2 Кор., 182 зач. (от полу́), VI, 16 - VII, 1.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Где найти в этой жизни стабильность и как это сделать? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 6-й и 7-й глав второго послания апостола Павла к Коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 6.
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
17 И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас.
18 И буду вам Отцем, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель.
Глава 7.
1 Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием.
Христиане города Коринф проводили свою жизнь в окружении язычников, со многими из которых у них были деловые, приятельские и даже родственные отношения. Судя по всему, нередко это почти что с неизбежностью подталкивало коринфских христиан к участию в языческих церемониях. Посудите сами. Торговые сделки, общественные трапезы, семейные мероприятия, да и всякие другие начинания сопровождались тем или иным языческим обрядом. Необходимо было заручиться поддержкой богов-покровителей. Так было устроено мироощущение язычника. Даже если он не был особо набожным человеком и относился к этим ритуалам со скепсисом, он начинал с недоверием относиться к партнёру, если тот не чтил традиций предков. Если он отказывался делать то, что делали и делают в греко-римском мире все и всегда. Как можно полагаться на такого?
Отсюда и призыв апостола Павла в только что прозвучавшем отрывке. Апостол повторяет слова, с которыми некогда Моисей обратился к евреям, когда выводил их из Египта. Не заручайтесь поддержкой у языческих богов. Ведь это оскверняет вашу душу, делает её нечистой. И Бог не входит в неё. Всячески избегайте участия в идолопоклонстве и всём, что с ним связано. Даже если вам ради этого будет необходимо отделиться от окружающих вас язычников. То есть разорвать с ними деловые, приятельские и даже родственные отношения.
Может показаться, что призыв жесток. Ведь апостол Павел обрекает на дискомфорт и даже страдания своих подопечных. Они же рискуют стать изгоями в обществе. Однако в послании апостола мы видим и то, что им предлагается взамен. Павел обещает, что как только коринфяне перестанут делать ставку на связи с языческим миром и играть по его правилам, Бог станет им Отцом. А они будут его сынами и дщерями. А какой любящий отец не заботится о своих детях? Тем более Господь. Иными словами, если коринфяне ради того, чтобы сохранить душу в чистоте, рискнут и откажутся от связей с идолопоклонниками, Небесный Отец Сам устроит их жизнь наилучшим образом.
Казалось бы, язычество давно кануло в Лету. Однако идолопоклонство никуда не исчезло из жизни человека. Чтобы в этом убедиться, достаточно честно ответить себе на вопрос: а что является центром моей жизни? О чём мои мысли и мечты? Куда направлены мои эмоции? Одним словом, где моё сердце? Вот там, где моё сердце, там и мой бог. Там я ищу утешение, когда мне тяжело. Там я обретаю внешнюю и внутреннюю стабильность. И у всех эта точка опоры разная. Люди, имущество, искусство, отношения, путешествия, работа и многое другое — всё это так или иначе может меня вдохновлять и давать душе успокоение.
Апостол Павел сегодня говорит о том, что у верующего христианина в конечном счёте такой точкой опоры может быть лишь Бог. А потому каждый, кто хочет на деле, а не только на словах, быть последователем Христа, должен приучить себя, как говорит Павел, «совершать святыню в страхе Божием». То есть выработать навык ежедневного исполнения заповедей Евангелия. Непрестанно посвящать всего себя служению Богу и людям. Если мы научимся в этом служении находить утешение и покой, то нам не будут страшны никакие потрясения. Сам Бог станет нашим Отцом, чью благодатную поддержку мы будем ощущать во всех своих делах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Рядом с Пушкиным. Ольга Шушкова
Пушкина я горячо полюбила с детства и пронесла это чувство через всю жизнь. Помню, как ребёнком с радостью без конца повторяла строчки из сказок: «Ветер по морю гуляет...». А уже в зрелые годы с трепетом читала пушкинское покаянное: «И с отвращением читая жизнь мою, я трепещу и проклинаю, и горько жалуюсь, и горько слезы лью, Но строк печальных не смываю».
Я видела в Александре Сергеевиче живого, близкого человека, родную душу. Надо ли говорить, что он оказал на меня большое влияние, и что, поэтом я стала во многом благодаря и ему. А вот точно, благодаря кому получила я такое призвание — поняла уже много позже... Это — Господь!
Расскажу небольшую предысторию. Крестили меня еще ребенком. А в храм впервые привела родственница, когда у меня в жизни был тяжелый период. Это был храм «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Помню, как я сидела там на скамеечке, заливалась слезами. Поплакала, помолилась, и мне стало легче.
Второй раз пришла сама, когда снова обрушились неприятности — помнила, где становится легче. Поговорила с батюшкой — и опять отлегло. Стала приходить в храм регулярно. Выбрала себе местечко в центре храма около прохода.
И вот, спустя несколько месяцев я случайно прочитала в интернете, есть икона, на которой изображен мой любимый поэт! Точнее, там запечатлен сюжет поэтического диалога между святителем Филаретом Московским и Александром Сергеевичем Пушкиным. Поэт тогда написал стихи, в которых были следующие строки: «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?..» А после публикации получил ответ от святителя Филарета с такими словами: «Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана...»
Пушкин с благодарностью написал стихотворный ответ будущему святому, в котором признал правоту митрополита и свои заблуждения, назвав их «скептическими куплетами».
Так вот, когда иконописцы писали образ митрополита Московского Филарета (Дроздова), вспомнили про эту историю. Изобразили рядом со святителем великого русского поэта. Как мне же мне захотелось посмотреть на эту икону!
И каково же было мое удивление, когда я узнала, что образ находится в храме Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»! В том самом, где я обрела душевный и духовный приют.
Я знала многие иконы в храме, они стали важными и любимыми для меня. Но — Александра Сергеевича я не видела.
Я переходила от одной иконы к другой, приглядывалась, внимательно изучала. Началась служба, и я остановилась на своем любимом месте в храме. И тут обнаружила — Пушкин смотрел прямо на меня! Икона со святителем Филаретом и любимым поэтом оказалась напротив моего места, но в глубине. Слезы благодарности выступили на глазах.
Я восприняла это как знак. Как будто Господь благословил меня. И теперь каждый раз, приходя на любимое место в храме, я кланяюсь святителю Филарету, улыбаюсь Александру Сергеевичу и благодарю Всевышнего за то, что, как отметил святитель Филарет в упомянутой переписке, «не без воли Бога тайной» все сложилось в моей жизни.
Господь говорит с каждым из нас через ситуации, через обстоятельства. Он знает, что для каждого человека дорого, что тронет душу.
Главное — суметь услышать Спасителя. На мой взгляд, для этого нужно учиться слушать Бога. Воспитывать душу. Учиться домашней молитве. И стремиться к Богу, хотеть быть рядом. Ходить в храм, участвовать в церковных таинствах, в соборной молитве. Христос посреди нас!
Автор: Ольга Шушкова
Все выпуски программы Частное мнение
26 декабря. О значении слов Христа о пророке Илии
В 9-й главе Евангелия от Марка есть слова Христа: «Говорю вам, что и Илия пришёл, и поступили с ним, как хотели, как написано о нём».
О значении этих слов Христа — протоиерей Владимир Быстрый.
Эти слова сказаны Господом в ответ на вопрос, с которым ученики обратились к Нему. Произошло это сразу после Преображения. По поверьям иудеев перед пришествием Мессии должен прийти Илия, пророк Божий Илия, и устроить все, то есть приготовить богоизбранный народ к грядущим событиям. И Господь говорит, что Илия уже пришел. Это Иоанн Креститель, пришедший в силе и духе Илииной. И с ним поступили так, как хотели, как написано о нем. Ведь это известное изречение пророка Малахии.
«Я пошлю вам Илию Фесвитянина прежде пришествия Дня Господня. Он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы я, придя, не поразил земли проклятием». Важно то, что из этих слов становится ясно, что долгожданный Мессия, долгожданный Спаситель мира уже пришел. Он уже идет своим путем. Путем страданий, путем воскресения.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 декабря. О проповеди и хранении благой вести
В 6-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания».
О проповеди и хранении благой вести — священник Родион Петриков.
Когда апостол Павел свидетельствует о том, что именно делает его проповедь сильной, он говорит так «Слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы». Апостол убежден, что слово проповедника должно прежде всего опираться на веру в исполнении духом святым, на помощь Божию, на силу, подаваемую свыше. Ведь если служитель слова будет полагать свой успех только в своих человеческих усилиях, в риторических приемах, в литературных эффектах, то речь его будет словно «медь звенящая» или «кимвал звучащий», если использовать сравнение самого же Павла. Яркая подача может быть просто завесой, скрывающей отсутствие духа истины. Красноречивая проповедь, лишенная благодатного внутреннего содержания — это пустословие души, которое не способно открыть правду и не способно наполнить светом. Духовные нужды тут не найдут своего ответа, а сердце слушателей останется без утешения. Если у проповедника нет нелицемерной веры, доброй совести, то слово его будет малодейственным, потому что уходит сила Божия. И все, что говорится таким человеком, Павел и называет одним словом — пустословие. А чтобы проповедь не оказалась пустословием, она должна быть сказана, как писал Иоанн Богослов, не словом или языком, но делом и истинно. А истина не столько доказуется, сколько показуется. И именно поэтому наша главная проповедь, конечно, звучит не с амвона храма, а именно тогда, когда мы сходим с амвона и выходим в саму жизнь.
Все выпуски программы Актуальная тема