Как часто мы проходим мимо людей, которые, вроде и знакомы в лицо, но мы их не знаем. Так с одной коллегой мы изредка здоровались, но не общались. Про соседку из квартиры напротив я знала лишь то, что зовут ее Оля и у нее двое детей... Но однажды мы разговорились с коллегой во время рабочей поездки, и я узнала, что этот человек пишет замечательные глубокие стихи. А Оля неожиданно зашла узнать, когда ближайшая служба в нашем храме, и в воскресенье мы пошли туда вместе. Эти люди вдруг открылись для меня, мы стали общаться чаще, сложились теплые отношения. Мне кажется, что и со святыми мы знакомимся так же, как с людьми.
У нас в храме была икона при входе. Я никогда к ней не подходила. Даже не задумывалась, чей это образ. Шла к другим, к знакомым: к Николаю Чудотворцу, Серафиму Саровскому, Сергию Радонежскому.
И вот, однажды, готовя дома ужин, я решила послушать жития святых. Включила в телефоне аудиозапись. Начался рассказ о святой Марии Египетской. Пожалуй, я впервые внимательно слушала ее житие от начала до конца. Не совсем точное слово «внимательно», я как-то душой слушала, знакомилась с ней.
Неожиданно для самой себя я всем сердцем прочувствовала путь этой женщины, этой святой. До слез. Передо мной появился живой человек. Вот двенадцатилетняя девочка уходит из родительского дома. Вот она, красивая и распутная стремится на корабль с паломниками. Вот Мария не может переступить порог храма, впервые задумывается о своей жизни и начинает рыдать. Вот она принимает несколько кусков хлеба и уходит в пустыню. Это была вся ее пища. На годы. На 47 лет!
Я выключила сковородку. Котлеты подождут. Села и слушала.
Старец Зосима видит в пустыне тень человека, опаленного до черна солнцем, с белыми, как шерсть, волосами и с ужасом слышит, как это почти бестелесное существо называет его по имени и просит благословить, а потом во время молитвы парит над землей...
Житие Марии Египетской, грешницы, которая обрела веру, покаялась и преобразилась, пугало и вдохновляло одновременно, потому что невозможное оказалось возможным. Благодаря Богу. Такой духовный рывок! Как мне важно было в тот момент обо всем этом услышать. В тот самый момент, когда мне самой требовалось так возгореться любовью к Богу. Я уже давно буксовала в духовной жизни. И вот! Это возможно! Взять и запылать!
Котлеты я все-таки дожарила, накормила семью, легла спать, а сама продолжа думать о Марии Египетской. Когда я вновь оказалась в храме, подошла к ее иконе, той самой, которую раньше не замечала. Подошла с особым радостным чувством, как к хорошо знакомому или родному человеку. Теперь я очень внимательно всматривалась в лик, видела седые волосы, немощную плоть, и снова переживала историю жизни, покаяния и преображения. С тех пор я всегда молюсь Марии Египетской об укреплении веры.
Для меня эта история — подтверждение того, что святые — абсолютно живые. И открываются, когда нам так важен их опыт, их пример пути к Богу. С ними складываться свои особые отношения. Так мы обретаем духовных друзей, помощников и заступников. От души желаю всем таких чудесных встреч.
Автор: Елена Сурняева
Все выпуски программы Частное мнение
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер