Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
— Андрей, ну какая досада! Утром, когда въезжали в Тамбов, солнце светило. А теперь погода испортилась. Облака набежали. Того и гляди, дождь начнётся...
— Не расстраивайся, Виктор. Мы же с тобой сейчас находимся в Тамбовской картинной галерее. Здесь нам дождь точно не страшен. Да и вообще, у природы нет плохой погоды. И я прямо сейчас тебе это докажу.
— Заинтриговал! Ну что ж, я весь внимание.
— Прекрасно. Тогда взгляни-ка вот на эту картину. И опиши мне свои ощущения от неё — буквально в нескольких словах.
— Нууу... Полотно очень светлое. Яркий пейзаж, от которого на сердце сразу радостно становится.
— Так-так... А теперь подойди поближе и прочитай название.
— Василий Поленов. «Серый день». Ничего себе! Какой же это серый день, когда с картины так и льётся свет? Ты посмотри на краски! Золотое поле убегает за горизонт, кругом сочная зелень, сверкает серебром лента реки. Слушай, Андрей, а таблички с названиями, случайно, не могли перепутать?..
— Нет, Виктор, с табличкой всё в порядке. Эта картина Василия Дмитриевича Поленова действительно называется «Серый день». Художник написал её около 1910-го года. Посмотри внимательно: небо-то на полотне всё в облаках — прямо как сейчас на улице! Но ты прав — несмотря на название, полотно действительно совсем не пасмурно-печальное, оно жизнерадостное.
— И как будто светится изнутри!
— Этот поленовский приём искусствоведы называют «метафизикой света». Живописец видел в природе Божественное начало и таким образом раскрывал его на полотнах.
— И правда, Андрей, когда смотришь на эту картину, видишь не только красоту природы, но невольно ощущаешь и присутствие Творца, Его величие и мудрость, благодаря которой даже серый день становится прекрасен...
— Как сказано в 103-м Псалме: «Яко возвеличишася дела Твоя, Господи: вся премудростию сотворил еси...» Это значит: «Как велики дела Твои, Господи: всё Ты сотворил премудро».
— Потрясающие слова... А знаешь, вот смотрю я сейчас на картину, и она напоминает мне тамбовские просторы, которые мы видели из окна автомобиля, когда подъезжали к городу.
— Кстати, Василий Поленов тесно связан с Тамбовским краем. Здесь, в имении Ольшанка, жила его бабушка, Вера Николаевна Воейкова. Художник часто у неё гостил, и запечатлевал на своих полотнах живописные виды Тамбовщины. И хотя география картины «Серый день» точно неизвестна, Василий Дмитриевич вполне мог изобразить на полотне тамбовский пейзаж. По крайней мере, перед нами явно уголок средней полосы России.
— Неброский, но такой прекрасный! Знаешь, Андрей, я теперь понял, что Божественная красота присутствует во всём. И даже самый серый день всегда ею наполнен.
— Я очень рад, Виктор, что художник Василий Поленов своей светлой картиной «Серый день» помог тебе это почувствовать!
Картину Василия Поленова «Серый день» можно увидеть в Тамбовской областной картинной галерее
Все выпуски программы: Краски России
Соборное послание святого апостола Иакова
Иак., 53 зач., II, 14-26.
Комментирует священник Антоний Борисов.
Помещики, герои «Мёртвых душ» Николая Гоголя, не просто литературные персонажи. Это ещё и иллюстрации человеческих страстей. Например, пустословия и греховного легкомыслия. Так сказать, воплощением данных пристрастий стал помещик Манилов, много говоривший и почти ничего не делавший. О пагубности подобного подхода к жизни в отрывке из второй главы своего послания рассуждает апостол Иаков. Данный текст читается сегодня во время утреннего богослужения. Давайте послушаем.
Глава 2.
14 Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?
15 Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания,
16 а кто-нибудь из вас скажет им: «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела: что пользы?
17 Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
18 Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих.
19 Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут.
20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?
21 Не делами ли оправдался Авраам, отец наш, возложив на жертвенник Исаака, сына своего?
22 Видишь ли, что вера содействовала делам его, и делами вера достигла совершенства?
23 И исполнилось слово Писания: «веровал Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность, и он наречен другом Божиим».
24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?
25 Подобно и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?
26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.
Яркий образ помещика Манилова лёг в основание явления, прозванного впоследствии в его честь «маниловщиной». Суть «маниловщины» заключается в следующем — много и с наслаждением о чём-то высоком и нужном рассуждать, но ничего, при этом, не делать, ограничиваясь исключительно мечтами о светлом будущем или настоящем. О чём-то похожем на поведение Манилова слышали мы в прозвучавшем отрывке из послания апостола Иакова, первого епископа (то есть главы) Иерусалимской Церкви.
Апостол Иаков пишет о том, что внутренние убеждения, вера должны иметь практическую реализацию. Выражать себя не только в словах, но и на деле. Действительно, если человек на просьбу о помощи отреагирует исключительно эмоциями или словами, но никакого содействия не окажет, как можно будет такую позицию оценить? Как легкомысленную и неискреннюю. Вот и вера, если не будет иметь практического выражения в реальных делах, ощутимых проявлениях любви к Богу и людям, будет представлять собой просто какую-то фикцию.
Под верой апостол Иаков имеет в виду не только уверенность в существовании Бога, но и нравственные последствия этой уверенности. Вот почему он пишет, что даже бесы в какой-то степени веруют. Но что толку-то? Они, конечно же, знают, что Господь существует, что Он милостив и всем желает добра. Но злые духи своего Создателя не принимают, Его ненавидят и других пытаются этой злобой заразить. Поэтому недостаточно только иметь убеждение в существовании Бога. Открыв для себя реальность бытия Господа, нужно положить в основание жизни стремление стать проводником Его любви.
В этой убеждённости апостол Иаков очень похож на пророков Ветхого Завета. Мы чувствуем ту же принципиальность, стойкость, строгость. Святой призывает своих читателей не поддаваться лукавству, мыслям о возможности каких-то торгов с Богом. Господа нельзя ввести в заблуждение. Он смотрит не столько на форму наших действий, сколько на их целеполагание — какое желание, стремление лежит в основе молитвы, поста, милостыни и других религиозных действий. И наше приношение будет принято только тогда, когда жертва наша будет выражением искренней любви к Богу и людям, когда эта жертва будет предложена со смиренной верой — просьбой к Богу её принять и освятить.
Таким образом, духовная жизнь в понимании Православия предполагает гармоничное сочетание внешнего и внутреннего, без радикального уклонения в какую-либо одну сторону. Форма без содержания превращается в профанацию. Вера же, не имеющая здорового и деятельного выражения, неминуемо скатывается в упомянутую уже «маниловщину». От чего да убережёт нас Господь.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Философ Иван Александрович Ильин». Юрий Закунов
Гостем программы «Исторический час» был кандидат философских наук, сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачёва, доцент Московского государственного университета технологий и управления имени К. Г. Разумовского Юрий Закунов.
Разговор шел об известном русском философе Иване Александровиче Ильине, о его судьбе и о взглядах на историю русского народа в первой половине 20-го века.
Ведущий: Дмитрий Володихин
Все выпуски программы Исторический час
- «Философ Иван Александрович Ильин». Юрий Закунов
- «Как крестилась Русь?» Глеб Елисеев
- «Тема Рождества в поэтическом творчестве». Анастасия Чернова
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Подвиг Царской семьи и их приближенных». Пётр Мультатули
Гостем программы «Вечер Воскресенья» был историк, публицист, профессор кафедры истории Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского Пётр Мультатули.
Наш гость рассказал о том, как в его семье сохранялась вера, в том числе в советские годы, как у него появился интерес к истории и в том числе к личности императора Николая II. Кроме того наш гость рассказал о своем прадеде Иване Михайловиче Харитонове, поваре Царской семьи, расстрелянном вместе с ними в подвале Ипатьевского дома.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья