Всем нам знакома эмблема черепа и двух перекрещенных костей под ним. Мы можем видеть её на табличках, предупреждающих о смертельной опасности, электрических щитках, упаковках и этикетках, так обозначающих ядовитые вещества.
Символ черепа с двумя костями называется — «адамова голова». Откуда произошло его название и какое значение он имеет сегодня, давайте выяснять вместе.
Происхождение этой эмблемы, символа, знака связано с первым человеком на земле, созданным в последний день творения мира Богом, родоначальником всего человечества — праотцем Адамом. Как известно из книги Бытия, грехопадение первых людей сделало их смертными и подверженными болезням, лишило Божественной благодати. И хотя Адам прожил девятьсот тридцать лет, что нам может показаться почти вечностью, он скончался. Как сказано в Писании (цитата): «Ибо прах ты и в прах возвратишься».
Имя Адама стало нарицательным. И обозначает человека во плоти или грешника. В Толковом словаре Даля зафиксировано и разъяснено такое выражение: «И ты адам, и я адам; все мы адамы».Оно характеризует человека, падкого на соблазн.
Согласно источникам, в языках некоторых тюркских народов на территории современной России, слово «адам» означает «человек, гражданин». Карачаево-балкарский словарь 1989 года, например, предлагает перевод фразы «Совет Союзну адамы» на русский язык — «гражданин Советского Союза».
Так вот, «Адамова голова» это и есть череп человека, череп Адама.
В Священном Предании место распятия Иисуса Христа — Голгофа, что буквально означает «место черепа», считается могилой Адама. Поэтому на иконах и крестах у ног распятого Христа можно увидеть изображение черепа. Символически череп первого человека омывает кровь Спасителя, искупая его от греха и смерти. В лице Адама всё человечество было омыто и обрело спасение — вечную жизнь — ценою крестной смерти Христа.
И если в светской символике «Адамова голова» — это знак опасности, то в церковной, глава первого человека, изображённая у подножия распятия Христа — знак спасения.
«Путь к священству». о. Тимофей Чайкин
У нас в студии был настоятель московского храма святителя Николая в Заяицком священник Тимофей Чайкин.
Мы говорили с ним о его пути к священническому служению, об учебе в семинарии и об общении со знаменитым регентом архимандритом Матфеем (Мормылём).
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Музыка и вера». Максим Аншуков
У нас в гостях был участник «Светлого концерта» к 10-летию Радио ВЕРА, лидер группы «Ключевая» Максим Аншуков.
Мы говорили о музыке, вере и о том, какое влияние на творчество нашего гостя оказал приход к Православию.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Мученики за веру истинную, молите Бога о нас!»
Мученики за веру истинную, молите Бога о нас!
Вера ваша приблизила вас к сияющему престолу славы, лучезарными серафимами и пресильными херувимами украшенному. Ближе нас вы к бессмертию и молитва ваша чище и слышнее.
Помяните нас в молитвах ваших, чтобы и ваша слава разнеслась в небесах. Возьмите нас с собою, чтобы лететь вам к престолу славы легче и быстрее. Кто несёт лишь себя одного, тот ходит легче, но спотыкается чаще. Чем большее бремя братьев своих возлагаете на себя, тем полёт быстрее.
Сказал я людям — все вы мученики, но не равны вы в мученичестве своём. Мученики за истинную веру во всем различны от мучеников за веру ложную. Даже по плоти отличаются они, ибо душа плоти сообщает и силу свою, и немощь.
Вы, принимающие мученичество за веру истинную, страдаете за то, что открылось духовному зрению вашему. Страдающие за ложную веру, страдают за то, что видят очами телесными. Вы — первые, страдаете за веру в явную и истинную, вы — вторые, страдаете за сон и призрак.
Зрение духовное скромно называет своё знание — вера. Зрение телесное называет свою веру гордо — знание.
И одно и другое — лицезрение. Первое — лицезрение мирной и светлой сущности вещей, второе — лицезрение отражения сущности во мраке.
Сыновья неба и сыновья земли, неизбежно мученичество ваше. Мученичество — в бегстве. Либо бежите от тьмы к свету, либо от света во тьму. Если бежите от тьмы к свету — весь мир восстанет на вас. Если бежите от света к тьме, Небо удалится от вас, от судорог ваших и погибели.
Пересекаются пути человеческие и столкновения неизбежны. Ибо одни стремятся на Восток, другие на Запад. Но милостив Господь и каждому посылает ангелов Своих.
Душа моя полнится мучениками, словно плодоносная нива пшеницей и плевелами. Одни обращены к Востоку, другие — к Западу.
В полночь шепчу душе своей — доколе будешь распинать себя между раем и адом? Восстань и устремись туда, куда мученики за веру истинную стремились.
На рассвете шепчу друзьям своим — не соблазняйтесь путями широкими, ибо многие трупы смердят на обочинах. Пойдём на гору путём узким, труден он и крут, но не смердит мертвечиной.
День и ночь шепчу вам, мученики за веру истинную, молите Бога о нас!