— Слышите? Вода льётся. Слышите? Вода!
— Пить... Пить... водички... слышишь, вода льётся...
— Вода! Пить...
— Тихо. Нету никакой воды. Нигде она не льётся. Потому что её нет. Не думайте о ней. Думайте о чём угодно, только не о воде. Потому что её нет!
Лето 1942 года. Керчь. Жара. В Аджимушкайских каменоломнях под землёй вот уже много дней находится в осаде красноармейский гарнизон. У солдат давно закончилась еда. Голод ещё можно стерпеть. А как унять мучительную жажду? Колодец с чистой, прозрачной, прохладной водой совсем рядом — прямо у выхода. Но на него днём и ночью направлено дуло немецкого автомата. Каждый, кто отважится подойти, немедленно будет убит. Так начинается картина «Сошедшие с небес», которую на студии «Ленфильм» сняла режиссёр Наталья Трощенко. На экраны фильм вышел в 1986 году. Лента стала экранизацией военной повести писателя и драматурга Алексея Каплера «Двое из двадцати миллионов» и получилась светлой и пронзительной. Удивительно, но в своё время картина прошла практически незамеченной. При этом могу сказать, что «Сошедшие с небес» — один из самых потрясающих фильмов о войне, которые мне доводилось видеть. Впрочем, непосредственно военные сцены в фильме можно пересчитать по пальцам. Большую часть времени на экране мы видим вовсе не войну, а... любовь.
Эта любовь зародилась там, в душных каменоломнях Аджимушкая. Санитарка Маша и раненый лётчик Сергей отправились за водой, не выдержав стонов гибнущих от жажды товарищей. Всего несколько шагов. Несколько мучительных секунд под прицелом немецкого снайпера. И вдруг... Сменяется кадр, и мы уже не у колодца, а в центре приморского городка, где течёт обычная повседневная жизнь. Весна. Война позади. Сергей и Маша — муж и жена. У них подрастает сын Вовка. Супруги пытаются наладить жизнь и быт в мирное время. И хоть это порой оказывается непросто, во всём поддерживают друг друга. Главные герои живут в крошечной комнатке, едва сводят концы с концами, но не унывают, потому что любят друг друга. И эта любовь делает их будни яркими и счастливыми. Сергей устраивается работать водителем автобуса, и может изменить маршрут только ради того, чтобы на минутку заглянуть в госпиталь, где Маша трудится медсестрой. В одном из эпизодов герои вдвоём гуляют по берегу моря в уединённой бухте и разговаривают. Они очень счастливы вместе.
— Ты знаешь, мне иногда кажется, что нас вообще нет на свете. Что нас кто-то выдумал.
— Нас двоих. А мы уже сами выдумали Вовку.
Только досмотрев картину до самого конца, снова вспоминаешь эти слова героев. Финал оказывается настолько неожиданным и ошеломляющим, что после заключительных титров ещё долго не можешь вымолвить ни слова. Пытаешься осознать, осмыслить увиденное. Кстати, актёры, исполнившие главные роли — Александр Абдулов и Вера Глаголева — не раз называли фильм «Сошедшие с небес» в числе своих любимых киноработ.
Мне сложно сказать что-то ещё об этой картине, не раскрыв при этом её главной сути, которую, однако, зрители должны непременно увидеть и почувствовать сами. Я лишь добавлю, что фильм Натальи Трощенко «Сошедшие с небес» напомнил мне евангельские слова Христа о том, что у Бога все живы. Все! И те, кто пришли с войны. И миллионы тех, кто так с неё и не вернулся.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.