2 Сол., 274 зач. (от полу́), I, 10 - II, 2.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
У знаменитого западного средневекового богослова Фомы Аквинского есть фраза, которая знакома и многим православным: «Молись так, как будто всё зависит от Бога, но действуй так, как будто всё зависит только от тебя». С течением времени мысль Фомы получила развитие, и у его фразы появились новые выражения, к примеру, такое: «Молись так, как будто умрёшь сегодня, но работай так, как будто будешь жить вечно». Впрочем, подобную мысль мы можем найти и у исламских богословов, и это неудивительно, ведь любая авраамическая религия утверждает, что человек должен, с одной стороны, источником своей жизни видеть лишь Бога, а с другой — трудиться над исполнением заповедей нашего Творца. В Новом Завете мы также видим такие призывы, и звучат они на фоне веры во Второе Христово Пришествие. О вере, о молитве и о труде говорит и звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 1-й и 2-й глав Второго послания апостола Павла к Фессалоникийцам.
Глава 1.
10 когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству.
11 Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе,
12 да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа.
Глава 2.
1 Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему,
2 не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов.
Только что прозвучавший отрывок Второго послания к Фессалоникийцам продолжает начатую ранее тему: христиане Фессалоник на фоне гонений и под воздействием лжеучителей начали верить, что Второе Христово Пришествие наступит чрезвычайно скоро, а потому можно оставить все земные труды и просто ждать. Целью апостола Павла было, во-первых, убедить, что ожидание Христова Пришествия отнюдь не должно сопровождаться бездействием, во-вторых, напомнить, что о точном времени Дня Господня никто из людей знать не может, и в-третьих, поддержать христиан Фессалоник в мужественном перенесении выпавших на их долю испытаний.
Особый, и, судя по всему, никогда не теряющий актуальности, интерес представляют финальные слова этого отрывка апостольского послания, в которых апостол Павел призвал своих адресатов «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания [...] будто уже наступает день Христов» (2Фес. 2:2).
Как мы знаем, во все времена находились проповедники, которые утверждали, что кончина мира наступит со дня на день. Зачастую назывались и конкретные даты. Такие проповедники всегда опирались на сопоставление слов Священного Писания и событий современности, при умелом подходе, подкреплённом талантом и харизмой, из такого сопоставления можно вывести что угодно, в том числе и утверждение о скором Христовом Пришествии.
Когда мы сталкиваемся с подобными речами, то нам стоит помнить, что Священное Писание, говоря о кончине мира, использует образный язык, который невозможно перевести на язык конкретных дат. Кроме того, не стоит забывать, что наша планета очень большая, в истории человечества не было того времени, когда везде и у всех всё было благополучно, всегда где-то тлели, а то и полыхали, вооружённые конфликты, всегда одни люди угнетали других, но человек устроен так, что обращать внимание он склонен лишь на то, что касается его лично, и близкие нам трагедии воспринимаются как имеющие вселенский масштаб, как то, что может стать предвестником конца мировой истории.
Апостол Павел писал, что христиане должны думать не о конкретных сроках кончины мира, а о том, чтобы в то время, в которое нам довелось жить, оставаться верными Христу, и если получится сохранять Ему верность, то нас с Ним не сможет разлучить ни настоящая земная жизнь, ни грядущая вечность, ну а все выпадающие на долю человека испытания мы сможем преодолеть силой Христовой и содействием Духа Святого.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Белгород. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский
Частью летописи Белгородской епархии стали имена многих подвижников. Один из них — священномученик Антоний (Панкеев). Он родился в 1892 году в селе под Херсоном. Сын священника не мыслил своей жизни вне Церкви. Окончил Одесскую семинарию и Петроградскую духовную академию, принял монашеский постриг и священный сан. В годы Первой мировой войны нёс духовную службу на фронте. После революции 1917 года стал епископом. С этого момента жизнь владыки Антония обернулась чередой арестов, ссылок и тюремных сроков. В 1933 году, освободившись после очередного заключения, епископ возглавил Белгородскую епархию. В то время власти закрывали в городе храмы, один за другим. Владыка пытался опротестовать беззаконие. За это в 1935 году его приговорили к десяти годам лагерей. Во время заключения приговор ужесточили, и епископ Антоний был расстрелян. Церковь прославила священномученика в лике святых. Жители Белгорода почитают святителя Антония (Панкеева) своим небесным покровителем.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Церковь Веры, Надежды, Любови и Матери их Софии
На юге Белгорода есть микрорайон Харьковская гора. В семидесятых годах двадцатого века здесь началась многоэтажная застройка. А в начале двадцать первого столетия среди домов вырос церковный комплекс. Главный храм этого ансамбля посвящён святым мученицам Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Камень в его основание был заложен в 2004 году. Строительство близилось к завершению, когда случился пожар. Церковь удалось потушить, но потери были колоссальными. Беда сплотила православных белгородцев. Люди участвовали в восстановлении храма пожертвованиями, трудами и молитвой. И вскоре над Харьковской горой вознеслись семнадцать куполов восставшей из пепла церкви. 2 мая 2010 года Святейший патриарх Кирилл освятил её во имя Веры, Надежды, Любови и Софии. С тех пор здесь ежедневно совершаются богослужения. Со всех районов города белгородцы приезжают помолиться в храм, построенный всем миром.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Чудотворный источник Ясный колодец, город Короча
Город Короча расположен в пятидесяти километрах восточнее Белгорода. Он появился на карте России в семнадцатом веке как оборонительная крепость. В то далёкое время здесь был родник с поэтическим называнием Ясный колодец. Согласно летописям, вода из источника помогала исцелять раны воинов, защищавших укрепление. Также богатая водоносная жила издавна питала яблоневые сады, коими славятся здешние места. Три красных яблока на серебряном фоне по сей день красуются на гербе города Корочи. 21 сентября 2008 года архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн освятил источник Ясный колодец. Рядом с родником построили часовню. Со всей Белгородской области в Корочу приезжают паломники, чтобы с молитвой отведать здешней воды. Вкусная, полезная – она и впрямь настоящее чудо Белогорья!
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM