У нас в гостях были научный руководитель проекта благотворительного календаря «От Пасхи до Пасхи», кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского университета Георгий Бежанидзе и директор по развитию календаря «От Пасхи до Пасхи» Илья Рыбаков.
Мы говорили с нашими гостями о значении Ветхого Завета, о том, каким образом он способствует пониманию и осмыслению Завета Нового — и как благодаря календарю наших гостей можно познакомиться с ключевыми событиями ветхозаветного периода.
Ведущий: Константин Мацан
К. Мацан
– Светлый вечер на Радио ВЕРА. Здравствуйте, уважаемые друзья. В студии у микрофона Константин Мацан. И уже стало хорошей традицией Великим постом, предваряя будущие события, говорить о замечательном издании, которое наверняка многим нашим слушателям знакомо и у многих, наверное, прямо сейчас стоит на столах – это календарь «От Пасхи до Пасхи», такое замечательное издание. А у нас сегодня в гостях люди, которые имеют непосредственное отношение к изданию этого календаря – у нас в гостях Илья Ильич Рыбаков, директор по развитию благотворительного проекта календаря «От Пасхи до Пасхи». Добрый вечер.
И. Рыбаков
– Здравствуйте.
К. Мацан
– И Георгий Вениаминович Бежанидзе, научный руководитель проекта календаря «От Пасхи до Пасхи», кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Добрый вечер.
Г. Бежанидзе
– Здравствуйте, дорогие друзья.
К. Мацан
– В этом составе мы в студии радиостанции ВЕРА встречаемся уже не первый год. С моим коллегой Алексеем Пичугиным вы недавно беседовали. Может быть, два года назад тоже со мной – мы в том же составе встречались. Традиция, повторюсь, прекрасная, и каждый раз я напоминаю, календарь посвящен разным темам, вы выбираете тему на год. Ну вот перед тем, как сказать о том, какая тема в этом году, давайте скажем, что уже началась раздача календарей. Илья Ильич, где можно получить?
И. Рыбаков
– Ну да, уже можно получить новый календарь «От Пасхи до Пасхи», который посвящен Ветхому Завету.
К. Мацан
– Вот тему обозначили.
И. Рыбаков
– Да, и такая очень красивая обложка, пророка Илии. И его можно получить в редакции календаря «От Пасхи до Пасхи» – на улице Станиславского, дом 4, строение 1. Ну ориентировочно – это рядом у нас храм святителя Мартина Исповедника и такой большой комплекс, банк «Реалист». И вот банк «Реалист» любезно предоставляет нам помещение для осуществления раздачи новых календарей и тоже участвует в этом благотворительном проекте таким образом.
К. Мацан
– Итак, это тема Священного Писания Ветхого Завета. Георгий Вениаминович, а почему такая тема выбрана?
Г. Бежанидзе
– Ну действительно, мы исследовали разные темы – и церковная история, и патристика. И вот решили приступить к такой весьма сложной, как мне кажется, теме Священного Писания Ветхого Завета. Почему она сложная, потому что Ветхий Завет – это книга сложная для восприятия, для понимания и, конечно же, ее тоже надо читать обязательно, но читать именно в свете Нового Завета, чтобы не соблазниться. Поэтому, как нам показалось, вот сейчас необходимо раскрыть и эту тему для наших дорогих друзей, читателей, и мы решили эту тему раскрыть в настоящем календаре.
К. Мацан
– А чем можно соблазниться в Ветхом Завете? Казалось бы, Библия – книга богодухновенная. В чем здесь главная проблема для читателя современного?
Г. Бежанидзе
– Ну я думаю, главная проблема это в той, в кавычках, конечно, «жестокости», да, которая в Ветхом Завете присутствует, когда Бог повелевает убивать целые народы, когда совершается потоп, и таким образом гибнет практически все человечество кроме Ноя. Когда Бог повелевает совершать жертвоприношения, именно кровавые жертвоприношения, жертвоприношения животных, которых закалывали. И вообще очень много таких пророчеств в Ветхом Завете, которые нуждаются в разъяснении и толковании святоотеческом. Поэтому, как мне кажется, таких мест все-таки в Ветхом Завете достаточно много. И даже если вот человек начинает читать Священное Писание не с Нового Завета, а с Ветхого Завета, ему кажется, что ветхозаветный Бог, может быть, Он какой-то иной, не такой, как Господь Иисус Христос. И даже были такие ереси, в общем-то, которые отвергали Ветхий Завет. Поэтому, как мне кажется, эта Книга, она такая очень важная, очень интересная. Ну или, например, вот есть такая Книга – Песнь Песней. И там изображается даже, в общем-то, интимная жизнь возлюбленных. А почему эта Книга в Священном Писании, для чего она там, что она обозначает? Вот этих вопросов может быть очень много, когда мы читаем Священное Писание Ветхого Завета.
К. Мацан
– Илья Ильич, мы еще вернемся обязательно подробно к содержанию, к Ветхому Завету, к содержанию календаря я имею в виду. Ну вот я неслучайно сказал, что, может быть, у наших слушателей прямо сейчас где-нибудь на столе этот календарь стоит – проект популярный и издание оказалось популярным. Вы вообще, когда задумывали эту историю с календарями, вот вы много лет уже в ней существуете, вы на такой отклик рассчитывали?
И. Рыбаков
– Ну история этого проекта, значит, этого благотворительного проекта, она берет начало с 2008 года. И делалось это как такой внутренний подарок для сотрудников банка на Пасху, вот такой уникальный календарик подарить. И постепенно этот проект перерос, так сказать, вот в этот, не побоюсь этого слова, самый популярный православный календарь у нас в стране, потому что тираж его в 150 тысяч экземпляров печатается. И мы опять же призываем всех неравнодушных людей, что мы можем увеличивать тираж и еще больше, потому что, может быть, для всей России как бы и мало. Но это для этого надо привлекать новых благотворителей. Те, которые уже есть, они вот осуществляют каждый год, уже 17-й год издание этого уникального, авторского календаря. Потому что каждый календарь – это как отдельная книга пишется. Вот в этом году будет на тему Ветхого Завета. Прошлый год, который заканчивается, он был посвящен патерикам, соборам. И вот как бы вот все 17 лет вот этот календарь развивался и увеличивался в тираже.
К. Мацан
– А сколько людей работают над проектом?
И. Рыбаков
– Вот Георгий Вениаминович знает, наверное.
К. Мацан
– Такая работа, столько авторов текста, вряд ли это один человек может сделать, такую работу. Георгий Вениаминович.
Г. Бежанидзе
– Ну у нас работает до десяти авторов и иногда бывает и побольше, и в основном это специалисты как раз по библеистике. Но здесь, понимаете, не каждый специалист по библеистике сможет написать текст, который был бы доступен и понятен – чтобы он не был слишком научным, чтобы он не был слишком таким заумным, да, который было бы неинтересно читать. Тут важно, чтобы человек обладал хотя бы минимальным и литературным талантом. Вот таких людей, конечно, найти достаточно сложно, но мы все-таки стараемся искать таких людей и привлекать их.
К. Мацан
– Ну давайте тогда расскажем о структуре календаря. То есть 365 дней в году, на каждый день приходится что в календаре, что касается Ветхого Завета?
Г. Бежанидзе
– Ну надо сказать, что сам жанр календаря, он непросто сочетается с тематикой единой. Потому что календарь – это даты, на которые приходятся разные святые, и эти святые совсем не обязательно связаны с Ветхим Заветом. Есть, конечно, памяти пророков, памяти ветхозаветных святых, но таких памятей не так много в календаре. И в основном святые подвижники, мученики, преподобные, святители, которых много на страницах календаря, они имеют если только косвенное отношение к Ветхому Завету. Поэтому вот так вот соединить и жанр календаря, чтобы на каждый день была привязка к дню, то есть к памяти святых в этот день или к богослужебному дню, к праздникам, посвященным Пресвятой Богородице, Господу Иисусу Христу – это не так просто. И мы, например, отошли вот от такого принципа – можно было бы взять и разъяснять, например, те чтения, которые полагаются на этот день. Ну, например, Великим постом у нас будет каждый день в седмичные дни читаться паремия из ветхозаветных книг, но, как мне кажется, если и можно это делать, то очень ограниченно, потому что тогда календарь будет слишком специфическим. И мы стараемся делать так: то есть в первую очередь мы учитываем памяти святых, связанных с ветхозаветным циклом. Далее есть статьи, посвященные Ветхому Завету, на обороте преимущественно, которые вообще не имеют никакой привязки к богослужебному дню. И есть святые, которые имеют привязку к богослужебному дню, но не имеют отношения к ветхозаветной тематике. В основном вот такие статьи расположены на лицевой стороне календаря, а на обороте – статьи, которые могут и не иметь привязки к богослужебному дню. Ну и есть такие так называемые пограничные статьи, которые посвящены святым, которые прямого отношения не имеют к Ветхому Завету, но тем не менее какой-то эпизод из их жизни интересный связан с Ветхим Заветом, либо, если это святители, то в их словах, в их толкованиях есть такие интересные места, экзегеза Священного Писания Ветхого Завета, которые тоже мы приводим. И таким образом вот связываем и день календарный, и тему Ветхого Завета.
К. Мацан
– У нас сегодня в гостях Илья Рыбаков, директор по развитию благотворительного проекта календаря «От Пасхи до Пасхи» и Георгий Бежанидзе, научный руководитель проекта календаря «От Пасхи до Пасхи», кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Я напомню, что в этом году календарь посвящен Священному Писанию Ветхого Завета. И вот, Илья Ильич, вы уже сказали о том, что большой тираж – 150 тысяч экземпляров. То есть у авторского коллектива, у всех авторов проекта этого благотворительного календаря есть возможность обратиться к большой достаточно аудиторией с письменным словом. А письменное слово, как известно, более весомо, чем устное – мы видим текст, мы его читаем, перечитываем, он как бы перед глазами у нас остается, в отличие от слова, которое прозвучало и улетело. И я думаю, почти уверен, что среди тех, к кому эти календари в руки в принципе попадают, есть люди нецерковные. Ну или те, кого мы называем немножко таким медийным термином – условно православные или мало православные, – то есть те люди, которые себя, может быть, считают православными и, может быть, даже крещены в детстве, по традиции, но которые в церковную жизнь не погружены. А может быть, смотрят с пиететом и уважением на Церковь, но все же со стороны. А вот календарь – удобная вещь, и заодно что-то почитать интересно. То есть перед вами аудитория, в том числе и нецерковная, но, скажем так, лояльная при этом этой тематике, не отвергающая ее с порога. То есть у вас есть возможность в данном случае что-то сказать людям о Ветхом Завете, какой-то создать в том числе, ну если угодно, облик этой Книги, Библии для людей, которые, может быть, впервые что-то узнают о ней такой существенное из этого календаря. Вот что бы вам важно было сказать? Я вижу вот у вас, Георгий Вениаминович, закладочки есть в календаре – вы какие-то вещи отметили, видимо, как важные. Вот что важное вам бы хотелось, чтобы у человека в сердце, в памяти осталось после знакомства с той работой, которую ваш коллектив провел над этим календарем?
Г. Бежанидзе
– Ну я думаю в основном разрушить какие-то такие сложившиеся мифологемы о Ветхом Завете, и сложившиеся вот в связи с такой западной либеральной, либерально-демократической, я бы даже сказал, историографией, которая в какой-то мере проникала и в Россию. Потому что у нас всегда что-то любят такое иностранное, западное. Сейчас, может быть, в меньшей степени, но тем не менее такое влечение западничества у нас было. И вот одно из таких мест – это понятие о ветхозаветной теократии.
К. Мацан
– Так.
Г. Бежанидзе
– Дело в том, что есть в Книге Царств такое интересное место, где израильтяне, евреи, просят царя себе, и через пророка Самуила Господь им отвечает – он был и пророком, и судией в это время, – Господь им отвечает, что они отвергли таким образом не его как судью, захотели изменить власть, а даже Самого Бога. И вот еще декабристы написали такой вот «катехизис» Муравьева-Апостола, ну «катехизис» в кавычках, и там написали, что вот, Бог отвергает царскую власть, поэтому он оправдывает революцию, поэтому вот все под знамена, так сказать, наших тайных обществ. Но на самом деле все совсем не так. И святые отцы разъясняют это место следующим образом. Они пишут о том, что теократия – это богоправление. И Бог действительно действовал Сам через избранных людей – вождей, судей. Но когда власть судей сменилась властью царя, то теократия отнюдь не прекратилась. Что, собственно, тогда осудил Бог? Он осудил, Бог, недоверие к Своему промыслу. Он осудил желание иудеев иметь царя подобно языческим народам, а не того царя, которого поставит Бог. Но сама царская власть, указывают святые отцы, была освящена Самим Богом, и теократия отнюдь не прекратилась, а продолжалась. Наоборот, власть царя, в отличие от власти судей, стала самодержавной – то есть более крепкой и более устойчивой. И, продолжают дальше святые отцы, в частности святитель Филарет Московский, например, что и в Новом Завете теократия в лице императорской власти, царской власти не прекратилась и, наоборот, она стала более соответствовать божественным установлениям именно новозаветной Церкви. И надо сказать, что святые отцы древности, например, преподобный Ефрем Сирин, он пишет, что вот царство и священство уподобляется двум столпам, Иахину и Воазу – это у столпов, которые были в Иерусалимском храме, были даже свои имена. Вот это были одни из двух таких наименованных столпов, которые воздвиг Соломон в Иерусалимском храме. И вот эти два столпа были перенесены в Святую Кафолическую Церковь, и она вот сияет истинным учением Спасителя и Жизнодавца Христа, то есть царская власть, она необходима и для Церкви. И преподобный Ефрем пишет, что императоры должны установить мир и гармонию в христианском обществе, в рамках которой священство возносит молитвы и дает милостивые отпущение грехов, а цари управляют эти христианским обществом.
К. Мацан
– Действительно, важная такая тема, она, что называется, очень резонирует с какими-то современными дискуссиями, обсуждениями проблемы власти. Илья Ильич, а вот для вас как для, скажем так, продюсера этого проекта, есть задача, чтобы календарь в своем послании, скажем так, вот в своем месседже был вот как-то актуален и в какой-то степени на злобу дня?
И. Рыбаков
– Ну по поводу продюсера – это сильно сказано. Я просто продвигаю этот благотворительный проект и рассказываю о нем. А темы календаря, например, тема нашего календаря, она была в 2009–2010 годах посвящена как раз библейской истории в гравюрах. Там был, значит, выпущен такой календарь, уже такого же образца, но там были гравюры и, значит, французского художника Гюстав Доре, и немецкий был иллюстратор Юлиус Шнорр. И вот весь календарь был и в этих гравюрах, которые используются для Ветхого Завета при издании, и вот самые популярные. И к этой теме Ветхого Завета, видите, мы вернулись только спустя 14 лет, то есть вот насколько разнообразные темы календаря.
К. Мацан
– У нас сегодня в гостях представители благотворительного проекта календарь «От Пасхи до Пасхи». Илья Рыбаков, директор по развитию этого проекта и Георгий Бежанидзе, научный руководитель этого проекта, кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Мы скоро вернемся к нашему разговору. Не переключайтесь.
К. Мацан
– «Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Еще раз здравствуйте, уважаемые друзья. В студии Константин Мацан. Передо мной на столе в студии лежит календарь «От Пасхи до Пасхи» – наверняка вам известное издание. И вот новый, в этом году выпущенный календарь, на 2024–2025 годы, посвящен он в этом году Священной истории Ветхого Завета, и уже вот с первой седмицы Великого поста идет раздача этих календарей, и она будет продолжаться. А у нас сегодня в гостях директор по развитию этого проекта Илья Ильич Рыбаков, и научный руководитель проекта Георгий Вениаминович Бежанидзе. Мы продолжаем говорить не только о самом календаре, но и о тематике Ветхого Завета. Вот вы сказали в начале программы, Георгий Вениаминович, что мы, читая, должны читать Ветхий Завет сквозь призму Нового. Но известно, что это работает и в другую сторону – Ветхий Завет тоже комментирует в свою очередь Новый Завет. И мы, может быть, каких-то важных смыслов и в Новом Завете не уловим, если не будем знать истории Ветхого Завета. Можете какие-то, может быть, примеры привести. Если большая часть церковного народа все-таки знакома с текстом Нового Завета, он читается постоянно за богослужениями, Ветхий Завет тоже читают, но, может быть, за счет его объема не так уж в деталях помнят. Вот что важного мы, может быть, не уловим в Новом Завете, если не будем иметь в виду историю Ветхого?
Г. Бежанидзе
– Да, действительно таких примеров можно привести множество. Ну вот по поводу изображения креста. Мы вот все видим на храмах, на куполах храмов изображения крестов и внизу такой знак, изображающий полумесяц. И что он означает, да? Тут есть, конечно, разные толкования. Есть такое мнение, что означает некие рога – то есть процветший крест, как жезл Ааронов, да, вот он тоже процвел, мы знаем из Книг Ветхого Завета, и так как жезл этот означал крест, то его процветание, то есть там побеги появились и, так сказать, расцвел, вот означает действительно, собственно, крест. Но есть и другое толкование, что этот полумесяц действительно изображает луну. И Солнце правды, – это тоже цитата из Ветхого Завета, из Книги Малахии, – и Христос, Солнце правды, конечно же. Ну а что тогда символизирует луна? У пророка Аввакума есть такие замечательные слова: «воздвижеся солнце и луна ста в чине своем». Солнце – это Христос, безусловно, а луна – это Церковь. И в песнопениях Великой субботы, например, есть такие слова: «Заходиши под землю, Спасе, Солнце правды: темже Рождшая Тя луна от печалей затмевается, вида Твоего лишаема». Здесь луна это и Пресвятая Богородица, но и Церковь тоже, потому что Церковь лишается своего Главы, Который претерпел страшную, позорную смерть на кресте. И здесь мы видим действительно разъяснение очень важное из Ветхого Завета. Ну и вообще вот образы Церкви у пророка Исаии многочисленны – это и виноградник, виноград, лоза, Христос тоже называет Церковь виноградом, жена, и наконец гора дома Господня. Вот этот образ – гора дома Господня, – приобретает такой всемирный масштаб. Будет поставлена эта гора, пишет пророк Исаия, «во главу гор и возвысится над холмами», и туда потекут все народы, «и скажут: придите, и взыдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям и будем ходить по стезям Его; ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне – из Иерусалима». Это все происходило в христианской Церкви. И вот этот образ – горы, он тоже некоторым вот образом, да, объясняет нам, что такое Церковь. И таких мест, в принципе, достаточно много. Ну вот, например, тоже интересное место приводит святитель Григорий Палама. Он пишет о Ветхом Завете и пишет о том, что не надо пренебрегать и телесным поклонением Господу Иисусу Христу во время молитвы. И он пишет, что ветхозаветные пророки и ветхозаветные святые, они часто принимали особое положение во время молитвы, например, вот становились на колени, и другие вот такие молитвенные позы предпринимали. И вот святитель Григорий Палама пишет, что этим тоже нельзя пренебрегать. И мы через обращение к ветхозаветным святым научимся быть внимательными и даже вот и к своей внешней форме, которую мы занимаем во время молитвы. Ну вот указывается, что совершеннейший боговидец Илия разрешил молитвы в многолетнюю засуху, прислонив голову к оленям своим – ну вот так вот, став в такую особую молитвенную позу. Поэтому вот действительно мы можем многому чему поучиться в Ветхом Завете.
К. Мацан
– Ну а вот та тема, с которой мы сегодня начали, вы сегодня начали, что современного читателя может поражать какая-то жестокость ветхозаветной истории. Эта жестокость сейчас становится камнем преткновения для читателей или даже, могу по своему опыту свидетельствовать, неким таким аргументом в руках скептиков, и атеистов, и критиков Церкви. Что нам важно понимать про Ветхий Завет, чтобы вот не соблазняться? Чтобы ну не то чтобы не смущаться, может быть, трудно не смутиться, если ты читаешь, как одно племя истребляет полностью другое племя. Но почему-то же это появилось в Ветхом Завете, книге, которая Церковью принята, в богодухновенной книге, какое этому можно предложить объяснение?
Г. Бежанидзе
– Однозначно все святые отцы, которые толковали вот эти сложные места Священного Писания – и древние святители, и святитель Иоанн Златоуст, и наши русские святители, они указывали на тот факт, что жизнь человеческая не имеет абсолютного значения для христианства. Именно не в смысле ветхозаветной религии, а именно христианства, что жизнь, она прежде всего ценна как жизнь вечная. И поэтому те события, которые случались – например, потоп, да, который потопил ветхозаветных людей, – эти события, они все равно были проявлением любви Божией. Почему, потому что к этим людям потом пришел пророк – пророк, которого тоже усекнули мечом, усекнул мечом царь Ирод, – это Иоанн Предтеча. И это было попущено Богом. Такая страшная, конечно, страшная, позорная казнь, когда его голову принесли на блюде во время пира, отдали эту голову блуднице. И вот такое поругание Иоанна Предтечи, учит нас Церковь, было промыслительно. Для чего? Для того, чтобы он сошел и проповедовал в том числе и даже прежде всего, наверное, тем людям, которые погибли во время потопа. И мы знаем, верим в то, что они, многие из них услышали эту проповедь и, имея в себе начатки покаяния, обратились и спаслись. Почему вот эта как бы казнь, да, она связана с покаянием? Дело в том, что внешние действия, пишут святые отцы, по отношению к человеку, они имеют для него особое значение, потому что человек состоит из души и из тела – то, что происходит с его телом, влияет на душу. И если тело его грешит, то душа тоже оскверняется. А если тело претерпевает какие-то страдания, то душа может и очиститься, лишь бы это все было связано со смирением и покаянием. То есть таким образом Господь дает шанс этим людям покаяться. И мы вот знаем историю двух разбойников, которые висели на кресте, и обоим этим разбойникам Господь дал возможность покаяться, но только один из них воспользовался этим. И вот святитель Иоанн Златоуст пишет, что благоразумный разбойник, он отличается от неблагоразумного тем, что он по факту признал свою вину, он сказал, что да, мы осуждены по правде и справедливо терпим вот это наказание, а Он, Христос, осужден безвинно. И когда он так вот смирился, осознал себя грешником, что он заслуженно несет это наказание, потому что он убийца сам был, сам был таким страшным человеком, но он понял, что вот мздовоздаяние настигло его тоже. А неразумный разбойник не понял, он хулил Бога, говорил, что если Ты Христос, сниди со креста, он не хотел сознаваться в том, что он заслужил такую страшную казнь. И вот за это смирение, пишет Иоанн Златоуст, Бог послал веру благоразумному разбойнику, он исповедал Христа, и Господь принял его в райские обители. Поэтому те, может быть, жестокости, которые мы встречаем в Ветхом Завете, мы должны понимать их в свете понимания обязательно Нового Завета. В свете Послания к Евреям, например, как пишут святые отцы. Потому что в Послании Евреям сказано, а какой завет, спрашивает апостол Павел, более жестокий, Новый или Ветхий? И отвечает, что нет, Новый Завет более жестокий, чем Ветхий, но почему? А вот почему, он отвечает, потому что за преступление в Ветхом Завете действительно побивали камнями, но что означает эта временная смерть перед той смертью, которая полагается в Новом Завете – смертью вечной, смертью бесконечной. И, продолжает апостол, какое страшное будет наказание для того, кто попрал Кровь Нового Завета, и уже не будет для него никакой возможности для спасения, если на Страшном суде он будет осужден. Поэтому вот эти события Ветхого Завета надо так воспринимать. И современные иудеи, они, к сожалению, не понимают уже Ветхий Завет. Я приведу элементарный пример, который вот мы тоже здесь, в календаре, указываем, этот пример связан с постановлением Ветхого Завета о том, что нельзя варить ягненка в молоке его матери. Как понимают это современные иудеи? Они понимают это чисто обрядово, плотски – они просто не едят молочную пищу вместе с мясной, и все. Но это далеко не так. И ветхозаветный закон говорит совсем о другом, он говорит о том, что нельзя убивать и ягненка, и сына, и мать одновременно – это жестоко. И вот даже такую жестокость по отношению к животным, ветхий закон, вот он запрещал.
К. Мацан
– У нас сегодня в гостях в программе «Светлый вечер» директор по развитию благотворительного проекта календаря «От Пасхи до Пасхи» Илья Ильич Рыбаков и научный руководитель этого проекта Георгий Вениаминович Бежанидзе, кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Илья Ильич, вот что-то вы хотели сказать.
И. Рыбаков
– Ну я хотел еще раз напомнить условия нашей благотворительной программы, которая связана с новым календарем «От Пасхи до Пасхи». Мы так же, как и все прошлые года, всем кто приходит к нам в редакцию – улица Станиславского, дом 4, строение 1, – дарим один календарь в подарок. А остальные календари мы уже отдаем по себестоимости, по символической себестоимости – 350 рублей. В этом году себестоимость одного календаря составила 350 рублей. И мы всех приглашаем, конечно, к нам в редакцию получить свой подарок на Пасху, но и также тоже поучаствовать в этом нашем благотворительном проекте, чтобы сделать и от себя подарок на Пасху для родных, близких, друзей, знакомых. У нас очень много вот наши православные друзья, которые берут и тысячу, и пять тысяч календарей уже для своих сотрудников, для своих фирм и уже сами от себя делают подарки на Пасху. И вот есть такая, так сказать, организация «Ситилинк», которая оказывает нам каждый год благотворительность в виде бесплатной доставки наших календарей во всех пункты, где у них – это около тысячи пунктов по всей стране. И мы можем в Москве, у нас в редакции, за 350 рублей приобрести один календарь, и также мы можем за 350 рублей приобрести календарь во Владивостоке, например, – то есть будет бесплатная доставка, и просто человек приходит в этот пункт выдачи и за себестоимость. Но уже, к сожалению, не получает подарок. Подарок только в Москве, только в редакции. Так что приходите, ждем и будем рады. Потому что, конечно же, эта себестоимость, она чисто символическая. Мы переживаем такие, так сказать, всплески проблем, связанных с полиграфией, и поэтому как бы чисто символически. Вот в прошлом году было 300 рублей, в этом году 350. Но реальная себестоимость, конечно, она больше. В эту себестоимость не входят там и редакционные затраты, и дизайнерские, и другие затраты. Это так, чисто символически. И еще хотел сказать, у нас половина нашего тиража из 150 тысяч, она раздается благотворительно на социальные нужды, так сказать, – в епархии, в храмы, в приходы и вот дарится просто. А остальную часть мы реализовываем по себестоимости, и этот наш благотворительный проект, он изначально убыточный.
К. Мацан
– Как и любой благотворительный проект. Планово убыточный. Ну наверное, когда мы говорим планово убыточный, мы имеем в виду, ну и слово «убыточный», оно предполагает, что у людей была цель получить выгоду, но они ее не достигли. Но у вас же нет цели заработать на этом календаре, поэтому только как метафору мы можем это использовать.
И. Рыбаков
– И нас очень умиляют вот эти крупные организации, которые как могут оказывают благотворительность. Например, бесплатная доставка по всей России – я считаю, что это очень-очень достойно и очень большая помощь людям, которые не всегда могут потратить много денег на подарки.
К. Мацан
– Ну вот передо мной открыт календарь именно на 9 мая, День Победы. Мы уже сказали, что и это событие тоже в календарь вошло. А в чем еще для вас, как для авторов проекта, смысл того, что в календаре «От Пасхи до Пасхи» появилась отдельная страничка, посвященная Дню Победы? Помимо того, что тоже, как и в 45-м году, в этом году на Светлую седмицу приходится этот праздник.
Г. Бежанидзе
– Ну здесь мы приводим слова Святейшего Патриарха Алексия (Симанского), который сказал в связи с победой в своем слове на День Победы в 1945 году: «Слава и благодарение Богу! Мир на земле Российской и, благодаря соединенным усилиям союзных правительств и воинств, – мир на землях многих». И вот эти слова, они имеют параллель со словами и действиями пророка Моисея, которому на Синае было явлено чудо Неопалимой Купины. И ему было дано откровение о грядущем освобождении его народа из Египетского рабства, откровение об исходе и о Пасхе. То есть вот это освобождение от немецкого рабства, египетского рабства, да. Что такое египетское рабство? Это не только рабство внешнее, но это рабство и внутреннее. И, конечно, вот этот не немецкий, а фашистский, нацистский режим, он культивировал зло – зло как норму, зло как ориентир для жизни вот всей вот этой вот нацистской империи. И именно поэтому мы можем говорить, что хотя в советское время были гонения на Церковь, безусловно, но тем не менее правда в этой войне была на стороне нашего русского народа, который освободил весь мир. По факту весь мир он освободил от этого египетского рабства, рабства нацистского, не менее, а может быть даже и более страшного, чем рабство египетское. И эта параллель, вот она очевидна, потому что День Победы по факту пришелся на Пасху в 1945 году. И хотя это отчасти, так сказать, умалчивалось, потому что все-таки советское государство оставалось атеистическим, но тем не менее верующие люди, они прекрасно понимали, кто стоял за победой русского воинства – это Сам Господь, русские святые, Пресвятая Богородица. И наша вера православная, которая победила это зло.
К. Мацан
– Ну что же, спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Мы, напомню, сегодня говорили о календаре «От Пасхи до Пасхи», об этом благотворительном проекте. И я напомню, что уже сейчас, на первой седмице Великого поста, началась раздача этих календарей. Приходите за подарком. Давайте, Илья Ильич, еще раз адрес скажем, куда за подарком приходить.
И. Рыбаков
– Мы вас ждем по адресу: улица Станиславского, дом 4, строение 1. И вы можете на нашем сайте сделать свой заказ, и уже с номером заказа вы приходите и получаете свой подарок. И там же, когда вы заказываете, можете обозначить, сколько вы хотите еще приобрести календарей по себестоимости. И мы работаем над привлечением и новых благотворителей, и меценатов, которые бы нам помогли бы увеличить наш тираж, чтобы на праздник святой Пасхи как можно больше людей получили вот этот уникальный календарь, который уже 17-й год выпускается коллективом единомышленников. И вы спрашивали, сколько нас человек – ну десять человек писателей. А на самом деле вот есть у нас сестра Татьяна, которая находится по телефону +7 (903) 723-00-00 – это всем известный телефон, он на всех календарях пишется. Но мало, может быть, кто знает, что там, значит, этим телефоном заведует Татьяна, которая координатор распространения этих календарей по всей нашей необъятной родине.
К. Мацан
– Спасибо большое. Илья Ильич Рыбаков, директор по развитию благотворительного проекта календаря «От Пасхи до Пасхи», и Георгий Вениаминович Бежанидзе, научный руководитель этого проекта, кандидат богословия, преподаватель Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, были сегодня с вами в программе «Светлый вечер».
Г. Бежанидзе
– До свидания, дорогие друзья.
И. Рыбаков
– До свидания.
К. Мацан
– Спасибо огромное. У микрофона был Константин Мацан. До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
Стать добровольцем и помочь жителям Мариуполя
Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви организует поездки волонтёров-ремонтников в город Мариуполь. Там добровольцы помогают восстанавливать дома местных жителей, тех, кто не в силах справиться сам.
Тагир — один из волонтёров. Он — майор в отставке, живёт в Омске. Однажды из новостей по телевизору мужчина узнал о том, что идёт набор добровольцев для помощи нуждающимся в Мариуполе. Тагир увидел, в каких ужасных условиях живут многие люди и твёрдо решил — надо помочь. Хотя сам мужчина — мусульманин, его ничуть не смутило, что волонтёрские поездки организует Православная Церковь. Он очень хотел поддержать людей.
Тагир, как и задумал, отправился в Мариуполь. Там доброволец ремонтировал жильё бабушкам и дедушкам, людям с инвалидностью. После окончания смены приехал домой с твёрдым желанием вернуться обратно. Остановил его — инфаркт. Полгода врач не разрешал Тагиру выполнять тяжёлую работу. А мужчина с нетерпением ждал возможности приехать в Мариуполь. И вот спустя время, он вновь отправился помогать местным жителям. Сегодня мужчина находится в Омске, проходит обследование, и, если здоровье позволит — снова будет трудиться добровольцем.
Тагир — один из тех, кто не может оставаться в стороне, когда так много людей нуждаются в помощи. Если вы тоже хотите присоединиться к волонтёрам-ремонтникам, заполните анкету на сайте: Помочьвбеде.рф
Или позвоните по телефону горячей линии церковной социальной помощи «Милосердие»: 8 800 70 70 222.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева
У нас в гостях была заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» Елена Бреднева.
Мы говорили о разных возможных подходах к образованию и разговору с детьми и подростками о нравственности и христианских ценностях.
Ведущие: Кира Лаврентьева, Константин Мацан
К. Лаврентьева
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Меня зовут Кира Лаврентьева, у микрофона Константин Мацан. И у нас в гостях Елена Бреднева, заместитель директора Фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение». Здравствуйте, Елена.
Е. Бреднева
— Здравствуйте, Кира и Константин.
К. Лаврентьева
— Сегодня мы говорим об образовании, об образовании и воспитании, о раскрытии личности ребёнка. И для вас образовательная функция, образование является основной деятельностью в жизни, вы преподаете в Московской духовной академии, у вас есть собственный проект — образовательные поездки, и, конечно, об этом обо всём хотелось бы сегодня поговорить. Расскажите, пожалуйста, с чего начиналась эта идея начать образовывать детей путём вот таких вот интеллектуальных экскурсий?
Е. Бреднева
— Десять лет назад я училась сама в Московской духовной академии, я там закончила высшие богословские курсы, мы три с половиной года там учились, у меня есть диплом: «специалист в сфере духовного просвещения». И когда мы с педагогами стали думать, какие проекты лучше запускать, мы в таком экспериментальном режиме сделали площадку — нам благотворители построили десять летних домиков, часовню в честь старца Паисия, это всё у нас в Брянской области, и мы там попробовали летом собрать педагогов, родителей и детей, и посмотреть, что вообще детям интересно. И уже буквально в первый год мы поняли то, что дети у нас в телефонах, то, что у них идёт самообучение, потому что они сами снимают, сами выкладывают, сами придумывают, что им выкладывать, и тем самым формируют друг у друга сознание. А педагогов там не было практически ни одного, потому что, когда появились телефоны, были киностудии, но они были дорогие, и вообще по старинке все думают, что кино снимать дорого, нужно огромное оборудование, и даже в киношколу себе не каждый мог позволить записаться, записать ребёнка. И мы поняли то, что появился такой запрос, скажем так, от детей, что нужен такой кинокружок в школу, потому что раньше какие предметы в школе, они до сих пор есть: есть музыка, есть фортепиано, есть учитель подготовленный, который может преподавать, и ребёнок поёт, небольшой процент становится там прямо музыкантом, но для развития это хорошо, все понимают. Также рисование: есть предмет, краски всегда были, были карандаши, был педагог подготовленный, дети рисовали, тоже развиваются, правильно? Но кино почему не было в школе? Потому что действительно, было оборудование и всё остальное недоступно. А тут, получается, стало доступно, у нас у каждого телефон, и является синтезом вообще это направление — кино, там у нас и живопись, и музыка, там много, скажем так, даже профессий, которые мог бы выбрать себе ребёнок: это оператор, может монтировать, может рисовать художник, если это анимационный фильм. Получается, что есть такой вид интересной деятельности для ребёнка, но нет подготовленных педагогов, потому что те режиссёры, которые есть, они работают или на телевидении, или они умеют снимать, монтировать, но не могут преподавать это детям, именно вот в воспитательной части. И что мы сделали: первый год мы организовали фестиваль, и дети сами стали присылать нам всякие видео, стали работы нам присылать. Ну вот не совсем всякие, мы, конечно же, сделали положение о фестивале, и мы взяли за основу короткометражный фильм, кинопритчу, чтобы было понятно, что вот формат — это короткометражное кино и обязательно работа со смыслом. И дали им образцы — это сказки, притчи, истории, где есть уже мораль, потому что сложнее всего, наверное, это написать сценарий, а здесь мы как бы сразу из первого в десятый класс попадаем, когда даём им идею. Расскажу: мы берём часто притчи старца Паисия, например, вот о пчеле и мухе и говорим: «пролетает маленькая пчёлка над полем, ищет цветочки, встречает муху и говорит: «Я слышала, что здесь у нас есть цветы». Муха насупилась и говорит: «Я здесь ничего такого не видела, но я могу показать здесь и консервные банки, и где много мусора». И тут пролетала как раз пчёлка постарше, которая тоже там жила и говорит: «Удивительно! Я тоже столько лет здесь живу и летаю, но я могу показать, где гиацинты, где лилии, где множество цветов». «Так и люди делятся на две категории, — говорит старец Паисий, — одни во всём видят дурное, а другие во всём ищут хорошее и радость посылают». И мы начинаем обсуждать с детьми эту притчу, они говорят мораль, и мы говорим: «А давайте, мы на современный лад снимем историю?» Они говорят: «О, давайте! У нас тоже, например, в школе так бывает, вот там один мальчик, он ходит из школы в школу, ему всё плохо, куда не придёт, там драка, ещё что-то. А есть, наоборот, кто придёт и сразу с ним дружить хочется». И дети снимают такие современные истории, сами формулируя мысли и добродетели, которые получаются в ненавязчивой форме, в интересной их форме, потому что им нравится снимать, они это всё производят и транслируют на большую публику, потому что мы это выкладываем в соцсетях ещё и на портале нашем.
К. Лаврентьева
— Елена, смотрите, правильно ли я поняла: то есть дети в летние каникулы приезжают на площадку в Брянской области, началось всё с Брянской области, как бы отдыхать, и вы увидели, что они в телефонах все, что их интерес, он в зоне вот этих гаджетов находится, и вы адаптировали этот интерес, и, в общем, решили это всё дело пустить в пользу и начали снимать с ними кино как раз через вот эту их заинтересованность гаджетами?
Е. Бреднева
— Да, мы вот попробовали, организовали такой фестиваль, и они стали присылать нам эти притчи, эти истории, сказки в разных формах: и игровое кино, и анимационные фильмы, и репортажи, и мы поняли то, что они снимают, да, но хорошо бы в школе иметь такое тоже направление наряду с музыкой, с рисованием, даже с литературой, потому что сейчас больше дети смотрят даже, чем читают, поэтому надо это правильно доносить зрителю идею, и чтобы зритель смотрел это всё в коротком формате, и эту телеграмму, которую передаёт там ребёнок или взрослый, визуальная вот эта картинка, она была красивой, и мы поняли, что надо запускать всё-таки эти кинокружки. Так как педагогов нет, мы создали из этих режиссёров, нашли их по крупинке со всей России, которые именно могут работать с детьми, у которых свои там киностудии, у которых есть опыт, и которые хорошо снимают, монтируют и пишут сценарии. Мы их объединили в одну команду, прописали курсы. Значит, у нас сейчас три курса прописанных, то есть это по созданию игрового кино, анимационного — это отдельное, по созданию анимационных фильмов, 144 часа у нас идёт, мы выдаём удостоверение о повышении квалификации. И игровое кино, 72 академических часа. И разработали уже вот совсем недавно, наверное, год назад — по образовательному туризму, курс называется «Духовно-нравственное воспитание средствами историко-культурного туризма». Мы собрали такую команду режиссёров, сценаристов, педагогов и создали курс. Сейчас мы его преподаем в Московской духовной академии, и мы его утвердили ещё в нескольких институтах, даже я бы сказала, во многих, то есть это Московский педагогический государственный университет, это Российский государственный социальный университет, институты региональные тоже, развития и образования. Так как это направление было новое, таких курсов не было, мы сделали такой курс и утверждаем его успешно на базах разных университетов.
К. Лаврентьева
— А из чего он состоит? В чём его главная суть, этого курса?
Е. Бреднева
— У нас там идёт педагогическая часть, где и доктора наук, и как раз преподаватели Московского педагогического университета рассказывают, как взаимодействовать с детьми, учитывая их возрастные особенности. У нас ведут представители Синодального отдела отец Геннадий (Войтишко), Дарья Кочкина, в этом курсе они как раз тоже рассказывают свою часть, предмета тоже два ведут у нас. У нас большой блок именно по созданию видео, то есть у нас они изучают технологию съёмки, монтажа и написания сценария, потому что в основном, кто начинает вести кинокружки в школах, они уже педагоги, то есть вот как обсудить духовную часть, они в принципе знают, они всё равно ведут классные часы, они там, например, если это преподаватель или Закона Божия, или просто классный руководитель, для них это в помощь идёт, например, они хотят обсудить тему дружбы или какую-то добродетель — помощь ближнему, и они подбирают или первый вариант, как раньше было: смотришь кино и обсуждаешь — это старый формат, а так как сейчас дети сами снимают уже, мы предлагаем формат и учим этому формату, чтобы они говорили: «а давайте с вами снимем на эту тему дружбы», а чтобы снять фильм, надо написать сценарий, распределить роли, обсудить героев, поведение, и педагог грамотно, когда с ними обсуждает модель вот этих поведений, он выстраивает, ну, например, он знает, что есть хулиганистый Петя, и он хочет, чтобы он всё-таки научился не жадничать, к примеру, и он берёт сценарий и говорит: «а вот хорошо бы было ему вот так дать», и этот Петя проигрывает, и получает радость от того, что он даёт, например, он играет эту роль и получается, педагог в рамках таких съёмок, он детей подводит к правильной идее, к нашим добродетелям, которые мы изучаем, наши православные, там вера, надежда, любовь и так далее, то есть через действие, через проигрывание вот этих ролей. И вот образовательный туризм, который сейчас мы ведём, он включает следующие предметы: это экскурсионный метод освоения знаний, методика составления маршрута, разработка региональной программы историко-культурного туризма для детей, репортажная съёмка как средство усвоения экскурсионных программ, ну и технология монтажа и съёмки тоже. Почему мы начали ещё в поездках снимать — потому что это тоже оказалось одним из лучших способов, чтобы усвоил ребёнок экскурсию, потому что чаще всего там: «ну, вот стул Пушкина, стол там», он слушает, что-то запомнит, там высоту колокольни, вот я сколько раз была, не всегда вспомню даже её высоту, а когда ребёнку даётся задание снять репортаж, то есть у него своё интересное дело — снять репортаж, ему нужно составить вопросы, чтобы взять интервью, ему надо написать сценарий — это значит прочитать об этом месте, куда он едет, потом он это снимает, монтирует, и когда он показывает это на большую аудиторию, он несколько раз эту информацию пропускает через себя, и он это и запоминает, и проживает, и как личность, там же и командная работа, и он чувствует себя, действительно, творцом, то есть как взрослый, вот мы передачу ведём, рассказываем зрителю, а дети уже в юном возрасте начинают через фильмы тоже рассказывать свою историю, которую они хотят донести зрителю.
К. Лаврентьева
— В гостях у «Светлого вечера» Елена Бреднева, заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение», у микрофона Константин Мацан и Кира Лаврентьева. Елена, а расскажите, пожалуйста, про вот эти поездки, я так понимаю, если они выделены в отдельный проект вашего преподавания Московской духовной академии, они выделены в отдельный курс, то это не просто паломнические поездки, которые знакомы и понятны более-менее всем, не просто какие-то туристические обзоры, а, наверное, в них есть ещё что-то очень важное, есть какая-то образовательная функция, о которой хотелось бы сейчас поговорить подробнее.
Е. Бреднева
— Да, ну вот у нас такая система: у нас курсы сами проходят в Московской духовной академии, мы выдаем удостоверение о повышении квалификации, но мы предлагаем ещё, кто хочет попрактиковаться, потому что курсы у нас онлайн, встречаемся мы в основном в конце, чтобы выдать удостоверение о повышении квалификации и проводим круглый стол тоже по этому направлению кинопедагогики и образовательного туризма. И это у нас, скажем так, параллельный проект ещё, то есть, пока мы это всё разрабатывали, у нас образовалось много площадок, куда можно выехать, это, например, Свято-Никольский Черноостровский монастырь в городе Малоярославец, вот у нас будет на осенних каникулах как раз туда поездка, я вот могу рассказать на примере этого замечательного места. Мы вообще, когда разрабатываем маршруты, мы смотрим, что в регионе исторического есть, какие достопримечательности, музеи, что связано с историей, и православные, потому что у нас наша история, естественно, связана неразрывно с православием. И приезжая вот в Малоярославец, мы посещаем Музей 1812 года, потому что это именно то место, где развернулся Наполеон со своей армией, там у нас и образовательный комплекс «Ильинские рубежи», мы там с детьми проводим спортивно-военную игру, мы взаимодействуем со спортивным клубом в городе Малоярославец, они приезжают, учат там и военному делу, то есть в игре дети ещё занимаются спортом, но, естественная составляющая, как я говорила, у нас — кино, у нас вся группа детей, она сразу делится, кто снимает, кто монтирует, кто пишет сценарий, то есть мы полностью снимаем все дни, и в конце поездки у нас кинопоказ всегда. У нас в Малоярославце будет проходить кинофестиваль «София», это тоже наш проект большой, он ежегодный, мы его проводим от фонда «Медиа просвещение» совместно со Свято-Никольским Черноостровским монастырём. Игумения Николая поддерживает этот проект, монастырь участвует, они нас принимают, расселяют, и у них есть замечательная и гостиница, и питание, кафе.
К. Лаврентьева
— К этому можно как-то присоединиться, если сейчас кто-то услышит и захочет как-то узнать подробнее?
Е. Бреднева
— Да, можно к этому присоединиться, у нас буквально сейчас записались тоже из Саратова, из Самары, туда приезжают из разных регионов педагоги, дети, родители, привозят свои фильмы, то есть если кто-то уже снимает. Если кто-то не снимает, у нас снимают обязательно там, потому что у нас там пять дней идёт программа, в первые четыре дня как раз идёт обучение съёмке, репортажной съёмки, и дети делятся на команды, то есть кто-то снимает игровое кино, кто постарше, а кто помладше, например, начальная школа, они снимают анимационные фильмы, им полепить, порисовать, они берут за основу притчу, сказку, и на этот сюжет делают раскадровку, то есть рисуют разных героев, лепят, снимают и озвучивают, это интересная такая тоже проектная игра. Кто постарше, вот они уже у нас монтируют, репортажи снимают, учатся задавать вопросы, у нас там блок по журналистике присутствует. Там ещё с нами в партнёрстве проводит Российский государственный социальный университет, у них там находится филиал его, то есть основной у нас в Москве, и как раз вот выпускницы приюта, там есть приют ещё на базе монастыря замечательный, и как раз выпускницы, кто желает, он идёт дальше учиться на журналистов у них вот такая система. И у них там есть киностудия на базе университета, они нам как раз предоставляют оборудование, кабинеты, и нам очень удобно вот так деток в рамках этой поездки делить на команды, у каждого свой кабинет, аппаратура, к нам приезжают режиссёры из разных регионов, которых мы знаем, которые замечательно работают с детьми, и мы снимаем с ними видео. Даже если без подготовки приезжает ребёнок, он к последнему дню уже на экране видит своё творчество, это немаловажно, чтобы сразу видеть результат. Награждаем всех, конечно, у нас все дети всегда с дипломами, со вкусными подарками, и получается вот такая насыщенная программа, то есть обучение, экскурсии и общение, у нас приезжают ребята, играют вечером на гитаре, у них такая добрая атмосфера, где можно поговорить как раз и о духовном, потому что во всех наших поездках всегда есть экскурсия, или в монастырь, например, обязательно будет по Свято-Никольскому Черноостровскому монастырю. Если мы выезжаем в Псков, то на базе Спасо-Елеазаровского монастыря мы проводили тоже наши программы, там есть игумения Мария, предоставляют они нам, там у них свой дом культуры, наверное, правильно назвать, который при монастыре находится, и тоже помогают нам с проживанием, питанием, и мы организовываем. Если это Псков, то, например, там музей «Ледовое побоище», то есть мы тоже берём какие-то исторические места, и даже вокруг этого мы снимаем часто фильмы, мультфильмы. Или вот, например, мы ездили летом в Мордовию, там проходило в честь Фёдора Ушакова мероприятие, день памяти его был, и как раз мы представили свой мультфильм, который сняли в Малоярославце, про Фёдора Ушакова, и там, конечно, все были в восторге, потому что туда приезжали разные военные училища, и они представляли спектакли, то есть на сцену выходили, мы говорим: «а ещё можно номинацию „кино“ сделать». Администрации, естественно, понравилось, они поддержали идею, поэтому вот мы приезжаем и снимаем. И ещё один важный момент хочу сказать, что в рамках этого курса по образовательному туризму наши участники курса, он идет полтора месяца, получают задание: в течение этого курса составить свой маршрут своего региона или деревни, города, который бы включал достопримечательности, храмы, что бы они хотели рассказать всей России. Они составляют этот маршрут, проводят экскурсию и снимают репортаж, то есть с помощью детей, берут школьников или где они работают, там воскресная школа, они снимают репортаж и нам его присылают. Мы это сейчас планируем выкладывать на нашем портале, мы ещё портал создали «Святые Online», от фонда «Медиа просвещение», там по направлению нас география России, и мы там выкладываем наши видео, и этими маршрутами могут пользоваться и из других регионов, например, школа в Курске хочет поехать и посмотреть Воронеж, а вот какой маршрут взять? Потому что, я помню, в Иерусалим мы полетели, и экскурсовод, там, если ты не знаешь православие, то понимаете, да? То есть это нужно быть уверенным в экскурсоводе или составить самому программу, если ты хочешь, чтобы дети услышали именно то, что надо. Поэтому, естественно, те площадки, локации для съёмок, которые мы выбираем, мы уже знаем экскурсоводов, как и что они скажут, для какой аудитории, потому что для детей это одно у них, один подход, для взрослых тоже, воцерковлённые, невоцерковлённые, это тоже надо всё понимать, учитывать эти особенности.
К. Мацан
— Дети иногда вообще раскрывают взрослым глаза на какие-то вещи, которые сами взрослые, может быть, никогда бы так не раскрыли бы. Вот я помню, когда в юности работал вожатым в детском лагере, мы тоже там смотрели кино, не снимали, хотя и снимали тоже, но у меня почему-то в памяти остался эпизод, когда мы смотрели кино, и решили мы, взрослые, так детям показать из любимого «Тот самый Мюнхгаузен» Марка Захарова. И я помню, что потом мы обсуждали, и один мальчик размышлял о последних кадрах фильма, когда, я напомню: Мюнхгаузена по сюжету, по идее, вот сейчас должны запихнуть в пушку и выстрелить им, чтобы он доказал, что он может на ядре полететь на Луну, мы понимаем, что, в общем-то, это всё метафора, что после такого не выживают, но вот кадр Мюнхгаузена заканчивается тем, что Мюнхгаузен по лестнице такой верёвочной лезет аккуратно вверх, ну вот якобы в эту пушку, но он лезет очень долго, и это в такую метафору превращается. И вот мне один мальчик лет 13-ти говорит: «Ну, вот как интересно, ведь он же может наверх полететь легко на ядре, но он выбирает путь усилия, потому что лезть вверх по верёвочной лестнице — это путь приложения усилий, он не выбирает лёгкий путь. Мюнхгаузен выбирает такой путь тяжёлый». Я никогда так об этом не думал, вот об этом эпизоде, хотя миллион раз его смотрел. И дети иногда неожиданно дают какой-то свой угол зрения. Наверняка у вас тоже множество историй о том, как дети, снимая, обсуждая будущий фильм или мультфильм, как-то так сумели на тему святого, добродетели посмотреть, что вас само это как-то заставило подумать: а ведь действительно, как интересно. Были такие примеры, можете привести?
Е. Бреднева
— Да, у нас много интересных разных случаев, вот вы сейчас рассказываете, да, это в принципе, мы первоначально когда с детьми общаемся, мы им даём первое знание — это по драматургии, и там как раз, если в сценарии не будет перипетий, не будет изменения героя, то это будет скучный фильм, есть же определенная такая вот, мы её называем «арка драматургическая». И всегда мы просто объясняем, на примере Колобка: вот есть у нас герой, и он бы сидел там на окошке, и, может быть, никуда не двигался, если бы что? И дети сразу понимают: если бы его не хотели съесть. Он понимает, что его хотят съесть, и вот появляется инициирующее событие, его заставляют двигаться, и всё по нарастающей, по нарастающей, он же не встречает сначала медведя и лису, ему потом бы неинтересен заяц был, поэтому он сначала он встречает зайчика, потом волка, и раскручивается. И всегда есть кульминация тоже, и мы всегда обсуждаем, конечно, с детьми — да, она может в фильме по-разному восприниматься абсолютно, кульминация, самый такой момент переживания в фильме, что будет дальше. Ну и в конце развязка — это изменение героя вот как раз. И дети, да, они по-разному подходят. Например, вот тоже одну из притч, мы за основу которую даём, расскажу вам её: один монах был в монастыре, который ни с кем ничем не делился, и его прозвали жадным. То есть, все обычно приносят там яблоки, детям раздают, деньги дают, и все раздают, а он нет. И вот когда этот монах умирает, к нему приходит там вся деревня. А монах говорит: «А что вы к нему пришли, что он такого сделал?» Они говорят: «Вы знаете, вот он нам вола купил, ещё что-то», то есть большие суммы он скапливал и помогал семьям конкретно, к нему, может быть, кто-то на исповедь ходил, и он знал, что ему нужно, и он вот покупал и дарил это. И мы говорим: в чём же мораль? И вот здесь дети тоже по-разному, кто-то говорит: «вот, осуждать нельзя, грех осуждения, и я хочу снять фильм, чтобы не осуждать». А кто-то говорит: «а я здесь вижу мораль: надо втайне свои дела делать». То есть здесь можно раскрыть какой-то момент, выбрать о чём-то смысл, и её снять уже на современный лад. Вот такие мы берём притчи, сказки и, взяв мораль, потому что нового ничего уже о добре и зле не придумаешь, мы все это знаем, с точки зрения духовной, вот есть жадность, её надо снять, чтобы её избежать, надо научиться жертвовать, и мы снимаем фильмы, как там жадный стал добрым и так далее.
К. Мацан
— Вернёмся к этому разговору после небольшой паузы. Я напомню, сегодня с нами в программе «Светлый вечер» Елена Бреднева, заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение». В студии Кира Лаврентьева, я Константин Мацан. Не переключайтесь.
К. Лаврентьева
— Ещё раз здравствуйте, дорогие друзья! «Светлый вечер на Радио ВЕРА продолжается, напоминаем, что у нас в гостях Елена Бреднева, заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение». У микрофона Константин Мацан и Кира Лаврентьева. Так, Елена, это очень интересно, такая вот мораль воспитательная. А какие ещё поездки у вас были в вашей памяти самые яркие? О каких бы вы могли рассказать?
Е. Бреднева
— Мы сейчас вот приехали, последняя поездка наша была Валаам-Санкт-Петербург. Мы познакомились с замечательным игуменом Варлаамом, это на базе Свято-Троицкой Сергиевой пустыни, и этот монастырь восстанавливал Игнатий Брянчанинов. И у нас сейчас, когда мы там побывали, мы рассказали об этой поездке, и у нас очень много желающих туда прямо просят на каждые выходные: «давайте, давайте, давайте!» Вот поэтому сейчас, наверное, мы этот маршрут возьмём, будем туда тоже возить школьников.
К. Лаврентьева
— А как присоединиться? Как можно вас найти, о вас узнать?
Е. Бреднева
— Я контакты оставлю, у нас вся информация бывает на наших ресурсах: «Святые Online», это фонд «Медиа просвещение». Оформляем мы поездки: трансфер, питание, проживание через ООО «Гридница». А по проектам через нас, через «Медиа просвещение». И, соответственно, мы туда приезжаем и будем изучать, в том числе, Игнатия Брянчанинова, его труды, может быть, что-то также читать, что он писал, и с детьми на современный лад, скажем так, обсуждать и снимать простые вот эти их мысли. Как в Оптиной пустыни, например, мы когда приезжаем, у нас в Калужскую область маршрут, вот я говорила, и Малоярославец тоже в Калужской области, но мы выезжаем ещё и в Оптину пустынь, там в Музей космонавтики. Естественно, если мы выезжаем в Калужскую область, мы стараемся снимать фильмы, чтобы изучить именно святых и героев этой земли, например, там была Пелагея Брагина, которая в годы войны раненых у себя держала, и немец, придя, увидел там 18 человек, он ей поклонился и ушёл, вот был такой случай известный, и мы о нём сняли мультфильм замечательный, дети сами вырезали, делали фигурки, делали героев. Соответственно, когда мы в Оптиной пустыни, мы с ними говорим, читаем Оптинских старцев, говорим: «давайте снимем», и дети уже вдумываются — а как лучше это выразить? Они же это всё прочувствовали. Приезжая в Троице-Сергиеву лавру, мы там тоже проводили много раз фестивали, нам там даже город давал, и дворец Гагарина, то есть мы не только с Церковью, мы и с государством взаимодействуем, и с епархиями, когда в регион приезжаем, потому что всё-таки не только в рамках Церкви, но ещё много и школьников, которых хотелось бы тоже привлечь к нашим проектам, и они приходят, они участвуют, им очень нравится. Вот даже из Алтая приезжала одна команда, они приезжают на кинофестиваль, представляют свою работу и им предлагается ещё посетить храм. И они вот посетили, и потом мне Яна, знакомая говорит: «А я проходила всегда мимо храма, никогда не заходила, а сейчас, после вашей поездки вернулась, и вот зашла в свой в своём городе». То есть люди приобщаются, скажем так, к духовному через интересный такой формат, когда такая насыщенная программа в городе, они изучают историю, православие, дети у нас все радуются. Ну, какие ещё у нас? Ну, вот Санкт-Петербург из последних, потом Калужская область, Подмосковье. Сейчас, на этих выходных мы поедем в Борисоглебский монастырь, это в Аносино, тоже там интересная своя история, и мы будем снимать репортаж, посвящённый 200-летию монастыря. Там есть такое место — Тютчево, вот семья Тютчевых была, скажем так, у первоистоков создания монастыря. Это вот на этих выходных мы поедем, приедет там режиссёр наш, Павел Морозов, мы планируем снять репортаж.
К. Мацан
— Какой возраст детей?
Е. Бреднева
— Приезжает начальная школа, вот они с сопровождающими, у нас не как форма детского лагеря, потому что мы программу предоставляем, и у нас компания, которая помогает организовать, если надо, трансфер, питание, проживание. То есть они приезжают с сопровождающими, или с родителями, или с педагогами. Если это начальная школа, то вот я говорю то, что мы смотрим, чтобы это всё было им интересно, они снимают в основном мультфильмы. Если кто постарше, работа уже посерьёзнее.
К. Мацан
— То есть если, допустим, кто-то заинтересовался из наших слушателей, чтобы поехать, то это не просто вот как частное лицо вам звонишь, заполняешь заявку, едешь, а должна быть какая-то группа организованная, там от школы или как-то вот коллектив родителей?
Е. Бреднева
— Нет, они могут и сами приехать. Вот у нас будет Малоярославец, мы им организуем приезд. И родители приезжают с детьми, у нас даже с маленькими детьми приезжают, например, двое-трое детей в семье, и чтобы старшие участвовали в смене, учились снимать, посещали экскурсии, а мама, с ребёнком просто, например, гуляет, где-то присоединяется, ребенок маленький, двух-трёхлетний, он где-то и полепить может, просто она с ним может там подойти, отойти, то есть семейные такие поездки.
К. Лаврентьева
— Но требование такое, что у ребёнка должен быть гаджет, я так понимаю, телефон?
Е. Бреднева
— Не обязательно. У нас командная работа, вот, например, сейчас Павел приедет, у нас выезд будет в Борисоглебский монастырь, там для воскресной школы, они попросили приехать, их обучить, чтобы тоже, может быть, запустить это направление у себя, чтобы снимать в воскресной школе фильмы, мультики делать, их присылать на фестивали. И мы приезжаем, чтобы в практике с режиссёром, с их детьми, их родителями снять вот такой репортаж и подарить монастырю к 200-летию.
К. Лаврентьева
— Как интересно.
Е. Бреднева
— И они там приходят и с маленькими, и постарше.
К. Лаврентьева
— А есть такое, что ребёнок приезжает, например, вообще ничего не зная о церкви, ничего не зная о храме, но присоединяется к такой поездке, и вот в течение поездки, съёмок он знакомится таким образом?
Е. Бреднева
— Конечно! Он ещё там больше всех говорит о храме. Отвечу на вопрос: у нас вот приезжает Павел, и он привозит несколько камер, и мы их делим на команды, то есть не каждому нужен телефон. А когда у нас идёт именно практическая часть, когда мы вместе, они получают задания, то есть у каждой команды обязательно должен быть оператор, мы распределяемся, и мы сопровождаем, то есть режиссёр, например, на команде там, или одну, или две команды курирует, говорит, как снять правильно планы, потому что планы есть крупные, средние, и как правильно это соединить. И они прямо в практике, им не скучно, как вот в киношколах часто бывало, ты год или два только лекции слушаешь, а потом только тебе камеру дадут, вот у нас нет, у нас, так как дети все уже и так снимают, мы говорим: давайте снимать. Но когда, например, экскурсия, они получают задания снять, если для наших соцсетей «Святые Online», мы им говорим формат, например: надо нам вертикально, до минуты. И они, вот в Петербург мы выезжали, музей Пушкина посещали, и каждый делает на свой телефон, потому что здесь уже не командная, чтобы экскурсоводу не мешать, когда они получают индивидуальные задания, то могут уже на свои телефончики поснимать. Если у кого-то нет, то мама ему даст или преподаватель, или мы, а так в основном командная работа.
К. Лаврентьева
— Это очень интересно. Но это такая история, как, знаете, если ребёнок чрезмерно увлекается гаджетами — отдайте его на курсы программистов, там нужно столько писать вот эти коды, что он очень устает от экрана, и у него нет сил в оставшееся время опять сидеть в телефоне, потому что очень устает нервная система, глаза, пальцы, и, в общем-то, хочется отдохнуть. А тут получается, что ты фильм снимаешь, и ты и так уже вот эту потребность покопаться, понажимать кнопочки, ты уже как-то реализуешь, ещё и с пользой, то есть пока ты снимаешь, ты же запоминаешь очень то, что тебе говорят, ты сам ретранслируешь, соответственно, всю услышанную информацию.
Е. Бреднева
— На 80 процентов больше запоминаешь это по статистике в педагогике, а когда ты сам об этом говоришь, тогда и усваиваешь. Ну, вот о педагогах ещё тогда хочу сказать, о детях поговорили, вот как они могут развиться, пройдя наши курсы. У нас педагоги, которые прошли курсы, они в своих регионах уже запустили тоже, кто-то кинофестиваль, кто-то киношколу. Бывает разное даже по характеру, например, они закончили, направление интересное, потому что по работе с детьми именно духовно-нравственное воспитание — это один из лучших, вот сколько мы взаимодействуем со школами, с детьми работаем, потому что, когда спрашиваешь: «кто будет снимать фильм?», все руки поднимают из детей. Ну и всё, и педагог грамотный начинает обсуждать уже темы, добродетели и прочее. И вот у нас, например, Катя из города Воронеж, закончила Московскую духовную академию и сейчас разработала свой маршрут по Воронежу, и буквально уже к ней записываются люди. Вот у нас будет первый пилотный, планируем, может быть, через неделю или через две, к ней выезд. Она составила, там и собор кафедральный, там же много, и Митрофан Воронежский, а если мы на микроавтобусе, то к Тихону Задонскому можно заехать. Ну и, естественно, для детей «Петровские корабли», шикарный интерактивный музей, то есть они будут снимать историю, опять же, и православие. И там она на месте уже договаривается, где расселить, покормить, чтобы это всё было по нормам. Вот к ней поедет первая группа такая. Катя запустила ещё по анимации курс, ее сразу и школы стали приглашать, потому что это востребованное направление не только для воскресных школ, а ещё и для школ, чтобы там запускать кинокружки. И люди даже готовы это оплачивать, то есть для педагога, который немного даже получает, для него это может быть как дополнительная работа, потому что, набрав десять человек в школе, он может раз в неделю вести этот кинокружок, и у него очень хороший может быть заработок, это плюс педагогу в помощь. И кто у нас не научился, не то чтобы не научился, вот научился он снимать и монтировать, говорит: «классное направление, я у себя сделаю региональный фестиваль». И он начинает взаимодействовать у себя уже, например, вот сейчас из Саратова ко мне приезжали, у них там новая епархия образовалась, и вот владыка их направил на повышение квалификации, на наш обучающий курс, они приезжали в Валаам, в Санкт-Петербург, и они приедут ещё в Малоярославец. Мы их ещё поддерживаем, мы им будем торжественно вручать анимационную студию, с камерой, на которой они работают, так уже мы очень многих наградили в областях, то есть кто хочет развиваться, мы как-то тоже их поддерживаем. И вот сейчас они приедут, уже привезут фильм свой, представят в Малоярославце и получат такую от нас анимационную студию, это «Сиреневая мультстудия», наши партнёры, Дмитрий Шубин тоже нам помогает награждать этих педагогов. И они хотят дальше сделать свой, может быть, фестиваль, маршрут разработать, и также мы будем выкладывать, пожалуйста, можно вот Саратов, там тоже очень красивые места. И так вот, кто выпускается, кто подключается к этому, он у себя в регионе начинает развивать эту деятельность — или фестиваль, или образовательный маршрут, или просто пойдёт в школу учителем работать, а вокруг него тоже образуются люди и вот это направление. Недавно из Алтая мне позвонила выпускница, они взяли грант сейчас, вот их поддержали, Движение первых«, первый раз грант сейчас давали, вот это наши выпускники, очень приятно, им дали миллион, и они уже покупают оборудование, это ещё поддерживается и государством, и есть грант «Православная инициатива», тоже это направление поддерживает. Поэтому это будет и педагогам, и родителям интересно, я думаю, будут развивать у себя на базе школ, воскресных школ.
К. Мацан
— Елена Бреднева, заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение» сегодня с нами в программе «Светлый вечер». А были ли случаи, когда ребёнок, погрузившись в такую кинематографическую деятельность, для себя выбирал бы потом профессию кинематографиста? Всё, ребёнок решил, что он будет режиссёром, оператором. Спрашиваю, потому что, с одной стороны, это здорово, когда ребёнок чем-то загорается и начинает о чем-то мечтать, например, о профессии режиссёра. С другой стороны, мы всё знаем, насколько этот мир творческих профессий зыбок, ненадёжен, связан с искушениями и, в общем, единицы на самом деле там по-настоящему могут чего-то добиться и пройти вот так вот с счастьем этот путь. Кто-то разочаровывается, кто-то так вечно мечтает о большой карьере в киноиндустрии, например, но так ничего и не получается, не потому что человек не талантлив, просто потому что разная конъюнктура. Как вы на это смотрите? Есть ли перед вами какая-то ответственность, если угодно, за то, что человек увлечётся творческим делом и потом и жизнь свою в эту область направит?
Е. Бреднева
— Как говорится, наше дело сеять, а взращивать будет Господь. Всё-таки мы больше о смыслах, и когда мы создавали вот это кинонаправление, мы в первую и единственную очередь были педагоги и думали о педагогике, и мы взяли этот инструмент именно как средство воспитания детей. А если кто-то из них будет, у нас были такие случаи, вот в Сочи был случай, я привожу этот пример часто, когда девочка, школьница, прислала несколько фильмов, но направление их было: готы, в черном, такого направления очень много снимают дети, которые, конечно, на фестиваль не пойдут. Но среди пяти фильмов, которые она прислала, был один со смыслом, он о том, как мальчику нравилась девочка, и он всё под неё подстраивался, и прической, и всем, а она не обращала внимания. А потом он встал с собой, и она его заметила. Он стал с собой и подумал: ну, не нужен я ей и не нужен. Стал собой, и вот просто идёт, и всё. И там такая развязка, что девушка подходит к нему и знакомится на такой, на доброй ноте там. Концовка очень-очень хорошо снята была, прямо вот талант. И мы в зимнем театре награждали, помню, детишек, и она пришла вся такая, преобразилась.
К. Мацан
— Гот стал человеком.
Е. Бреднева
— Ну, чтобы не обидеть это направление... Но она изменилась, преобразилась, был вид один, стал другой — в платье, красивая девушка. И мне потом говорили, она поступила как раз на режиссёрский, по-моему, даже в Москву. Это я к чему говорю — к тому, что нужна мотивация, понимаете? Ты можешь снимать и выкладывать там абы что, чтобы себя как-то проявить, и это идёт всё во вред, часто даже в плачевные случаи, а можно, наоборот, сказать: «да, ребят, давайте, вот у нас фестиваль, мы там наградим вас, можете поехать потом отдохнуть, повысить свой уровень с режиссёрами», и мы награждаем ребят, награждаем педагогов, и они вот так вот приходят, меняются, выходят на сцену. Поэтому мы ищем площадки, взаимодействуем с органами власти, нам предоставляют площадки, чтобы детей наградить, чтобы они чувствовали, что надо снимать позитивное, доброе, мы стараемся вот в этом направлении идти.
К. Мацан
— А есть ли такая у педагогов, не знаю, проблема или не проблема, связанная, собственно, с требованиями к художественному уровню того, что снимается? Я объясню, о чём спрашиваю: с одной стороны, я понимаю, тоже имея какой-то опыт преподавания в детском лагере, допустим, мы кино снимали, музыку писали, монтировали, снимали всё-всё-всё, и есть две крайности: одна крайность, когда ты, как педагог, в общем, восхищаешься, умиляешься, даёшь зелёный свет всему, что ребёнок делает, просто потому, что он это делает, это прекрасно. Но показывать это потом далеко не всегда станешь, потому что это очень просто, это иногда плохо, но ребёнок постарался, во всяком случае. Другая крайность — это чтобы сделать прямо хорошо и педагогу было не стыдно, тогда многое нужно делать самому. Я понимаю, что очень часто в таких профессиях, как журналистика, режиссура, во взрослой жизни обучение какое — «сиди рядом, смотри, что я делаю, через полгода начнёшь делать сам» и так далее. И вот тут педагог должен искать какой-то баланс, чтобы, с одной стороны, это было всё-таки не его произведение, а ребёнка, но чтобы оно было художественно качественное. Какие здесь лайфхаки есть?
Е. Бреднева
— Это примерно точно так же, как с уроками рисования и музыки: ребёнок приходит на кружок в школу рисовать, сначала у него не будет сразу качественный рисунок, и он не должен смотреть год, как рисует учитель, вы согласны, да? Ему нужно самому рисовать, пробовать, ошибаться, учитель должен подправлять там линии. Сначала это будет школьная выставка, потом уже, может быть, какой-то районный, потом фестиваль. Абсолютно то же самое и с кино у нас. Когда мы только запустили, проводили круглые столы, и я помню, там великие режиссёры, кто-то сначала там смотрел и думал: что это тут в наше вторглись, что из кино будет?! А мы объясняем: нет, дети должны развиваться, они уже снимают, и мы должны им помочь, они будут делать ошибки, мы им говорим, как планы снимать, как сценарии писать, сначала они составляют простые сценарии, школьные. У нас очень много школьных кинофестивалей проходит. Вот мы, на примере сейчас скажу: гимназия Александра Невского, она очень большая, может быть, даже одна из самых больших, в Нижнем Новгороде, известная, мы два раза к ним приезжали, провели курсы для педагогов и родителей, и дети присутствовали, и сразу тоже в практику. Трёхдневный такой актив был, то есть преподаем, сразу раздаём камеры и снимаем. Они до сих пор, уже несколько лет прошло, они уже в международных фестивалях участвуют. А первый год был, конечно... То есть они поняли, как планами, как звук, где-то ошибка, потом звонят, какую камеру купить, какую петличку. Сейчас они мне звонят, присылают фильмы уже очень высокого уровня, если я не ошибаюсь, участвуют в международных фестивалях, им дипломы приходят, и у них ежегодно приходит владыка, тоже их награждает. Этот проект они внедрили в программу, каждый класс, с 1-го по 11-й, снимает фильмы. И они говорят: у нас такой прямо активный период лета, мы уже думаем, что мы будем снимать, уже интересно. Это командная работа, они год там снимают, думают, каждый класс, и в мае, к Пасхе, по-моему, приурочен фестиваль, они представляют эти работы. Поэтому здесь это как кинокружок, мы не на телевидении представляем эти работы, чтобы конкурировать с великими режиссёрами, нет. Оно должно быть и как киноискусство, мы должны смотреть образцы, и дай Бог, чтобы снимались хорошие фильмы, и дети их будут смотреть, да, но это как композитор, и ребёнок, когда он приходит, он же не умеет сразу петь и играть, он учится постепенно. Так и здесь, это школьный кинокружок, кто-то из них станет, может быть, какой-то процент режиссёром, сценаристом, а кто-то просто свободное время потратит с пользой. Понимаете, педагог через вот это творчество, просто с ним поговорит, может быть, на какую-то тему. У нас даже было в одном городе, когда мы снимали, пример приведу: мы разбились на команды и пошли снимать по темам, и вот у одной из команд была тема буллинга, то есть отношений в классе. И потом, на следующий день, когда представляли свои работы, педагоги и родители говорят: «если бы мы вчера не снимали этот фильм, мы не знаем, что было бы», там это очень нужно было... Они со слезами на глазах, как сейчас помню, говорят, что «вчера мы разрешили такую важную проблему», и дети стали говорить, когда писали сценарий, на такие темы, и получилось, что они разрешили очень важную проблему отношений в классе, снимая просто вот по этой теме фильм, понимаете, да?
К. Лаврентьева
— Да, это важно.
Е. Бреднева
— Поэтому кино — это очень сильное такое средство. Сейчас для детей запускаются всякие соблазны, которые идут им в пагубу, в интернете очень много этих программ, игр, которые на разрушение идут, и надо, обязательно педагогу включаться, чтобы спасти их свободное время, занять позитивным, чтобы они снимали и как можно больше вот такого доброго выкладывали, поэтому мы вот по этой части, а не для того, чтобы их сделать великими режиссёрами. Если они захотят, они пойдут, мы им скажем, что есть ВГИК, есть ещё там замечательные, там туда-туда-туда. Но мы всё-таки боремся за свободное время, чтобы дети снимали позитивное, доброе, и воспитательный момент вот этот присутствовал, поэтому мы работаем с педагогами.
К. Мацан
— Спасибо огромное за нашу сегодняшнюю беседу. Я напомню, сегодня с нами и с вами в программе «Светлый вечер» была Елена Бреднева, заместитель директора фонда культурного наследия и образовательных технологий «Медиа просвещение». Давайте под занавес беседы ещё раз напомним, где вас искать, вот тем, кто сейчас заинтересовался, на какой сайт заходить и что делать — «Святые Online», да?
Е. Бреднева
— Да. И вы также можете присылать нам туда и видео мы размещаем. У нас есть молодёжная редакция, это студенты МГУ, МГИМО, тоже мы с ними выезжаем, вот недавно проводили круглый стол с владыкой Московской духовной академии, в Общественной палате, то есть у нас есть на любой возраст. Приезжайте и с маленькими детьми, и с детьми постарше, и со студентами, у нас очень хорошая, добрая атмосфера, программы, поездки.
К. Лаврентьева
— Это очень интересно, спасибо большое.
К. Мацан
— Спасибо огромное. Кира Лаврентьев и я, Константин Мацан, были в студии вместе с вами. До свидания, до новых встреч на волнах Радио ВЕРА.
К. Лаврентьева
— Всего хорошего.
Е. Бреднева
— До свидания.
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Разговор с подростками о христианских ценностях». Елена Бреднева
- «Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская
- «Смыслы Страстной седмицы». Прот. Павел Великанов
Все выпуски программы Светлый вечер
«Фрески Макарьева Свято-Троицкого монастыря в Калязине». Юлия Ратомская
У нас в гостях была ученый секретарь государственного музея архитектуры имени А. В. Щусева Юлия Ратомская.
Мы говорили об истории фресок некогда затопленного Макарьева Свято-Троицкого мужского монастыря в Калязине, о том, как они были сохранены и где их можно увидеть сейчас.