В Евангелии от Матфея Господь говорит нам: «Если не обратитесь и не будете, как дети, не войдете в Царствие Небесное». Речь идет, конечно, не об инфантильности или сознательном подражании детскому поведению. Имеется в виду детская кротость, незлобие, искренность. Это общеизвестно, но мы, педагоги, знаем ситуации, когда необходимо быть как дети почти буквально. То есть, на время просто забыть о том, что мы уже большие и взрослые. И таких ситуаций довольно много. Рискую удивить вас, но процесс обучения детей без подобного превращения в ребенка практически невозможен.
К примеру, мне нужно объяснить детям новый материал. Если в процессе объяснения я не являюсь первооткрывателем и исследователем наравне с моими слушателями, с большой долей вероятности материал не будет усвоен. Разве что законспектирован, и то лишь самыми сознательными. Теми, кого дома накажут, если новая тема не будет «отскакивать от зубов».
Чтобы ученикам было интересно, должно быть интересно мне. Я не могу не открывать темы заново, вовлекая в процесс открытия своих учеников. Ситуация, когда учитель на уроке готов сам себе сказать: «Надо же! Я и не знал!», должна быть если не ежедневной, то, хотя бы, привычной. Привычка удивляться—ни больше, ни меньше.
Если я хочу предложить детям задание в игровой форме, то быть увлеченной игрой, как ребенок, — моя обязанность. Нет, ученикам не надо, чтобы я шумела и толкалась, ведь это естественно для них, а не для меня, детям нужна искренность. И стопроцентная вовлеченность. В противном случае игра не состоится. Дети, словно уставшие актеры, будут покорно отыгрывать свои поднадоевшие роли, а учитель молча поставит себе галочку: я провел с детьми игровое занятие.
И, наконец, самое парадоксальное. Если мне и моим ребятам нужны настоящие крепкие знания, я должна давать себе право и на ошибку . Ситуация, когда ученик поправляет учителя — нормальна. Я могу, а иногда и должна попросить у детей помощи, если вдруг обнаружила, что чего-то не знаю. Пусть обучение будет взаимным. Как и работа над ошибками.
Чтобы обучать детей, да и просто чтобы с ними полноценно общаться, мы не можем не быть, как дети. Пусть не на сто процентов, поскольку невозможен стопроцентный коэффициент полезного действия. Но Господь, как известно, и намерение целует.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Бугабашская икона Божией Матери
В конце девятнадцатого века русский солдат Тит Петрович Табаков возвращался с ратной службы домой. Он держал путь в родное село Бугабашево Уфимской губернии, сейчас это республика Башкортостан. По дороге благочестивый воин посетил Седмиозерную пустынь в восемнадцати верстах от Казани. Тит помолился перед хранящимся здесь чудотворным списком Смоленской иконы Богородицы. Это образ, написанный в традиции Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница.
На память о богомолье солдат решил взять камень из монастырского озера. Он подобрал со дна булыжник, похожий на каравай хлеба. Но, устав в пути, выбросил тяжёлую ношу. И неожиданно ослеп! Служивый на ощупь нашёл камень, вновь положил в свою суму, и зрение вернулось к нему.
Происшествие много лет не давало покоя Титу Петровичу. В 1900 году он отправился с односельчанами крестным ходом к целебному источнику в башкирское село Николо-Берёзовка. И взял удивительный камень с собой в паломничество. Придя к роднику, богомолец окунул булыжник в святую воду, а когда достал, то увидел на нём очертания Смоленской иконы Божией Матери. Тит рассказал о случившемся Уфимскому епископу Антонию (Храповицкому) и показал камень. Владыка пригласил каменотёса и попросил высечь по намеченному контуру объёмный образ Божией Матери.
Новоявленная икона вскоре прославилась чудотворениями. По благословению владыки Тит Табаков пожертвовал деньги на обустройство в родном селе женской монашеской обители. В 1902 году в Бугабашево освятили храм в честь Смоленской иконы Божией матери. Монастырь стал называться Богородице-Одигитриевским. Высеченный на камне образ Пречистой Девы стал главной его святыней.
После революции 1917 года обитель в Бугабашево разорили безбожники. Но рельефную икону Царицы Небесной верующие сохранили. И вернули в монастырь, когда он вновь стал действующим в 2007 году. Ежегодно 10 августа в Богородице-Одигитриевском монастыре проходят торжества, посвящённые чудотворному Бугабашскому образу Божией Матери.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Служение и подвиг святого Патриарха Тихона;
— Жизнь Русской Православной Церкви в период советских гонений;
— Интерес к личностям Патриархов и истории Русской Церкви;
— Возможность сыграть святого в театре и кино.
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
- «Послание апостола Павла к Филиппийцам». Священник Дмитрий Барицкий
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 22.11.2024». Алексей Соколов, Роман Торгашин
Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Кира Лаврентьева и Константин Мацан, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и Директор Радио ВЕРА Роман Торгашин вынесли на обсуждение темы:
— Феномен группы «Битлз» и творчество Джона Леннона;
— Важность передачи традиционных и христианских ценностей молодым поколениям в России;
— Святыни Великого Новгорода;
— Рекомендации Синодальной комиссии по биоэтике по вопросам, связанным с причащением Св. Таин лицами, страдающими целиакией, псевдоцелиакией и глютеновой аллергией на пшеницу.
Ведущие: Константин Мацан, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Журнал