Страстная Суббота, или как её ещё называют в церковной традиции, Великая Суббота, — скорбный и великий день. Он посвящён воспоминаниям о погребении и оплакивании Господа нашего Иисуса Христа, умершего на кресте. Согласно Евангелию, телом Христос пребывал во гробе, а душою — спустился в ад, чтобы освободить заключённых в нём праведников. Песнопения Страстной Субботы наполнены скорбью, и тем не менее в них читается приближающаяся радость скорого Воскресения Христова.
В середине вечерней службы накануне Пасхи поётся канон — особое многочастное богослужебное произведение, состоящее из нескольких песен. Каждая песнь в свою очередь состоит из так называемого ирмоса — или запева — и нескольких тропарей, то есть молитв. Ирмос первой песни канона Великой Субботы называется «Волною морскою» и нередко исполняется как отдельное произведение. Давайте попробуем разобраться, о чём это песнопение, и послушаем его в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря. По-русски молитва звучит так: «Бога, скрывшего прежде морской волной преследователя-палача, под землёй скрыли дети Им спасённых, но мы, как юные девы, поём Господу, ибо славно Он прославился».
Вот как эта фраза звучит по-церковнославянски: «Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, под землею скрыша спасенных отроцы; но мы, яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися».
Давайте послушаем это песнопение:
Текст этого песнопения довольно необычный, не правда ли? Его автор — монахиня Кассия, поэтесса, которая жила в Константинополе в 9-м веке. Но вернёмся к тексту. Кто же такой гонитель-мучитель? О каких отроках идёт речь? Что за юные девы упоминаются в конце молитвы? Давайте обо всём по порядку. Первая строчка песнопения отсылает нас к событиям Ветхого Завета, когда пророк Моисей увёл евреев из египетского плена. Фараон, узнав об этом, отправил в погоню своё войско. Он-то как раз и назван в песнопении «гонителем-мучителем». По велению Божьему воды Красного моря расступились и народ израильский смог уйти от преследователей по сухому дну. И стоило последнему из евреев выйти на противоположный берег, как «волною морскою скрыло» воинов египетских, как сказано в песнопении. Дальше текст возвращает нас к событиям евангельским, когда дети Богом спасённых евреев Его же, Бога, «скрыли под землёй», то есть распяли, погубили.
Последняя строчка ирмоса «но мы, яко отроковицы, Господеви поим...» отсылает нас к истории о том, как после чудесного спасения евреев сестра пророка Моисея, Мариам и другие израильтянки вышли на улицы, ликовали и славили Бога за оказанную милость, за спасение евреев.
Так автор текста ирмоса предвосхищает историю о жёнах-мироносицах, которые первыми узнают о Воскресении Христовом и прославят это чудо.
Давайте ещё раз вместе послушаем песнопение «Волною морскою» в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
15 января. О народном почитании преподобного Серафима Саровского
Сегодня 15 января. Церковь празднует Преставление и Второе обретение мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, жившего в девятнадцатом веке.
О его народном почитании — протоиерей Константин Харитонов.
15 января. О личности и служении Петра Румянцева-Задунайского
Сегодня 15 января. В этот день в 1725 году родился русский полководец Пётр Румянцев-Задунайский.
О его личности и служении — протоиерей Артемий Владимиров.
15 января. О духовном аспекте творчества Грибоедов
Сегодня 15 января. В этот день в 1795 году родился русский писатель и дипломат Александр Грибоедов.
О духовном аспекте его творчества — священник Стахий Колотвин.