Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Борис Кустодиев «Троицын день»

* Поделиться

Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Итак, сегодня в нашем очередном турне выходного дня — старинный Саратов! Мы в художественном музее имени Александра Радищева! На чём здесь ты посоветуешь мне акцентировать внимание, мой бессменный спутник и экскурсовод, Андрей Борисович?

— О, в Саратовской картинной галерее богатейшая экспозиция! Одна только коллекция работ Бориса Кустодиева чего стоит! Вот, например, взгляни, Саша — полотно «Троицын день». Такое яркое, что мимо пройти невозможно. И очень богатое по содержанию!

— И впрямь, не оторвать взгляд! Художник в подробностях изобразил народные гулянья на залитой солнцем полянке в парке. Нарядные горожане катаются на лошадях, неспешно шествуют по дорожкам, беседуют на скамейках. Уличные торговцы продают букеты сирени, сладкую выпечку.

— А разворачивается действие на фоне величественных церквей. В одних праздничная служба уже закончилась, в других богослужение ещё продолжается. Так, справа на картине можно разглядеть крестный ход — православные с хоругвями идут вокруг храма.

— Словно корабль с парусами плывёт в зелёном море. И трава, и листва на деревьях такие яркие, свежие, густые!

— Троица же! Праздник переходящий, он приходится на пятидесятый день после Пасхи, и выпадает на конец мая — середину июня. В это время зелень нежная, сочная, ещё не запылённая.

— Интересно, а в том году, когда Кустодиев писал картину, какого числа Троицу праздновали?

— Это 1920-ый. Можно уточнить в интернете дату праздника. Сейчас найду, погоди. Вот, пожалуйста, Троица 30 мая. Только эта подробность не так уж и важна.

— Почему?

— Потому что Борис Кустодиев показал образ торжества. Картина не репортажная. В 1920 году Троицу встречали не в таком безмятежном антураже, как представлено на полотне. Это время гонений на Церковь. Крестные ходы тогда были сродни подвигу исповедничества.

— Получается, и художник к этому подвигу причастен. Он решился писать картину «Троицын день» в безбожное лихолетье. Да ещё и показал христианский праздник таким светлым, народ — ликующим. Мог бы и поплатиться за это!

— Да, в создании полотна проявились цельность и мужество Бориса Кустодиева. И дело не только в угрозе преследования за веру. Из-за опухоли спинного мозга художник уже много лет был прикован к постели. Писал полулёжа, мучаясь от боли. Стоит ещё вспомнить, что в стране царила разруха, есть было нечего. Кустодиевы, как и все вокруг, голодали.

— Страдая, изображать счастливое время! Это бегство от реальности?

— Скорее, утверждение надежды, что бедствие, которое учинили в России большевики — временное. Недаром художник посвятил свою картину празднованию Троицы.

— Это имеет значение?

— Конечно! Вспомни содержание торжества. На пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошёл Святой Дух в виде горящих, но не обжигающих языков пламени. Это событие считается началом Церкви, которую, по слову Христа, врата ада не одолеют.

— А значит, никакие безбожники не отнимут радости у верующих.

Мне кажется, именно это чаяние вложил Борис Кустодиев в картину «Троицын день». Она о празднике, которому нет конца.

Картину Бориса Кустодиева «Троицын день» можно увидеть в Саратовском государственном художественном музее имени Александра Радищев


Все выпуски программы: Краски России

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем