Флп., 240 зач., II, 5-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Современный человек задумывается о своих чувствах значительно чаще, чем это делали люди прошлого. В целом это очень правильно, ведь и вдумчивая религиозная жизнь начинается с внимания к себе, своему состоянию, своей жизни. Однако выводы из обращения к себе верующий и неверующий человек часто делают диаметрально противоположные. В чём же разница? Ответ на этот вопрос можно получить, обратившись к отрывку из 2-й главы послания апостола Павла к филиппийцам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 2.
5 Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе:
6 Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу;
7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек;
8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
9 Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени,
10 дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних,
11 и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца.
Всем нам случалось удивляться тому, что еда, которую мы любим, может совершенно не нравиться другим. Как же, попробуйте, это так вкусно, говорим мы, а человек просто не может на нашу любимую еду смотреть, не то, чтобы её пробовать. Почему это так? Конечно, за буквальным и подробным ответом на этот вопрос надо обращаться к физиологам, но на обывательском уровне ответ прост: наше восприятие тех или иных вещей отличается. И вряд ли мы посчитаем нормальным, если кто-нибудь станет говорить: тебе должно это нравиться! Как чувствую, так и чувствую, скажем мы, ведь чувства возникают в нас, разве мы можем ими управлять? И главное, должны ли? Разве мы не свободны? Разве не имеем права на свободное выражение чувств?
Мы сегодня буквально помешаны на свободе и правах. Человек, который фальшивит, когда поёт песню, тоже свободен петь её, как хочет, и даже имеет на это полное право, но вряд ли остальные будут этому рады. Чувства нам действительно даны, мы их не выбираем, но в некоторых случаях их необходимо воспитывать. Мы можем заниматься музыкой и развивать слух, можем закаляться и приучить себя спокойнее переносить холод. Именно поэтому слова апостола Павла, которые поначалу могут сбить с толку, на самом деле вполне справедливы.
«В вас, — говорит апостол, — должны быть такие же чувства как во Христе Иисусе». Первая наша реакция, скорее всего, — отвержение. Ведь у нас свои чувства, у Христа свои. Чувства нельзя навязать. Но если мы воспримем жизнь Спасителя так же, как музыканты воспринимают камертон, мы поймём, о чём идёт речь. Чувства чувствам рознь, и апостол Павел имеет в виду не просто вкусовые ощущения или нечто подобное. Он говорит о мироощущении, о восприятии себя в мире, своего места перед Богом и людьми. В понимании того, что о тебе есть некоторый замысел Божий, который ты призван воплотить, как и в том, что Христос есть эталон, который явил его в мире, кроется суть различий между верующими и атеистами.
Причём, говоря об Иисусе как об эталоне, апостол вовсе не имел в виду конкретных обстоятельств Его жизни. Во-первых, Павел упоминает знание Христом Его богочеловечества. Как этому можно подражать? Очевидно, вспомнив, что мы сотворены по образу Творца, то есть обладаем самым высоким статусом из возможных на земле. Во-вторых, вслед за Спасителем мы призваны к смирению и жертвенности в любви к ближним. И подражаем мы Ему в этом тогда, когда так же, как Он, стремимся исполнить заповедь о любви.
Кому-то нравится море, а кому-то горы, кто-то вырос в степи, а кто-то в лесу. В этих чувствах мы вполне свободны, потому что весь мир Божий прекрасен и достоин привязанности и трепетных чувств. Но, если посмотреть на мировосприятие человека в целом, станет понятно: некоторые чувства важно в себе воспитывать и в первую очередь речь идет о любви. Ведь именно любовь привела к тому, что Бог стал человеком и вошёл в нашу жизнь, чтобы исцелить её.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Братья Ткачёвы. «Май 1945 года»
— Прошу прощения! Забыл отключить телефон. Обычно в музеях я всегда это делаю. Всё, выключил. Ещё раз извините!
— Вы мне совсем не помешали. Более того, мелодия вашего звонка вполне соответствовала моменту. Ведь мы с вами стоим перед картиной, которая называется «Май 1945 года».
— О, это одна из жемчужин коллекции Музея братьев Ткачёвых! Я местный житель, и частенько захожу сюда на неё посмотреть.
— А я приехал в Брянск из Москвы — специально, чтобы посетить это замечательное место. Конечно, работы народных художников Сергея Петровича и Алексея Петровича Ткачёвых есть и у нас в Третьяковке. Но их полотно «Май 1945 года» всегда особенно меня интересовало. А оно — здесь, у вас.
— А почему именно эта картина вам так интересна?
— Знаете, в 91-м году я увидел её впервые — на почтовой марке, специально выпущенной ко Дню Победы. Маленький квадратик бумаги. Помню, разглядывал под лупой. Но уже тогда эта работа поразила меня своей внутренней силой. И сейчас, стоя перед подлинником, вижу, что не ошибся.
— Тема Великой Отечественной войны — одна из главных в творчестве братьев-художников. Ведь Ткачевы знали о ней не понаслышке. Старший из братьев, Сергей Петрович, всю войну прошёл рядовым пулемётчиком, был тяжело ранен. Алексей Петрович трудился в тылу — эвакуированный с Брянщины на Урал, он уже в 15 лет встал к станку на заводе Уралмаш.
— А после войны братья поступили в московский Суриковский художественный институт. Именно в те годы братья начали писать картины в соавторстве. Однажды Алексей нарисовал эскиз, а Сергей раскрасил его акварелью. Соединив два своих уникальных таланта, Ткачёвы создавали картины с потрясающе глубокой и живой внутренней драматургией.
— Именно такое — их полотно «Май 1945 года». На нём запечатлён трогательный момент. Семья встречает возвратившегося с фронта солдата. Глава семьи снова дома! Жена, дочь и мать, кажется, не могут поверить этому счастью.
— Только представьте себе: они занимались обычными делами. И вдруг — такая радость! Сколько разных эмоций одновременно должно было на них нахлынуть! И мне, кажется, художники очень тонко отразили в своей работе этот момент.
— Герои картины как будто немного оробели — ведь они не виделись долгих четыре года. Сколько слёз, наверное, пролила украдкой жена солдата, думая о том, где он и что с ним. Первые мгновения неловкости пройдут. Семья крепко обнимется и ступит в новую жизнь — где нет войны.
— Действительно, братья Ткачёвы на своём полотне «Май 1945 года» запечатлели мгновение. Радость пока ещё очень робкая. Жена, словно стесняясь проявить чувства, тихо стоит рядом и, кажется, плачет. А дочка радостно обнимает отца. И не может понять слёз матери: счастье ведь! Отец вернулся с войны!
— Между прочим, главный герой картины братьев Ткачёвых — реальный человек. Это их фронтовой друг, Сергей Кондратьевич Драгомиров. Он вернулся с войны без одной руки. Но при этом стал известным на всю округу печником.
— Да, я слышал о том, что братья Ткачёвы часто изображали на своих полотнах родных и знакомых. Вот, наверное, почему лица героев их картин кажутся такими близкими. А у воина на полотне, действительно, пустой рукав гимнастёрки. И медали на груди.
— Я как будто чувствую настроение персонажей этого полотна. И даже слышу аромат цветущих яблонь, среди которых они стоят. Чувствую, как согревает землю тёплое майское солнце.
— По-моему, художники буйным майским цветением и солнечными бликами хотели подчеркнуть не только время года. Но и символично выразить начало новой, мирной и счастливой жизни — и для этой семьи, и для всех людей.
Картину Сергея и Алексея Ткачёвых «Май 1945 года» можно увидеть в Музее братьев Ткачёвых в Брянске.
Все выпуски программы: Краски России
Не горяч и не холоден. Светлана Бакулина
В моей жизни был период так называемого духовного равнодушия. Я приходила в храм без какого-то воодушевления и не для того, чтобы помолиться, обратиться к Богу, а просто по привычке. Потому что, ну, вроде так надо. Меня не вдохновляли ни паломнические поездки, ни духовные книги, ни пение на клиросе. Я могла просидеть всю службу в телефоне, отвечая на сообщения, пролистывая ленту новостей, при этом формально я присутствовала на Богослужении, изображала показное смирение и крестилась каждый раз на словах «Господи помилуй». Физически я была в храме, сердцем и душой — совершенно нет. Исповеди и причастия избегала.
Помню, в начале моего воцерковления я буквально бежала на службу не потому, что о чем-то хочу Бога просить, а от переполнявшей душу благодарности за всё. Тогда я ценила каждый момент в церкви, с радостью молилась, осознавала, что нуждаюсь в качественном изменении себя.
Сейчас же я не хотела менять ничего. Вроде и не было никаких особых причин для уныния, но и радости в этом состоянии я не испытывала. В глубине души понимала: «Что-то всё-таки здесь не так». Но я даже не знала, каким словом можно охарактеризовать моё состояние. Решилась поговорить об этом со священником. И я получила от него такое объяснение:
— То, о чём ты рассказываешь, называется теплохладность. Состояние духовной расслабленности и равнодушия к заповедям Бога и жизни в церкви. Человек ходит в храм, исповедуется, но, словно, ничего не чувствует. Он только одним этим и отличается от неверующих, что в храм ходит. Почитай — третью главу откровения Иоанна Богослова. Станет понятнее про теплохладность — подытожил священник.
В этот же вечер я открыла книгу и нашла тот самый абзац: «Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих... Итак будь ревностен и покайся».
В этих словах я нашла для себя ответ: Только противоположное равнодушию чувство может вернуть человека к Богообщению. Господь призывает быть ревностным. Почему у меня это не получается? Следующее слово после «ревностен» в цитате из Откровения было «покайтесь». Это у меня отозвалось. Вот — корень проблемы. Я поняла, что в моем случае состояние теплохладности вызвано накопившимся количеством неисповеданных грехов. А значит, надо идти на исповедь.
Еще я поняла, что духовная жизнь — это борьба. Нельзя замирать на месте. Нужно двигаться вперед, преодолевая себя. И в состоянии охлаждения нужно непременно бежать к самому источнику тепла. К Богу!
Автор: Светлана Бакулина
Все выпуски программы Частное мнение
21 сентября. О жизни и трудах Ивана Лепёхина
Сегодня 21 сентября. В этот день в 1740 году родился русский учёный-энциклопедист Иван Лепёхин.
О его жизни и трудах, — протоиерей Артемий Владимиров.