— Музей истории Мариинска способен удивить! Ты только посмотри, дядя Андрей, какая выразительная картина со скромным названием «Безымянный пейзаж»!
— Да, великолепная. Стройная сосна купается в солнечном свете. Золотом сияет чешуя ствола и крепких ветвей. Синими бликами мерцает горная река, бегущая среди камней. От полотна веет свежим дыханием летнего леса.
— На табличке написано, что автор картины — некий Григорий Гуркин. Никогда не слышал об этом художнике.
— Значит, для тебя настало время совершить ещё одно открытие в мире изобразительного искусства. Григорий Гуркин — самобытный живописец конца девятнадцатого — начала двадцатого века. С очень интересной биографией!
— Правда? А расскажи мне про него!
— Это первый профессиональный художник на Алтае. Его родители принадлежали к племени Чорос одного из кочевых народов Западной Сибири — телеутов.
— А имя у Гуркина русское — Григорий.
— Имя и фамилию он получил при крещении. В селе Улалу, где родился художник, проживали русские православные миссионеры.
— А что это за село, где оно находится?
— Примерно в пятистах километрах отсюда, от Мариинска. Сейчас это город Горно-Алтайск. Григорий учился в школе при Русской миссии и любил бывать в иконописной мастерской. Сначала он выполнял небольшие поручения — растирал краски, грунтовал доски. А потом ему доверили создавать образы святых. Несколько лет Гуркин посвятил этому искусству.
— А картины Григорий когда начал писать?
— Тогда же, в девяностых годах девятнадцатого столетия. Талант молодого телеута заметил один из русских просветителей сибирских народов, учёный Андрей Анохин. Он настоятельно рекомендовал Григорию поступать в Санкт-Петербургскую академию художеств, и тот прислушался.
— Поступил?
— Сразу не получилось. В академии существовал возрастной ценз, и Григорий ему не соответствовал — художнику было больше двадцати семи лет. Но на его работы обратил внимание руководитель академической пейзажной мастерской Иван Шишкин. Маститый живописец сказал: «Живи в моём доме и учись у меня, пока я жив».
— Гуркин согласился?
— Да. И время, проведённое рядом с мастером, стало главным в его жизни. Позднее для Григория сделали исключение и приняли в академию, несмотря на возраст. Но художник считал, что уроки Шишкина дали ему больше, чем официальное обучение.
— А ведь «Безымянный пейзаж» чем-то похож на картины Ивана Шишкина! Это тоже гимн красоте природы в красках.
— Влияние учителя, безусловно, отразилось на произведениях Григория Гуркина. И в «Безымянном пейзаже» присутствует типично шишкинский размах в изображении деревьев, неба, воды. Но 1905 год, в котором была написана эта картина, считается переломным в творчестве алтайского живописца. В это время Гуркин обретает свой почерк. И в работе, что висит перед нами, он уже виден.
— А как этот почерк проявляется?
— Глядя на полотно, ты не усомнишься, что перед тобой Алтай. Об этом свидетельствует и особый серо-зеленоватый оттенок горной гряды на горизонте, и форма деревянного домика-юрты в тени гигантской сосны. Григорий Гуркин научился подмечать и отражать на холсте неповторимые черты своей малой родины. Любовью к ней дышит и «Безымянный пейзаж».
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.