Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

Тщеславие. Севак Мирабян

* Поделиться

Помню, как, сделав одно небольшое доброе дело, поймал себя на желании поскорее кому-нибудь рассказать, какой я молодец.

— Ну а что? Даже нельзя похвастаться? — удивлялся один мой неверующий знакомый моему смущению от желания похвастаться своим доброделанием. «У вас, у верующих, куда ни глянь, все грех!» — сетовал он.

Как ему объяснить, что тщеславие — грех. Я всерьез задумался. Как видят ситуацию люди, не принявшие христианскую систему координат: убийство, воровство, клевета и ложь ни у кого не вызовут вопрос, а грех ли это? А с тщеславием ситуация иная. Ведь человек никому не причиняет зла, он, как принято сейчас говорить: «пиарит» себя.

Однако, еще с древних времен христианские святые особенно подчеркивали коварность тщеславия и его губительность для человека. Считали одним из самых трудных для искоренения грехов. Точнее, страстей.

Главная опасность тщеславия в том, что человек, ожидая одобрения от других, незаметно, постепенно, становится настолько зависимым от мнения людей, что теряет себя, в своем желании угодить всем. Легко становится объектом манипуляции. Помимо прочего он часто не замечает своих реальных недостатков, за лоском внешнего эффекта, значительности и таланта. Почему так происходит и что с этим делать?

Согласно святому Иоанну Лествечнику, любая греховная страсть есть заблудившаяся добродетель. Бог вложил в нас желание быть узнанным и принятым, но грех все исказил. «От природы есть в нас стремление к славе, но к славе горней, а не земной» — говорит святой Иоанн. Иными словами, жаждать признания и оценки своих трудов — это нормально, но в первую очередь мы должны искать одобрения у Бога, без какой-либо показухи и наигранности.

Как это делать? Самый, на мой взгляд, простой и работающий способ дать тщеславию отпор — это вслушаться в слова Спасителя из Нагорной проповеди: «Когда творишь милостыню не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

Автор: Севак Мирабян


Все выпуски программы Частное мнение

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем