24 декабря 1818 года в приходской церкви австрийского города Обердорфа, близ Зальцбурга, была впервые исполнена песня «Тихая Ночь, Святая Ночь». С тех пор она стала одним из самых популярных в мире рождественских гимнов, ее можно услышать повсюду — даже зайдя в торгово-развлекательный центр.
Авторство ее приписывалось по очереди различным великим композиторам — то Моцарту, то Гайдну, но на самом деле эту мелодию сочинил церковный органист и школьный учитель Франц Ксавьер Грубер. Автор слов — священник Иозеф Мор, который чуть раньше, в 1816 году, написал шестистрофное стихотворение, посвященное Рождеству Христову.
Тихая ночь, дивная ночь.
Глас с небес возвестил:
Радуйтесь, ныне родился Христос,
Мир и спасение всем он принес,
Свыше вас Свет посетил
Свыше вас Свет посетил.
Мор служил вторым священником в церкви Обердорфа, причем у него даже не было жилья — ему приходилось ночевать у сторожа.
В рождественский сочельник 1818 года, Мор пришел к Францу Груберу со своей поэмой и попросил на ее основе написать музыку для двух голосов а-капелла и гитары. Грубер сочинил музыку для гимна в тот же день.
И в тот же день, на торжественном рождественском богослужении, гимн был исполнен. Авторы гимна сами его исполнили, Мор также аккомпанировал на гитаре, а хор повторял последние две строчки каждого стиха.
В 1819 году в Оберндорф приехал инженер Карл Маурахер чтобы отремонтировать церковный орган. Он уехал, взяв с собой копию нот «Тихой ночи». Он передал песню известным в то время семьям певцов Райнеров и Штрассеров, которые исполняли ее по всему миру. Гимн стал настолько популярным, что, как это бывает с народными песнями, его авторы забылись — и только в 1855 году, когда была найдена первоначальная партитура, авторство было точно установлено.
В наши дни звукозапись — это огромная индустрия, которая прилагает обдуманные усилия для того, чтобы продвинуть — с помощью всех современных средства связи — определенные песни в верхние строчки списков. Но тогда, в девятнадцатом веке, еще не существовало ни звукозаписи, ни звукозаписывающих компаний, ни какого-нибудь телевизионного конкурса «Австрия имеет таланты» — музыка распространялась в нотной записи, и ее можно было услышать только в живом исполнении.
Но песню «Тихая Ночь» стали петь по всему миру — и поют до сих пор, она переведена на сотни языков. Почему? Возможно, потому что успех — это то, чего Мор и Грубер не искали. Они искали возможность прославить богомладенца Христа, рождество Которого праздновали в эту ночь.
Олень Эдик. Дарья Кравченко
Помню день, когда наша маленькая дочка Арина сама позвала Бога. Мы бережно прокладывали для неё дорогу к храму. Возили на службы ко причастию. Не читали длинные проповеди о вере, но утром вместе молились перед тем, как съесть манную кашу, на ночь читали детскую Библию, рассматривали картинки и отвечали на вопросы о Боге. Мы ждали, пока Ариша сможет осознанно обратиться к Богу. И вот однажды она потеряла свою любимую игрушку — плюшевого оленя Эдика.
Олень — не просто мягкая игрушка нашей Ариши, он — член нашей семьи! Плюшевый друг не раз выручал в длинных поездках, часто был хорошим компаньоном во время обеда, вместе с ним мы делали болючие прививки. Наш старенький друг всегда был готов подставить плечо! Каждую ночь Аришка засыпала только с ним. Обычная игрушка, стала неотъемлемой частью нашей жизни!
Однажды после воскресной службы мы отправились в магазин, чтобы побаловать Аришу. Дочка настолько была увлечена выбором шоколадных конфет в магазине, что не заметила, как уронила свою любимую игрушку. Мы пришли домой, разделись, отдали Арине купленные подарки, и тут... мы с мужем переглянулись. Оленя нет. «В сумке есть? Может в пакете?» — озадаченно спрашивала я. «Судя по всему потеряли...» — тихо ответил супруг.
Конечно Арина расплакалась по поводу пропажи оленя. Не успокоить. Для нашей семьи — это была настоящая драма, потому что заснуть без него не сможет, в детском саду будут слезы, обеденный сон без игрушки тоже не состоится. В общем, целый набор неприятностей из — за плюшевого оленя нам был обеспечен.
Муж побежал в магазин, несмотря на то, что надежды найти игрушку в крупном супермаркете практически не было. Но вдруг кто-то нашел.
Смотря, на рыдающую Аришку, я сказала: «Иди к иконкам и попроси у Боженьки вернуть Игоря». Арина побежала в комнату с иконами и начала лепетать: «Бога, дай мне Эдю». Еле выговаривая, она повторяла слова, как молитву. В тот момент я сама молила лишь бы этот олень нашёлся!
Через 10 минут позвонил муж и сказал, что везет игрушку домой. Оказывается, кто-то случайно подобрал Оленя и оставил на кассе в магазине! Радости не было предела. Тогда мне вспомнились слова Владыки Василия Родзянко: «Когда я перестаю молиться, совпадения прекращаются». С тех пор у Арины с Боженькой особые отношения.
Ариша спрашивала «Когда мы пойдем к Боженьке?». И мы ехали в храм. С вечера мы выбирали наряд для похода на литургию. Вешали на стульчик платье и косынку. Мы приезжали за час до причастия, чтобы она понимала, где она, и что будет происходить на службе.
В храме девочка крестилась иногда правой иногда левой рукой, пела церковные песни на свой лад, но с чистым сердцем. Я не дергала, не заставляла поменять руки или петь чуть тише во время службы. В те минуты, когда она своим чистым детским сердечком молилась, я тихо умилялась со стороны. Перед сном вместе с Ариной мы пели короткие «Господи помилуй».
Пройдет еще несколько лет, и мы отпустим Аришу во взрослую, такую прекрасную, непредсказуемую жизнь. И главными людьми в ее жизни будут уже не папа с мамой, а друг Саша или верная подруга Аня. А мы будем надеяться, что Арина не забудет дорогу к храму и с Божьей помощью сохранит, ту чистую, искреннюю веру в Бога.
Автор: Дарья Кравченко
Все выпуски программы Частное мнение
17 мая. О значении Акта о каноническом общении
Сегодня 17 мая. В этот день в 2007 году в Москве патриарх Московский и всея Руси Алексий II и первоиерарх Русской Православной Церкви заграницей митрополит Лавр подписали «Акт о каноническом общении».
О значении этого события, — протоиерей Артемий Владимиров.
17 мая. О подвиге Мученицы Пелагии Тарсийской
Сегодня 17 мая. День памяти Мученицы Пелагии Тарсийской, пострадавшей за Христа на рубеже II-III (2-3-го) веков.
О её подвиге, — священник Августин Соколовски.