Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

«Оковецкая икона Божией Матери». Иеромонах Герман Фисенко

* Поделиться

Наш собеседник — скитоначальник Спасо-Преображенского Оковецкого скита мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни, настоятель Смоленской церкви в деревне Оковцы иеромонах Герман Фисенко.

Накануне дня памяти Оковецкой иконы Божией Матери мы говорили об истории и особенностях этого чудотворного образа, и о том, что может особенно заинтересовать паломников при посещении Оковецкого скита и святого источника на его территории. Отец Герман рассказал об устроении скита, о распорядке дня и послушаниях монахов, а также о том, в чем скит особенно нуждается сегодня. Разговор шел о святом источнике: как он появился, какие чудеса совершаются при нем, и в чем его ключевое отличие от многих других существующих источников.


Ведущая: Елизавета Горская

Л. Горская

- В эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», здесь, с вами Лиза Горская и иеромонах Герман Фисенко, скитоначальник Спасо-Преображенского Око́вецкого скита мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни, которую, я думаю, все наши слушатели знают, и сегодня мы поговорим о ските (правильно я ударение ставлю в слове «скит»?)

о. Герман

- Правильно.

Л. Горская

- Поймала себя на том, что не так часто использую это слово в падежах. О жизни скита и поговорим о чудотворной иконе, Око́вецкой иконе Богородицы, это уникальный образ, память которого Церковь чтит 24 июля, буквально в эту пятницу, то есть завтра. Здравствуйте, отец Герман.

о. Герман

- Здравствуйте, Лиза.

Л. Горская

- Расскажите, пожалуйста, про образ, начнем с него, потому что очень много чудес с ним связано, и само явление чудесное, и до сих пор я знаю, что у вас совершенно необычайные истории происходят.

о. Герман

- Да, в канун Троицы 1539 года в глухом месте на Вырышенском городище разбойникам был явлен образ Богоматери, притом настолько это было для них внезапно и сверхъестественно, что они пошли и донесли на себя, что они являются скотокрадами, и встреча была назначена по поводу обмена украденного скота, но, испугавшись чудесного явления Пресвятой Богородицы они вернулись в погост Селижарово и рассказали людям о явлении чудотворной иконы Божией Матери. Икона на самом деле очень необычная и мы все прекрасно представляем, как выглядит в традиционной иконографии Богородица, наша Оковицкая по своему типу – это Одигитрия, это Смоленская икона Пресвятой Богородицы, но с предстоящим тут же перед ней Святителем и Чудотворцем Николаем. В народе очень быстро образ из-за обилия чудес, происходящих от него, получил известность и почитание, многие люди в то время были необразованны и для них Святая Троица – это были, конечно, Иисус Христос, Божия Матерь и Николай Чудотворец, поэтому наша икона как раз и является такой, почитаемой в народе святой троицей.

Л. Горская

- Английские путешественники XIV-XV веков говорили, писали в своих воспоминаниях, что в русской Троице четыре лица и четвертый как раз Николай Чудотворец.

о. Герман

- Да, да. И чудеса были настолько многочисленны, что сразу при явлении исцелился крестьянин от болезни суставов. И когда комиссия, посланная митрополитом Московским, прибыла в Оковцы, чудеса уже исчислялись сотнями, поэтому всякое исследование сочли ненужным и образ был признан сразу и явленным, и чудотворным.

Л. Горская

- Это еще тогда?

о. Герман

- Да, в XVI веке, в итоге Иван Грозный настолько был поражен всеми обстоятельствами этого чудесного явления иконы, что запросил ее к себе в Москву, где в память о ее принесении было выстроено две церкви, к сожалению, до наших дней ни одна, ни другая из этих церквей не дошли, они были уничтожены в богоборческие время, но существует список известный с нашей иконы Оковецкой московский, он именуется еще «Прозрением очес», поскольку очень много было исцелений от глазных болезней по молитвам перед этим образом. По приказу царя сразу на месте обретения икон те сосны, на которых они были явлены, были ссечены и из них устроены престолы, которые вплоть до начала XX века сохранялись в храмах, построенных на месте обретения икон, поскольку была явлена не только икона Оковецкой Божией Матери, но и икона с изображением Креста Господня, поэтому церквей деревянных изначально было построено две, в честь Одигитрии Смоленской с приделом в честь Святителя Николая и в честь Происхождения Древ Креста Господня.

Л. Горская

- Я правильно пониманию: дремучие какие-то времена, дремучий лес, дремучие разбойники, только что угнавшие очередную партию скота у местного населения, на привале видят на соснах икону Богородицы?

о. Герман

- Да, при этом она была явлена в сиянии, в блистании, почему они, испугавшись, убежали и очень долго пытались выяснить, зачем крестьяне там повесили икону Пресвятой Богородицы в таком глухом месте, но так как, естественно, никто ее там не вешал, поэтому они сообщили в Троицкий Селижаров монастырь, и крестным ходом благочестивые люди во главе с иноком этого монастыря Стефаном отправились в описанное место и там были обретены иконы с изображением Божией Матери и Николая Чудотворца, и икону с изображением Креста Господня, при том иконы были по своему размеру очень небольшие, вот если мы так по современным меркам – с айфон размером (смеется) они абсолютно небольшие. Позже в XVII веке их уже вставляли в одну иконную доску, так это получилась абсолютно обычная аналойная икона со вставленными туда двумя иконами, которые были явлены в пределах оковецких.

Л. Горская

- А какой был порядок, то есть получается, что тогда он был примерно, как сейчас: вот явленная икона, высылается какая-то комиссия и фиксируются чудеса, или нет?

о. Герман

- Мы знаем об этом из сохранившейся до наших времен книги «История церкви села Оковец» Толмачева, который в свою очередь опирался на архивы, хранившиеся в Смоленской церкви, и на самом деле чудеса фиксировались, чудеса были подтверждены, это люди не какие-то там, которых никто не знал, и они засвидетельствовали свои исцеления, это люди, которые жили на глазах у многих, то есть их видели и поэтому в то время очень досконально в приходских книгах свидетельствовали о чудесах, происходивших по молитвам перед какой-либо святыней. К сожалению, сейчас мы не располагаем такими архивами, но у нас ведется и по сей день книга записи исцелений, люди до сих пор свидетельствуют, что получают благодатную помощь по молитвам перед иконой Божией Матери и многие чудеса такие явные, мне доводилось крестить детей у женщин, которые официальной медициной были признаны бесплодными и сейчас эти женщины – многодетные мамы, то есть там не двое, не трое, а четверо-пятеро детей в этих семьях.

Л. Горская

- Завтра, точнее, уже сегодня у вас престольный праздник.

о. Герман

- Это не совсем престольный праздник, поскольку престол-то посвящен Смоленской Божией Матери, а Оковецкий образ в этот день почитается, поскольку 24 июля он был возвращен в Оковцы после пребывания иконы в Москве, в Москве Иван Грозный задержал на несколько лет эти иконы, но так как чудеса стали совершаться не так обильно, как они совершались на месте их обретения, этих икон, было решено их вернуть все-таки в Оковцы, поэтому праздник возвращения этих святынь в место явления отмечается 24 июля, а сами иконы были явлены в канун праздника Святой Троицы, то есть это за несколько месяцев до того, но Церковью установлено, что праздновать этот день в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, великомученицы Евфимии Всехвальной совершать празднование в честь иконы Божией Матери Оковецкой или по ближайшему городу нахождения к этому месту явления – «Ржевская» также именуется.

Л. Горская

- А сейчас существуют списки этой иконы?

о. Герман

- Да, в 30-е годы иконы с чудесным образом исчезли, храм тогда был закрыт, он был опечатан, поставлен на стражу, на следующий день, когда люди пришли изымать уже церковные ценности, то, что было драгоценно - киот остался, доска, в которую иконы были вставлены, осталась, пломбы не были нарушены, но самих икон в этой доске не оказалось, где сейчас эти иконы - мы не знаем, но так как образ был очень почитаем не только в Волговерховье, но и во всей Центральной России, то этот образ сохранился до нас множеством списков, даже современные списки, на источнике увешаны уже украшениями в знак благодарности за полученные исцеления по благодатной помощи этого образа.

Л. Горская

- Получается, иконы исчезли, а чудеса остались?

о. Герман

- Да.

Л. Горская

- Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», с вами здесь Лиза Горская и иеромонах Герман Фисенко, скитоначальник Спасо-Преображенского Оковецкого скита мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни и настоятель Смоленской церкви в деревне Оковцы. Отец Герман, расскажите про чудесный, необыкновенный, уникальный, я могу долго выдавать характеристики, потому что, я думаю, те слушатели, которые были на Оковецком источнике, меня поймут, расскажите про ваш источник.

о. Герман

- Да, с явлением образа Богоматери также связано и предание об открытии источника. На самом деле, в Оковцах очень много родников, ключей и по одной из версий само слово «Оковцы» восходит к финно-угорскому слову, обозначающему «место вод». В повествовании говорилось о том, что при появлении Божией Матери открылся источник удивительной силы, ну вот из всех источников, которые известны в нашей стране наш Оковецкий источник, где расположен скит, является самым мощным, то есть вода на самом деле уникальная, шесть тонн в минуту выделяет источник, бьет с глубины более километра…

Л. Горская

- Извините, а шесть тонн в минуту – это сколько?

о. Герман

- Шесть кубических метров воды, представьте куб метр на метр, таких вот кубов каждую минуту вытекает шесть, при том бьет он - часть идет на водозабор для людей, чтобы люди приезжающие могли набрать себе воду, часть идет на купель на купальне, где люди могут окунуться, при том в древности купальни не было, по желобу вода заходила в деревянный сруб, и люди вставали под поток воды, как в водопад. И заметили, что особо много исцелений получают люди, страдавшие ревматическими болями, глазными болезнями, а также, что самое, пожалуй, удивительное, что женщины, которые неплодны, получают способность к деторождению, таких примеров, на самом деле, известно очень много уже, мы уже вторую книгу на источнике за десять лет заводим о записи тех чудес, которые происходят у нас, бывают очень такие даже интересные люди приходят, ведомые другими людьми для поддержки или с ходунками, а уходят, забывая, что нужна им какая-то внешняя опора или поддержка. Одна бабушка, искупавшись, приходила с ходунками, оставила эти ходунки после купания, ушла, потом попросила передать их в Ржевский дом инвалидов, поскольку ей они больше не нужны стали.

Л. Горская

- Ничего себе, вторая книга – это же целый детский сад получается.

о. Герман

- Да, много, женщины просили, при том есть случаи, когда за детей молились больных – дети эти выздоравливали, диагнозы были очень серьезные, даже лейкемией одна девочка переболела и с Божьей помощью победила заболевание, бабушка на радости приехала назад поблагодарить Божию Матерь и отдала свои украшения, какие на ней были, все, в знак признательности, но, как в евангельской притче о десяти прокаженных: десять исцелилось, где остальные девять? Очень многие не свидетельствуют, потом приходят и говорят, что да, у нас тоже в жизни было, нам тоже помогло, но почему-то очень немногие записывают свои случаи, бывшие с ними по молитвам перед образом Богоматери и после окунания в святой источник, но в древности люди все, приходившие на богомолье к образу Божией Матери Оковецкой, имели традицию окунаться в Оковецком святом ключе.

Л. Горская

- Расскажите, подробнее, очень интересно, то есть получается, что в храме лежит большая книга или маленькая, какая она? И вы или кто-то ведет учет всех чудес? Вы так говорите об этом, как о чем-то повседневном, но на самом деле я с таким еще не сталкивалась.

о. Герман

- На самом деле в храме скита, в Преображенском храме лежит книга, как знаете, книга учета бухгалтерского, такая довольно объемная, и любой желающий может написать то, что с ним было, там написано: «Книга записи чудесных исцелений, бывших на святом ключе». Эта традиция была, чудеса фиксировались и там в определенной форме указана дата, человек описывает, что с ним конкретно приключилось, какую помощь получил и дата, подпись, то есть откуда этот человек, это не мертвые души какие-то, нами выданные, а реально живые люди, многие приезжают, проверяют, как их запись, существует-не существует.

Л. Горская

- А вы проверяете за людьми их воспоминания, их записи?

о. Герман

- Многие люди мне знакомы лично, поскольку уже 11 лет я служу на святом источнике, поэтому многих знаю лично и убежден в подлинности их свидетельств, о чем они пишут, то есть даже доводилось мне крестить этих детей «бесплодных мам», я очень был тогда удивлен сам такому небывалому событию, когда мне пришли и сказали десять человек крестить от женщин, которые познакомились в центре репродуктологии, где им сказали, что они все бесплодны – все многодетные мамы.

Л. Горская

- Расскажите подробнее про источник: шесть тонн в минуту с глубины около километра бьет, какая температура воды?

о. Герман

- Температура воды +4 градуса, вода по своему химико-биологическому составу очень уникальна, она сходна с талой водой, очень высоко-щелочная квд, ph фактор у нее 8, 2, что является очень хорошим показателем для ph фактора воды, сейчас люди, которые следят за своим здоровьем, стараются избегать закисления воды и пить высокощелочные воды, которые помогают хорошо себя чувствовать и дарить здоровье и красоту, и жизненные силы. Наша вода была признана лучшей водой России на одной из выставок.

Л. Горская

- Ничего себе.

о. Герман

- Да, поэтому про красоту неслучайно, многие салоны прямо были рады, что такая вода есть.

Л. Горская

- Ну а в самом скиту можно набрать воды и окунуться в купель?

о. Герман

- Да, конечно, многие паломники приезжают ежедневно для того, чтобы набрать воды, окунуться в купели, посмотреть на наших диких ручных уток…

Л. Горская

- Диких ручных уток?

о. Герман

- Да, они живут на территории скита и уже настолько привыкли к людям, что едят из рук.

Л. Горская

- Для тех, кто еще не был и не видел фотографий скит расположен на берегу реки в месте, где она делает петлю…

о. Герман

- Да, такую извилину, как бы скит находится на полуострове, который с трех сторон окружен водой и источник, что интересно, хотя бьет выше уровня воды, реки и вода источника не смешиваются друг с другом, в земной коре естественный образовался шурф такой, разлом породы, и эта скала давит на реликтовый океан под нами и поэтому такой большой объем и нет смешения этих разных вод.

Л. Горская

- А проводили геологическое исследование, да?

о. Герман

- Конечно, геологи изучали и сам источник, и глубину, причем мы думали, что более 900 метров та машина, которая измеряла глубину источника, она больше 900 метров не может показать, но он бьет намного глубже, чем 900 метров.

Л. Горская

- Что такое реликтовый океан?

о. Герман

- Видимо, он образовался во времена ледникового периода, когда сходил какой-то ледник, вот эта огромная глыба воды, вы представляете, на протяжении почти 500 лет шесть тонн в минуту вытекает из этого источника и нет никакого оскудевания в этом деле, в воде, которая находится под нами, то есть это не просто какое-то озерцо, а реликтовый океан.

Л. Горский

- А как он появился, этот источник, как он начал бить, есть какие-то свидетельства об этом?

о. Герман

- История повествует о явлении Божией Матери и в связи с этим поминается и явление вот этого мощного источника, что забил ключ невиданной силы и ключ был настолько сильным, что в XIX веке он был обложен тесаным гранитом, как колодцем, и эта вода прямо бурлит в источнике, особенно богомольцы замечают, что на церковные праздники поток воды еще больше увеличивается, это особенно на праздник Крещения Господня и на явление иконы Божией Матери в Оковцах 24 июля, поэтому мы сами отмечаем тоже. Жили одно время монахини на источнике, так вот они обратили внимание, что когда люди неблагочестивые собираются поехать на источник, то становится намного меньше воды.

Л. Горская

- А как вы определяете, благочестивые или нет?

о. Герман

- Приезжали, говорят: «А что источник так мало воды из него бьет? - А бандиты, - говорят, - приедут, поэтому сегодня будет так».

Л. Горская

- Ну подождите, ведь икона явилась бандитам.

о. Герман

- Разбойникам, да, вот это удивление, конечно, что мы привыкли, что всем людям открывается, Господь, конечно, посылает милости всем людям, но показывает, что благодать, хоть и явлена, но человеку она открывается только готовому ее воспринять, если человек с открытым сердцем и с молитвой приходит к Богу со слезами покаяния, с мольбой о помиловании, с надеждой на получение благодатных даров, то, конечно, Господь не отринет свою милость, а если человек приходит не для того, чтобы получить какое-то исцеление или наставление, а для того, чтобы за здоровье просто прийти искупаться или как развлечение, то, конечно, тут о какой благодати можно говорить.

Л. Горская

- Да, те-то разбойники времен Ивана Грозного пошли и донесли на себя…

о. Герман

- Да, да, за скотокрадство в те годы без суда и следствия могли расправиться, люди за кражу скота и за разорение пасек такие могли самосуды устраивать.

Л. Горская

- Времена суровые, их кража и разорение могли целым общинам стоить жизни, могли просто не перезимовать люди.

о. Герман

- Конечно, конечно, места у нас такие, на самом деле, были разбойные, лютые мы даже видим в названиях деревень, которые нас окружают, например, Хи́тицы, то есть там воры, Клочки, Большие, Малые, или по именам известных лютых людей были названы, они до сих пор сохраняются в топонимике местности.

Л. Горская

- Известно, что стало с теми разбойниками- скотокрадами, которым явилась икона?

о. Герман

- Подробности их судьбы дальнейшей неизвестны, но то, что их не линчевали, это очевидно.

Л. Горская

- Судьба разбойников неизвестна, а источник бьет до сих пор, как-то необычайно, мне тоже приходилось слышать какие-то истории про то, что больше воды в определенные моменты он выбрасывает, в определенные меньше. Все-таки хотелось подробнее узнать про купель, вот, допустим, кто-то сейчас нас слушает и размышляет, готов ли он отправиться в дальний путь, все-таки это Тверская епархия, дорога не самая ближняя, мы об этом подробно обязательно поговорим, о том, как добраться до вас, готов ли он приехать и окунуться в воду температурой четыре градуса. Купель, она находится на улице?

о. Герман

- Купель находится на улице, сделаны раздевалки, купель у нас общая, мужчины и женщины окунаются одновременно, мы ее перестроили несколько лет назад, сделали удобный заход в воду, поручни, так как купель находится на улице и в понятно, сейчас лето, цветут деревья, кусты, то, несмотря на то, что мы поддерживаем чистоту и порядок ступени довольно скользкие, в воде нарастают и водоросли, поэтому и оборудован удобный спуск в воду, удобные поручни держаться и можно тут же переодеться, поэтому, несмотря на то, что она находится на улице и сделана общей, у нас люди так негласно между собой договорились, что никто никому не мешает, все ждут своей очереди, купель установлена таким образом, что никто не видит, кто как там совершает свое омовение.

Л. Горская

- А много вообще людей к вам приезжает?

о. Герман

- Летом да, в остальное время года, если говорить про церковные праздники, зимой на Крещение, когда длинные выходные, людей значительно больше на источнике, но до нескольких тысяч человек в день бывает, но это, опять же, летом и сейчас сами знаете, такая ситуация, что пандемия, коронавирус, поэтому сейчас людей значительно меньше, но все равно люди едут, не бывает такого дня, чтобы вообще никого не было на источнике, каждый день кто-то да посещает, приезжает набрать воды, помолиться в храме, поэтому нас скит живой.

Л. Горская

- А бутылки с собой надо везти или на месте можно взять?

о. Герман

- Есть они у нас и на месте, и многие приезжают, особенно кто едет издалека, стараются взять как можно больше воды, я знаю, люди приезжают каждую неделю, берут по 200, по 400 литров воды сразу, такая возможность тоже есть, кому как удобнее.

Л. Горская

- А вы сами окунаетесь?

о. Герман

- Конечно.

Л. Горская

- Часто?

о. Герман

- Не так часто, как хотелось бы, но регулярно.

Л. Горская

- А когда проще, летом или зимой в холодную воду?..

о. Герман

- Мне кажется, что проще, конечно, кунаться осенью, весной, когда не такой большой перепад температуры на улице и в воде, летом, конечно, оно сложнее немножко окунуться, но человек, когда выходит из купели, он ощущает такой внутренний жар, что чувствуется вот эта благодатная сила, помощь и если один раз окунуться, то хочется еще и еще, и еще окунаться в источнике.

Л. Горская

- Вот источник, на источнике скит, кругом река, а кругом Оковецкий лес, он же тоже очень древний, он даже в «Повести временных лет», если мне память не изменяет, упоминается еще.

о. Герман

- Да, преподобный Нестор летописец писал, что из оковского леса берут начало три великие реки: Волга, Днепр и западная Двина, поэтому наш лес, действительно, очень древний и известный. К сожалению, того леса, о котором писал преподобный Нестор, большей части его нет…

Л. Горская

- Но он до Киева простирался.

о. Герман

- Да, и три года назад ураган пронесся, причем такой сильный, что много леса просто повалило, слава Богу, сейчас этот поваленный лес убрали и засадили новым лесом, так что будем ожидать, что через какое-то время новые сосны и ели снова устремятся к небу.

Л. Горская

- Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», оставайтесь с нами, мы вернемся через минуту.

Л. Горская

- «Светлый вечер» в эфире радио «Вера», здесь с вами Лиза Горская и иеромонах Герман Фисенко, скитоначальник Спасо-Преображенского Оковецкого скита мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни и настоятель Смоленской церкви в деревне Оковцы, это все находится в Тверской епархии, мы говорим о чудесном источнике, о Оковецкой иконе Божией Матери, Церковь чтит ее память сегодня и завтра на Божественной литургии, всенощная уже была. Отец Герман, я хотела вас спросить, у вас на источнике что завтра будет происходить, что было сегодня и вообще расскажите, пожалуйста, как устроен ваш скит, как сейчас принято говорить, чем живете?

о. Герман

- Скит – это небольшое отделение монастыря, то есть у нас, также, как и в обители преподобного Нила Столобенского, совершается молитвенное правило, с утра в шесть часов совершаем полунощницу, утренние молитвы, если праздник, то совершается сразу Божественная литургия, вечером у нас молитвенное правило, это малое повечерие и молитвы на сон грядущий. В скиту постоянно проживает десять человек, послушания у всех различные, но все они, конечно же, связаны с источником и с паломниками, которые нас посещают. На территории есть пекарня, где пекутся пирожки, разнообразная выпечка, также мы сами делаем мази, травяные сборы, варенье заготавливаем, грибы. Много времени, конечно, уходит на поддержание чистоты на территории скита, уборка купели, в раздевалках, колодец вот этот, в который в XIX веке был одет источник, тоже, особенно летом, нужно чистить неоднократно, несколько раз в неделю полностью, тем и живем.

Л. Горская

- А дорога, ее же не было раньше, я помню, еще, может быть, лет десять назад мы пытались добраться, вроде добрались, но это было сложнее гораздо.

о. Герман

- Да, три года назад нам полностью из райцентра Селижарово до деревни Оковцы положили новое асфальтовое полотно, то есть дорога у нас не просто проезжая стала, а прямо очень хорошая, но до самого источника ведут грунтовые дороги, мы их по мере надобности, конечно, грейдируем и особенно к таким важным праздникам, как вот явление 24 июля или в новогодние праздники, к нам проехать можно в любое время года.

Л. Горская

- Удивительно. Я еще хотела спросить, куда делся борщевик, которым так славится нынче Тверская область и, который, к сожалению, бросается в глаза, и в Тверской области он уже растет, по-моему, не только вдоль дорог, но и в лесу много где, это кстати, удивительно, даже без солнечных лучей это растение умудряется цвести как-то и поэтому я обратила внимание, что по дороге до скита нет борщевика.

о. Герман

- На самом деле, борщевик есть, если ехать из Селижарово в сторону Оковца, и очень много, но когда уже сворачиваешь к нам, мы стараемся истреблять это растение в меру наших сил, поскольку это очень сложно, оно очень живучее и вывести его не один год надо, если он появился, то борьба с ним идет.

Л. Горская

- Сколько километров эта дорога?

о. Герман

- 2, 5 километра. Существует несколько подъездов к этому источнику, то есть первый - возле Поклонного Креста, но это дорога для легковых автомобилей, второй поворот – там уже для автобусов больших, крупногабаритных, просто по первой дороге очень сложно бывает разъехаться, она очень такая извилистая и узкая, вторая как бы пошире и заканчивается большой благоустроенной стоянкой для автобусов, там, от второй стоянки надо будет немножко пройти, 300 метров по деревянным мосткам, которые простираются над болотом.

Л. Горская

- То есть все благоустроено, даже какие-то помосты над болотистой местностью.

о. Герман

- Конечно, помосты, вся инфраструктура, связанная с посещением людьми таких мест, все предусмотрено, и уборная, и раздевалки, столики, скамейки есть.

Л. Горская

- И пирожки продаются…

о. Герман

- На любой вкус.

Л. Горская

- Попытаюсь объяснить слушателям, почему меня это так удивляет: потому что место действительно дремучее, представьте себе: огромная Тверская область, древнейший лес. Кстати, сколько ехать, например, из Москвы или из Петербурга к вам в километрах, в часах?

о. Герман

- Из Москвы до нас добираться довольно просто, по Новорижскому шоссе, либо по Ленинградскому шоссе, в первом случае до Ржева, из Ржева поворот на Селижарово, либо по Ленинградскому направлению через Тверь, Торжок и также можно доехать до Селижарово, а от Селижарово до нас всего 25 километров.

Л. Горская

- А от Москвы сколько?

о. Герман

- От Москвы, получается, 350 километров где-то.

Л. Горская

- От Петербурга?

о. Герман

- Мы почти посередине находимся, от Петербурга чуть побольше, но около 400 с небольшим километров.

Л. Горская

- Но места действительно первозданные, первобытные как будто и вдруг такой островок благоустроенный, дорога цивилизованная, площадка, где можно отдохнуть, потом пройти на территорию скита, набрать воды, съесть пирожок, искупаться, это, конечно, удивительно и при этом понимать, что ты сейчас практически находишься в месте, которое Нестор Летописец знал, Иван Грозный знал.

о. Герман

- Да, у нас места очень интересные, в Селижарском районе даже много чего можно увидеть, люди, которые путешествуют по России знают, что от нас относительно недалеко находится исток великой реки Волги и Нилова пустынь поблизости, и Осташковский Житенный монастырь женский, есть Погост-Голенко́во, от нас вообще очень близко располагающийся, в котором уникальный фарфоровый иконостас и чудотворная икона Святителя Николая, поэтому тут можно поездить и не на один день найти себе мероприятий, что увидеть, где помолиться и что посмотреть.

Л. Горская

- А если, допустим, кто-то сейчас из слушателей начал планировать путешествие или паломническую поездку по Тверской епархии, сколько бы времени вы посоветовали провести в вашем скиту, я сразу оговорюсь, что он маленький и напомню, кто не слышал, что он находится в очень крутом изгибе реки, то есть получается как будто мыс, полуостров, площадь его сколько гектар?

о. Герман

- Гектар, чуть меньше гектара у нас площадь всего нашего скита.

Л. Горская

- Небольшая, но там и источник, и пекарня, и храм прекрасный (конечно, я про храм в последнюю очередь сказала, простите) который уже расписан, насколько я знаю, снаружи тоже восстановлен, отштукатурен, фрески там?

о. Герман

- Да, храм у нас новый, он построен на месте древней часовни, которая стояла при источнике, восстановлен он по фотографиям, вплоть до мелочей, даже образы на росписи внешней стороны храма у входа Арсения и Нила – это те самые образы, которые были когда-то на этой часовне. Постепенно мы его стараемся расписать, теперь в нашем храме тепло и зимой, сделали теплые полы в прошлом году, поэтому стало молиться удобнее, комфортнее, особенно важно для детей, которые в большом количестве ходят на богослужения, у нас довольно молодой приход и если обычно представляют, что в церковь ходят только бабушки, которым нечего делать, то, глядя на наш приход, смотришь, что это совершенно не так.

Л. Горская

 Мы сейчас не обидели бабушек?

о. Герман

- Нет, нет, конечно, мы очень наших бабушек любим и ценим, но приход у нас довольно молодой, в основном люди приходят с детьми и для детей, конечно, мы стараемся создать все максимально комфортные условия, чтобы было им и интересно, и комфортно.

Л. Горская

- Ну, я, как всегда, ушла от темы, я же спрашивала, сколько времени вы посоветуете уделить на пребывание в скиту тем, кто планирует путешествие сейчас по Тверской епархии и, может быть, как лучше добираться, как построить маршрут? Я думаю, завтра, на литургию праздничную в честь Оковецкой чудотворной иконы Божией Матери уже никто не успеет доехать, а вот в принципе, потому что про такие удивительные места мы рассказываем, чудотворный источник, чудотворная икона, наверняка люди устремятся, вот как вы посоветуете планировать поездку?

о. Герман

- Ну, все зависит от количества людей, находящихся на территории, естественно, в праздник людей будет много и будет большая очередь в купель, поэтому тут может понадобится дополнительное время, если едешь просто вне выходных и праздничных мероприятий, то на посещение источника часа вполне достаточно, то есть этого хватит и на окунание, и на высыхание, и на попить чаю, и помолиться в храме, но каждый рассчитывает свои силы самостоятельно, кому-то одного раза окунуться мало, он может окунуться несколько раз, кто-то три по три подхода делает.

Л. Горская

- Такие есть?

о. Герман

- Есть такие, кто 30 подходов делает.

Л. Горская

- Я напоминаю нашим слушателям, что четыре градуса вода, это почти ноль, по-моему.

о. Герман

- Для источников это весьма распространенная температура воды, я редко встречал, когда в источнике было намного выше.

Л. Горская

- 6-8 обычно. Он не замерзает?

о. Герман

- Нет, и река ниже течения, излучина также не замерзает, поскольку большой идет постоянно приток движения воды.

Л. Горская

- Удивительно, что в реке вода черная, торфяная, а в источнике вода, как слеза, прозрачная, чистая, это геологические особенности?

о. Герман

- Да, мы говорили о том, что воды не смешиваются, хотя видно, где впадает источник, вода кристальной чистоты, хотя река сама торфяная, но это связано с тем, что мы находимся в лесу, кругом торфяные болота, кругом ручьи и река, такая, хотя очень чистая, но имеет очень черную окраску воды. Село Оковцы находилось в древности на таком интересном маршруте, все богомольцы, которые шли на поклонение мощам преподобного отца нашего Нила Столобенского, они шли через Оковцы, была эта старая Ржевская дорога, сначала шли Божией Матери поклониться, а потом уже отправлялись дальше в паломничество к мощам преподобного Нила Столобенского, поэтому у нас на месте явления воздвигнут очень огромный величественный собор, летняя трапезная часть вмещает до тысячи человек, с XVIII века этот собор сохранился, а приход на этом месте с 1539 года, первые деревянные храмы были построены как раз вот в XVI веке, поэтому мы всегда рады гостям, богомольцам, паломникам, людям, которые ищут Бога или уже совершили эту встречу, всем рады, всех приглашаем, конечно, и на праздник разделить с нами радость о явлении чудотворного образа Пресвятой Богородицы в деревне Оковцы.

Л. Горская

- Но это уже завтра.

о. Герман

- Да, завтра литургия Божественная, она имеет очень интересную особенность: поскольку храм Преображения Господня, находящийся на источнике, становится в этот день алтарем, а вся улица – это церковь.

Л. Горская

- Удивительно, то есть этот участок, один гектар…

о. Герман

- Да, это все храм становится.

Л. Горская

- А храм – алтарь. И какая-то трансляция, видимо?

о. Герман

- Приезжают в этот день хоровые коллективы, которые исполняют богослужение, песнопения Божественной литургии, будет организовано озвучивание этой службы, соборное служение духовенства, поскольку многие батюшки не только с нашего района, но и со всей Тверской области имеют правило приезжать на богослужение помолиться в день явления Оковецкой Божией Матери.

Л. Горская

- Я напоминаю, в эфире радио «Вера» программа «Светлый вечер», с вами Лиза Горская и иеромонах Герман Фисенко, скитоначальник Спасо-Преображенского Оковецкого скита мужского монастыря Нило-Столобенской пустыни, которая находится на Селигере в Тверской епархии, также отец Герман – настоятель Смоленской церкви в деревне Оковцы, и мы говорим о чудотворной Оковецкой иконе Божией Матери, память которой Церковь празднует завтра, сейчас уже, и об источнике. И отец Герман, я продолжу задавать вам свои вопросики, потому что для вас все привычно, вы живете, можно сказать, в эпицентре чуда, вы каждый день соприкасаетесь с живой историей, с чудом, которое источает икона Богородицы, вода, а мы, горожане, не то, чтобы дикие и для вас, может быть, это уже перестало быть таким чудесным, но для нас, горожан, даже лес незатоптанный и без мусора – уже чудо, чего уж говорить о шести тоннах воды, бьющих в минуту из реликтового океана с глубины более тысячи метров и чего уж говорить о чудотворной иконе по молитвам Богородицы источающей какие-то совершенно небывалые случаи, о тех детских садах, которые родились от бесплодных матерей и так далее. Поэтому я вас еще раз спрашиваю, как горожанину к вам попасть? Я так понимаю, своим ходом нельзя добраться, может быть, есть какие-то организованные паломнические поездки или организуются и поедут на машине компанией. Как построить маршрут и хватит ли часа, чтобы побывать в вашем скиту или это минимум три, и что бы вы посоветовали?

о. Герман

- Я знаю, как добраться до нас из Москвы, поскольку самому приходилось прокладывать себе такой маршрут. Есть маршрутные автобусы, которые ездят из Москвы до Селижарово, притом они в летнее время ездят довольно регулярно, это не один и не два раза в день, а пять-шесть у них рейсов есть, по-моему, с северных ворот отправление, с вокзала. Раньше был поезд, но сейчас, к сожалению, своими силами либо по Ленинградскому, либо по Новорижскому шоссе до Селижарово и от Селижарово до нас 25 километров, заблудиться в Селижарово довольно сложно, на центральной площади стоит памятник Ленину, который указывает дорогу, как ехать в Оковцы, если ехать по прямой и не сворачивать, вы окажетесь у нас на источнике.

Л. Горская

- Наши слушатели не видели выражение лица, с которым вы это произнесли, действительно, даже не знаю, что в этом ирония, парадокс: Ленин указывает дорогу…Почему он там стоит-то еще?

о. Герман

- Ну, центральная площадь, было принято ставить его везде, а это изначально была соборная площадь монастыря Троицкого, от которого осталась одна колокольня и настоятельский корпус, сейчас это приходская церковь Петра и Павла.

Л. Горская

- Но теперь вот указывает дорогу в Оковцы, верным путем…

о. Герман

- Да, правильной дорогой приедете, если по жесту этого памятника поедете по основной дороге, и вы окажетесь в Оковцах.

Л. Горская

- Сколько времени надо побыть в обычный будний день, когда не праздник, я так понимаю, что у вас очередей обычно нет?

о. Герман

- Нет, обычно у нас все можно посмотреть и помолиться в пределах часа, но, опять же, подчеркну, что кто как совершит свое купание, окунание, кому-то достаточно одного раза, кому-то и трех может оказаться мало.

Л. Горская

- Вы говорили про древний паломнический маршрут, которым люди шли поклониться мощам преподобного Нила Столобенского, расскажите подробнее, существуют ли сейчас такие паломничества, какие части этого маршрута сохранились, может быть, какие-то можно повторить до сих пор?

о. Герман

- На самом деле, раньше была традиция совершать крестный ход из Ржева в Оковцы, Оковецкую икону, когда она была еще та самая, явленная, чудотворная, на несколько месяцев из Оковцев уносили в город Ржев и по пути шествия этой процессии совершались богослужения, молебны во всех деревнях, сейчас этот маршрут, к сожалению, уже не проезжий, поскольку дороги заросли лесом, была проложена новая дорога вот этого ржевского направления, в старой дороге необходимость отпала, со временем она была заброшена, там уже не проедешь. По сути, Оковцы и еще несколько деревень дальше, и будет уже тут…А раньше это была дорога на Ржев. Есть там маршрут, можно тоже проехать, выйти на ржевскую дорогу, но это такая грунтовка.

Л. Горская

- Но на мотоцикле, на велосипеде можно проехать?

о. Герман

- Да, конечно.

Л. Горская

- А расскажите, пожалуйста, про ваших прихожан, вы сказали, что у вас община молодая, а сколько людей, чем они занимаются?

о. Герман

- В основном, это местные жители, сейчас, летом к их числу прибавляются люди, которые проживают в Москве, но на лето выезжают за город, в деревню, но в среднем у нас за богослужением воскресным около 30-50-ти человек, если, опять же, не было такой сложной эпидемиологической обстановки, было бы до 50-ти человек летом. Постоянные прихожане наши, местные жители, они работают в селе, работают и на производстве по розливу воды из источника, и в совхозе, работы на селе хватает.

Л. Горская

- Есть производство, которое разливает воду?

о. Герман

- Да, Нилова пустынь открыла в 2009 году линию по розливу этой воды, вода наша есть, ее можно найти в продаже.

Л. Горская

- Я обычно в этот момент, когда наши гости, священнослужители рассказывают про свою общину, про тот объем работы, которую приходится совершать, у кого-то это восстановление храма, у вас тоже и реставрация, и дорога, которую нужно каждый год делать и так далее, я обычно начинаю спрашивать: а вам кто-то помогает, вы вообще как справляетесь? И в этот момент обычно священнослужители начинают смущаться, уходить от вопроса, вот я вам тоже задаю этот вопрос.

о. Герман

- Ну, у нас нет таких благодетелей, вот люди приезжают паломники, купили пирожок – считай, поучаствовали в деле восстановления наших храмов и благоустройства нашего скита, есть люди, которые помогают, чем местные жители могут помочь: вот, например, один человек нас снабжает дровами во славу Божию.

Л. Горская

- Большое дело.

о. Герман

- Да, большое дело, на самом деле, у нас дровяные печи, дровяное отопление, поэтому для нас это очень существенно и важно. А так да: пришли в церковь, поставили свечку и поучаствовали в ее восстановлении и благоукрашении.

Л. Горская

- Сколько свечек нужно поставить, чтобы появились у скита средства на грейдеры?

о. Герман

- А вот на это, у нас очень хорошие отношения с администрацией районного поселения, то есть грейдируют нам дорогу по нашей просьбе тоже во славу Божию, поэтому такие милости Божии нас окружают постоянно и живем мы, как вы сказали, в эпицентре чуда, поэтому эти чудеса нам и помогают.

Л. Горская

- Ну, расскажите тогда, какие у вас планы и дела на ближайшее обозримое будущее, я имею ввиду после праздника, завтра, я так понимаю, вы готовитесь к встрече большого количества паломников будет богослужение на свежем воздухе, храм превратится в алтарь, как вы сказали, а потом что, какие дела? Я так понимаю, что надо уже постепенно к зиме готовится?

о. Герман

- После праздничной завтрашней службы мы устраиваем трапезу традиционно для богомольцев-паломников, в прошлом году мы 800 человек накормили, поэтому в этом году мы не будем нарушать эту традицию. Планов много, работы много, Смоленская церковь, которая находится на месте явления иконы Божией Матери нуждается в восстановлении, хотя снаружи она приведена в порядок, но, по слову евангельскому, как вот гробы были окрашены: снаружи великолепие, а внутри тлен, поэтому у нас в планах восстановление Смоленской церкви, мы за несколько лет смогли вделать придел Изнесения Древ Креста Господнего этого храма, капитальный ремонт и начали в этом году его расписывать потихонечку, алтарная часть у нас уже завершена милостью Божией, думаю, что мы до конца лета сможем закончить и роспись самого этого придела. Сейчас нуждаются в ремонте и вот эти мостки деревянные, которые сильно пострадали во время этого урагана три года назад, когда сдувало наш древний оковецкий лес, очень сильно пострадали поручни этих мостков, но милостью Божией думаю, к концу года мы это дело сможем восстановить.

Л. Горская

- А где можно посмотреть информацию тем, кто, может быть, не сначала слушал нашу программу или потом захочет что-то уточнить про ваш скит, про дорогу, у вас наверняка есть сайт?

о. Герман

- Да, у нас есть сайт храма «okovcy.cerkov.ru». Есть группа «Вконтакте» храма Смоленской иконы Божией матери деревни Оковцы, где можно получить всю необходимую информацию, в том числе, и о расписании богослужений, и о том, как до нас добраться, как показывает опыт, навигатор прекрасно знает, что такое Оковцы в Тверской области Селижарского района.

Л. Горская

- Будете ехать – имейте ввиду, что навигатор плохо знает лежачих полицейских, которых очень много на подъезде к повороту.

о. Герман

- Да, и тут стоит сказать, что навигаторы ведут кратчайшим путем, и он не всегда самый лучший, в любом случае вам нужно заезжать в поселок Селижарово, не козьими тропами по непонятным дорогам, через глухие, давно мертвые деревни, а через Селижарово, хорошей дорогой от Селижарово к нам, поэтому по времени это у вас будет намного ближе, комфортнее, и безопаснее.

Л. Горский

- Отец Герман, храм на источнике, скит, он Преображенский?

о. Герман

Да.

Л. Горская

- Церковь в самой деревне Оковцы, где произошло явление, она Смоленская. А почему именно так освящены эти престолы, есть какая-то история?

о. Герман

- Вот насчет Смоленской очень интересная история, наш сам храм являет Оковецкую икону, то есть по сути Оковецкая икона – это Смоленская икона Божией Матери с Николаем Чудотворцем, так и храм, центральный престол у него посвящен Смоленской иконе Божией Матери, имеет придел Николая Чудотворца, но так как храм много раз перестраивался вплоть до начала XX века, последние перестройки у него были сделаны, то в начале же XX века возник в этом храме придел в честь преподобного отца нашего Серафима Саровского, и когда церковь деревянная на месте явления Креста обветшала, то было решено зимний придел создать в честь Изнесения Древ Креста Господня также при Смоленской Церкви, поэтому наша церковь имеет в себе четыре престола, которые вот мы милостью Божией сейчас потихонечку восстанавливаем. Нами полностью отремонтирован, отреставрирован придел зимний Изнесения Древ Креста Господня и начались работы по восстановлению центрального Смоленского придела, вот Всенощное бдение у нас совершалось как раз в центральном приделе Смоленской церкви.

Л. Горская

- А община, она одна и та же и на источнике?..

о. Герман

- Да, община одна и та же, у нас наше Оковецкое сельское поселение в Селижарском районе занимает второе место по численности жителей после, если не брать в расчет само Селижарово, то после Селища, то Оковецкое сельское поселение, около тысячи человек в нем живет и в самих Оковцах проживает около 400 человек, из них 10 процентов – это наши постоянные прихожане.

Л. Горская

- Так захотелось прямо сейчас снова к вам поехать…

о. Герман

- Милости просим, пожалуйста, всегда всем рады, открыты.

Л. Горская

- Чудесный абсолютно скит в уединенном месте в оковецком лесу, речка течет с черной торфяной водой…

о. Герман

- Да, но несмотря на все это, мы призываем своих прихожан быть внимательными и соблюдать меры, рекомендованные по безопасности, надевать перчатки, маски.

Л. Горская

- Прямо даже так?

о. Герман

- Все серьезно, да.

Л. Горская

- Дистанция?

о. Герман

- Благо, так как богослужение будет на улице, там гектара хватит для того, чтобы все могли находиться на социально-безопасном расстоянии друг от друга.

Л. Горская

- Ну, даст Бог, скоро это закончится.

о. Герман

- Молимся каждую службу об окончании этого морового поветрия.

Л. Горская

- В любом случае я думаю, что каждому стоит найти время, может, не сейчас, может быть, потом, зимой, летом, весной, неважно, в этом году, в следующем, и съездить к вам, потому что это уникальный какой-то островок. Для меня, как историка, это особенно удивительно, я еще раз повторюсь, находиться в месте и в лесу, который описан еще в «Повести временных лет» у источника, про который знал Иван Грозный, не говоря о том, что это просто красивое, живописное и удивительное место, и источающая чудеса вода и иконы.

о. Герман

- Конечно, чудес у нас много, чудеса нас окружают и главное чудо все-таки в жизни каждого человека – это встреча с Богом, если это чудо в вашей жизни уже случилось, и вы его пережили, этот опыт, то для вас эти места могут оказаться родными, облюбованные в милосердии Матери Божией, которая уже на протяжении около пятиста лет, не оскудевая, также подает всем помощь, с любовью, надеждой, верой притекающим.

Л. Горская

- Приезжайте.

о. Герман

- Приезжайте, конечно, всех приглашаем посетить Спасо-Преображенский скит Ниловой пустыни в деревне Оковцы Селижаровского района Тверской епархии.

Л. Горская

- Мы не сказали, как называется река, на которой он расположен.

о. Герман

- Река Пы́рошня, Пырошенское городище.

Л. Горская

- Спасибо большое, отец Герман, к сожалению, заканчивается наша программа. Я напоминаю, что в эфире радио «Вера» была программа «Светлый вечер», ее для вас провела Лиза Горская. В эфире был иеромонах Герман Фисенко, скитоначальник Спасо-Преображенского Оковецкого скита Нило-Столобенской пустыни и настоятель Смоленской церкви в деревне Оковцы. Всего доброго вам.

о. Герман

- До свидания.

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем