней человеческое счастье.
— Фёдор Решетников понимал – война противоестественна. Многие его картины, написанные в сороковых, пятидесятых годах, призывают к миру.
— Мудрый человек!
— Он многое в жизни повидал. Родился в семье иконописца, рано осиротел. Благодаря навыкам рисования, полученным от отца, поступил в московский Высший художественно-технический институт. В двадцать пять лет в качестве художника-репортёра принял участие в арктическом походе географа Отто Шмидта. Дрейфовал на пароходе «Челюскин», затонувшем во льдах в 1934 году.
— Чудом выжил!
— Не только выжил, но и привёз много рисунков, которые стали документальным свидетельством о легендарной экспедиции.
— Богатая биография сформировала незаурядную личность!
— Главный трофей, который вынес Фёдор Решетников из всех происходивших с ним коллизий – это осознание ценности каждой человеческой жизни. Потому и картина «Дом» проникнута теплом и участием к героям – простым людям, оказавшимся в суровом водовороте большой истории.
Картину Фёдора Решетникова «Дом», можно увидеть в Чите, в Забайкальском краевом художественном музее
Все выпуски программы: Краски России
Босоногое детство на холсте Иллариона Прянишникова «Ребятишки-рыбачки»
Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Илларион Прянишников написал много картин о жизни крестьянских детей, одна из них — «Ребятишки-рыбачки».
В этой работе художнику удалось передать не только живописный пейзаж и атмосферу рыбалки, но характеры босоногой детворы.
— Ванечка, как хорошо, что ты частенько приходишь к нам, в Третьяковскую галерею!
— Это всё благодаря Вам, Маргарита Константиновна. Просто в какой-то момент я увлёкся живописью и теперь каждый раз здесь, в галерее, что-то новое для себя нахожу. Вот, например, смотрите, какая работа интересная — мальчишки рыбу ловят. Я на неё раньше внимания не обращал, а сегодня вдруг увидел.
— Это картина Иллариона Прянишникова «Ребятишки-рыбачки». Художник написал её в восьмидесятых годах девятнадцатого века.
— Кажется, детали не прорисованы, а изображение живое, яркое. В погожий летний денёк деревенские ребятишки ловят рыбу. Один стоит прямо в воде с удочкой, ждёт клёва. Другие заглядывают в деревянную кадку — оценивают улов, похоже. А ещё две девочки стоят немного поодаль.
— Они внимательно наблюдают за происходящим. И у каждого персонажа прослеживается свой характер. Посмотри, внимательно, что мы можем сказать о героях этого полотна?
— Вот, например, мальчуган с удочкой в руках — серьёзный и настойчивый. Мальчишка в жёлтой рубахе, что смотрит в кадку — любопытный товарищ, а девочки, что издалека смотрят — робкие, несмелые...
— Верно рассуждаешь, Ваня. Такие выводы можно сделать лишь по каким-то едва уловимым деталям. Помнишь, первое, что ты сказал, увидев картину? Что детали её не прорисованы. Конечно, ведь это эскиз, созданный художником перед написанием финального полотна, где уже чётко определена композиция и прописаны детали.
— А где же финальное полотно?
— Оно хранится в Ивановском художественном музее. И название у него такое же — «Ребятишки-рыбачки». Надо сказать, что жизнь крестьянских девчонок и мальчишек очень волновала Иллариона Прянишникова. У художника очень много работ, посвящённых детской теме.
— Да, уж, видно, что изображать детвору — это его конёк.
— А всё благодаря уникальным творческим способностям мастера — он был весьма наблюдательным и чутким к настроениям окружающих людей. И старался использовать свои наблюдения при создании героев.
— А ещё, судя по всему, он был добрым и светлым человеком.
— Ты прав, Ваня. Он прекрасно ладил с детьми, хотя своих детей они с супругой не имели. Воспитывали приёмную сироту. И вообще жизнь художника была непростой, он много трудился. Даже для того, чтобы закончить обучение в художественном училище, ему пришлось долго работать «мальчиком» (то есть, официантом) в чайной лавке.
— Целеустремлённый человек! И талантливый живописец. Смотрите, как он мастерски изобразил пейзаж, на фоне которого ребята рыбачат.
— Ты хорошо подметил, Ваня! Это ещё одна сильная сторона художника Иллариона Прянишникова. Помимо того, что он чутко примечал и изображал характеры героев, он их помещал в полноценное пейзажное пространство. Иными словами, окружающий ландшафт в его работах — не фон, а значимый художественный элемент.
— Природа на картине мне очень нравится. Сочная зеленая листва на деревьях, лужок, залитый солнцем, и вода! Прозрачная, переливающаяся всеми красками.
— И всё выглядит таким живым и радостным!
— Точно! Таким радостным, что мне захотелось присоединиться к этой босоногой детворе на картине Иллариона Прянишникова «Ребятишки-рыбачки» и вместе порыбачить.
Все выпуски программы Свидание с шедевром