В августе 1879 года в художественном отделе петербургской Императорской публичной библиотеки от стеллажа к стеллажу бродила женщина в элегантном тёмном платье с воротничком тонкого кружева. Её звали Софья Александровна Давыдова. Она искала что-нибудь об искусстве. Софью Александровну интересовало буквально всё, от живописи до архитектуры. Но, кажется, уже не осталось книг, которые она бы не прочла. Тогда женщина обратилась за помощью к библиотекарю. Софье Александровне повезло. В тот день за кафедрой дежурил сам заведующий отделом — знаменитый художественный критик Владимир Васильевич Стасов. Возможно, его внимание привлёк изысканный кружевной воротничок посетительницы. Потому что он неожиданно посоветовал Софье Александровне познакомиться с традиционным старинным русским искусством — кружевоплетением. Женщина заинтересовалась. Стасов посоветовал ей несколько книг. С этого самого момента в жизнь Софьи Давыдовой навсегда вплелось русское кружево.
Литературы, в которой освещалась бы эта тема, оказалось совсем немного. Софья Александровна поняла: если она действительно хочет узнать всё о кружевоплетении, нужно ехать туда, где живёт, передаваясь из поколения в поколение, этот народный промысел. В 1880-м году Давыдова отправилась в экспедицию по русским губерниям — Московской, Рязанской, Тверской, Ярославской, Тульской, Орловской, Новгородской... Софья Александровна общалась с мастерицами, бывала в их домах — бедных, зачастую нищих избах. Эта поездка, по воспоминаниям самой Софьи Александровны, дала не только обильный материал для наблюдения, но и ясно обрисовала нужды кружевниц. Давыдова стала искать возможности, чтобы им помочь. И нашла: в 1881-м году она открыла в Санкт-Петербурге Практическую школу кружевоплетения. Преподавали в ней те самые мастерицы из русской глубинки. И получали приличное жалованье. Ученицам на время обучения предоставлялось жильё, содержание и стипендия. Всю организаторскую работу взяла на себя Софья Александровна. А финансовую поддержку Давыдовой оказало благотворительное Ведомство императрицы Марии. Поэтому школе кружевниц было присвоено престижное название Мариинская. Очень скоро Давыдова пошла ещё дальше — она организовала классы рукоделия практически во всех сиротских приютах столицы. Расчёт был простой: выучившись ремеслу, девочки смогут обеспечить себе будущее.
В 1891 году в России случился неурожай. Во многих губерниях свирепствовал голод. И снова Софья Александровна отправилась в путь — в Воронежской и Нижегородской губернии она организовала крупные центры производства кружева. А главное, наладила стабильный сбыт изделий — Москва и Петербург охотно покупали продукцию местных мастериц. Благодаря Софье Давыдовой многие семьи тогда были спасены от голодной смерти. Параллельно Софья Александровна занималась серьёзной исследовательской деятельностью. Её уникальная книга «Русское кружево и русские кружевницы» вышла в 1892 году, и принесла автору премию митрополита Макария (Булгакова) — «за посвящение себя делу науки и общеполезных занятий».
Неудивительно, что именно Софью Давыдову с её кружевницами делегировали на Всемирную Колумбову выставку в Соединённые Штаты Америки. Российские мастерицы привели в восторг западную публику. Газета Нью-Йорк Хералд писала: «В каждой нитке русских рукоделий живет дух прошедших веков, глубокое чувство христианства...» Потом были выставки в Великобритании и Франции. Всемирная парижская выставка принесла русским кружевницам Гран-при — за выдающуюся красоту старинного рисунка. Благодаря начинаниям Софьи Александровны, русское кружево уверенно завоёвывало мир. Софья Александровна Давыдова скончалась в 1915-м году. Друзья и близкие написали в некрологе слова, которые замечательно характеризуют жизнь этой необыкновенной женщины: «Она всегда находила время думать о других».
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Путь иконописца». Мария Глебова
У нас в гостях была доцент кафедры иконописи факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Мария Глебова.
Наша гостья рассказала о своем пути к вере и знакомстве с отцом Иоанном Крестьянкиным, об удивительных людях, повлиявших на ее путь в иконописи, а также о своем участии в работе над созданием иконы Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Ведущие: Игорь Цуканов, Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
О чем мы поем?
В этом выпуске иеромонах Фотий (Мочалов), певец и композитор Ираклий Пирцхалава и специалист по связям с общественностью Светлана Бакулина делились своими размышлениями о том, какие смыслы содержат популярные песни, чем они могут быть вредны, а чем полезны, какие песни стоит петь, а от каких стоили бы отказаться и почему песня может не только объединять и дарить радость, но и наносить вред душе.
Фома неверующий
Светлая пасхальная неделя или седмица, как принято говорить в Церкви – первая неделя после Пасхи. В течение Светлой седмицы Литургия в храмах совершается пасхальным чином. А завершается Светлая неделя днём, который называется Фоминым воскресеньем. В этот день Церковь празднует память апостола Фомы. За что же оказана такая честь апостолу, имя которого в народе стало нарицательным, причем в негативном плане? «Вот Фома неверующий!» - говорят о человеке, сомневающемуся в факте, который уже стал очевиден.
О том, кем был апостол Фома до своего призвания Спасителем, ничего не известно. Полагают, что он был рыбаком из Галилеи.
Что же касается характера, то есть основания видеть в апостоле Фоме человека весьма приземленного. Он как бы воплощает собой всех людей сомневающегося ума, доверяющих лишь тому, что можно потрогать.
Когда в первый день недели, после своего Воскресения Господь явился ученикам, Фомы с ними не было. Может быть, как человек рационального склада, он был весь поглощен земными делами. И когда другие апостолы сказали ему, что видели Господа, тот только отмахнулся, сказав: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю». Апостолы не знали, как уверить его, а он ходил убежденный, что всем его чаяниям о приходе Христа, Спасителя мира, после смерти Учителя пришел конец. Но вот, как пишет евангелист Иоанн Богослов,: «После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними». Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам! Потом говорит Фоме: «Подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие».
От лица апостола Фомы говорил человеческий разум. Господь, обращаясь к нему, обращался ко всем, кто пытается жить исключительно «своим умом».
Как и всем двенадцати апостолам, кроме Иоанна, Фоме суждено будет принять мученическую смерть за проповедь веры в Христа. И примечательно, что он дойдет с ней дальше всех апостолов – до самой Индии. И если глубоко образованному апостолу Павлу удастся убеждать искушенных философией греков, то простому галилейскому рыбаку с пытливым и острым умом также удастся обратить в веру многих жителей страны с тысячелетней традицией познания мира испытующим разумом.