2 Кор., 195 зач., XII, 10-19.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Что если в моём характере есть такие черты, которые никак не соответствуют образу праведника? Что с ними делать? Как от них избавиться? Думается, ответ на этот вопрос можно найти в отрывке из 12-й главы 2-го послания апостола Павла к коринфянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 12.
10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен.
11 Я дошел до неразумия, хвалясь; вы меня к сему принудили. Вам бы надлежало хвалить меня, ибо у меня ни в чем нет недостатка против высших Апостолов, хотя я и ничто.
12 Признаки Апостола оказались перед вами всяким терпением, знамениями, чудесами и силами.
13 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину.
14 Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей.
15 Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами.
16 Положим, что сам я не обременял вас, но, будучи хитр, лукавством брал с вас.
17 Но пользовался ли я чем от вас через кого-нибудь из тех, кого посылал к вам?
18 Я упросил Тита и послал с ним одного из братьев: Тит воспользовался ли чем от вас? Не в одном ли духе мы действовали? Не одним ли путем ходили?
19 Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами? Мы говорим пред Богом, во Христе, и все это, возлюбленные, к вашему назиданию.
Свои послания христианам города Коринф Павел пишет по особому поводу. В коринфской общине появились люди, которые возводили на апостола клевету. Скорее всего, они просто хотели власти. Иметь её в полноте им мешал авторитет апостола. Чтобы его подорвать и уничтожить, они распускали об апостоле лживые слухи. Из контекста послания становится очевидным, что среди прочего его могли упрекать в воровстве. Как и другие христианские общины, коринфяне собирали пожертвования для небогатой Иерусалимской церкви. Павел помогал передавать эти деньги адресату. Видимо завистники обвинили Павла в том, что он вместе со своими помощниками частично присвоил эти сбережения.
Поэтому в только что прозвучавшем отрывке апостол делает такой акцент на том, что никогда не был коринфянам в тягость. Даже в то время, когда он жил в их городе, проповедовал им Евангелие и созидал общину, он оставался на собственном иждивении. Мы знаем, что у Павла было ремесло, которое его кормило. Он шил палатки. Так и зарабатывал себе на жизнь. Более того, он напоминает о том, что сам обогащал коринфян, как родитель обогащает своих детей. Отдавал им безвозмездно своё время, силы, свою любовь и поддержку. Так же он учил и своих ближайших помощников, и представителей, в частности, Тита, выстраивать отношения с коринфянами.
Всё это свидетельствует не только о духовном, но и о глубоком житейском опыте Павла. Очевидно, что он с самого начала видел внутреннее устроение жителей Коринфа. Знание жизни подсказало ему, что, если и будут проблемы и раздоры в общине коринфских верующих, они начнутся именно в области, которая касается материального. А потому именно в этой сфере как он сам, так и его ученики должны проявить особый такт и осторожность. Люди могли от всего сердца, искренне предлагать им материальную помощь. Но даже рискуя обидеть дарителей, апостолу и его ученикам лучше было отказаться от всяких предложений. Чтобы потом не стать заложником этой искренности. Чтобы, когда настроение людей изменится, не дать их подозрительности ни единого аргумента.
Кто-то скажет: вот это прагматизм! Расчётливость, как у игрока на бирже. Всё просчитал заранее. Именно так. И в иной ситуации, такая расчётливость была бы синонимом бездушности и бессердечия. Тот, кто обладает такими способностями, вполне может выстраивать хитроумные, мошеннические комбинации. Однако Павел использовал свою способность прогнозировать поведение людей не для удовлетворения своих корыстных амбиций. Он пользуется своим навыком для достижения духовных целей. Для того, чтобы послужить ближним. Чтобы сохранить общину. Чтобы простые верующие не восстали против своего учителя. Чтобы паства не лишилась своего духовного лидера. Чтобы не разрушилось единство Церкви.
У каждого из нас свой набор индивидуальных особенностей. Свои достоинства и недостатки. Мы радуемся положительному в себе и пытаемся всячески избавиться от того, что считаем отрицательным. Порой в этой борьбе мы доходим до изнеможения. Но нам так и не удаётся стать чистыми. Духовный опыт Церкви открывает нам важную истину. Вместо того, чтобы стремиться к виртуальной стерильности, необходимо ежедневно посвящать себя служению Богу и тем, кто нас окружает. Все свои мысли, чувства, слова и поступки сверять с Евангелием. И в этом случае происходят чудесные вещи. Даже наши неприглядные стороны, наши дефекты, наш мрачный жизненный опыт, опыт падений и ошибок, Господь начинает использовать в Своих всеблагих целях. Удивительным образом весь этот неприятный багаж трансформируется, преображается и становится бесценным сокровищем, которое теперь наравне с моими достоинствами свидетельствует о силе и славе нашего Творца.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Святитель Иоасаф Белгородский
Летом 1748 года архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф (Горленко) стал епископом Белгородским. Посвящение в архипастыри совершилось в Санкт-Петербурге, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. К месту своего назначения владыка Иоасаф прибыл ранним утром 19 августа, в праздник Преображения Господня. Несмотря на слабое здоровье, он отказался отдыхать после изнурительного путешествия и сразу же отправился на литургию в Свято-Троицкий собор. С этой же ревностью и усердием епископ Иоасаф совершал всё дальнейшее служение. Он неустанно объезжал свою епархию, узнавал о нуждах паствы и тайно подавал помощь. Аскет, подвижник и молитвенник получил от Бога дары прозорливости и чудотворения и стяжал народную любовь. Самоотверженная деятельность рано истощила силы епископа, он отошёл ко Господу в 49 лет. В 1911 году мощи святителя Иоасафа обрели нетленными. Тогда же в Белгороде состоялись торжества прославления подвижника в лике святых.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский
Частью летописи Белгородской епархии стали имена многих подвижников. Один из них — священномученик Антоний (Панкеев). Он родился в 1892 году в селе под Херсоном. Сын священника не мыслил своей жизни вне Церкви. Окончил Одесскую семинарию и Петроградскую духовную академию, принял монашеский постриг и священный сан. В годы Первой мировой войны нёс духовную службу на фронте. После революции 1917 года стал епископом. С этого момента жизнь владыки Антония обернулась чередой арестов, ссылок и тюремных сроков. В 1933 году, освободившись после очередного заключения, епископ возглавил Белгородскую епархию. В то время власти закрывали в городе храмы, один за другим. Владыка пытался опротестовать беззаконие. За это в 1935 году его приговорили к десяти годам лагерей. Во время заключения приговор ужесточили, и епископ Антоний был расстрелян. Церковь прославила священномученика в лике святых. Жители Белгорода почитают святителя Антония (Панкеева) своим небесным покровителем.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM