Больному человеку необходимо не только медицинское вмешательство, но и моральная, духовная, жизненная поддержка, — так считала Галина Сергеевна Шаталова, известный советский и российский врач-нейрохирург, академик, лауреат премии имени Николая Бурденко.
Связать свою судьбу с медициной Галина решила ещё в детстве. В 13 лет записалась в кружок гигиены при Доме пионеров. Однажды руководитель кружка организовал экскурсию в Ростовский медицинский институт. Ребятам показали исследовательские лаборатории и даже сводили в анатомический театр. После этой экскурсии Галина захотела лечить людей. Однако поступить в медицинский институт оказалось непросто. И дело было совсем не в сложных экзаменах. Тогда, в 30-е годы ХХ века, всюду приветствовалось рабоче-крестьянское происхождение. А у Галины — родители-интеллигенты, предки — дворяне, грузинские князья... Но она придумала выход — устроилась на завод и записалась на «рабфак» — рабочий факультет, своего рода подготовительные курсы для поступления в вуз. С дипломом рабфака в 1932 году Шаталова без проблем поступила в Ростовский медицинский институт.
В 1939-м году Галина отправилась на фронт — началась Советско-Финляндская война, известная также как Зимняя. Работала в эвакуационных госпиталях и на передовой. Тогда стояли трескучие морозы. По рассказам Галины Сергеевны, замёрзших было даже больше, чем раненых. Ей доводилось работать с тяжёлыми случаями. Шаталова научилась успешно снимать обморожения. Благодаря её работе сотни бойцов избежали ампутации. Они говорили, что их согревала доброта и искренняя забота доктора. Опыт тех трудных дней Галина впоследствии изложила в одной из своих научных работ.
Великую Отечественную войну Галина Сергеевна фронтовым медиком прошла от первого до последнего дня. За Шаталовой прочно закрепилась слава высококлассного военно-полевого врача. Главный хирург Красной Армии, легендарный Николай Бурденко, заметил молодого, самоотверженного и талантливого доктора. И пригласил Шаталову в Центральный институт нейрохирургии Академии наук СССР. Галина вспоминала: «После войны было так много несчастных бойцов с тяжелыми ранениями головы». Она делала всё, чтобы им помочь. Её методика восстановления твёрдой мозговой оболочки продлила жизни тысячам ветеранов Великой Отечественной. Шаталова работала на износ. Нейрохирургическая операция в те годы длилась не менее 12-ти часов. А ей случалось проводить по две-три подряд — она сутками не выходила из операционной. И понимала, как сильно устала, только когда начинали подкашиваться ноги. Параллельно Галина успевала писать докторскую диссертацию по нейрохирургии — она защитила её в начале 50-х годов. А в 1965-м в жизни Галины Сергеевны случился неожиданный поворот. Её пригласили на работу в недавно созданный Институт космических исследований. Шаталова стала начальником сектора отбора и подготовки космонавтов. Именно там Галина впервые воочию увидела, на что способен человеческий организм. Наблюдения за космонавтами впоследствии легли в основу её авторской методики здорового образа жизни. Рецепт Шаталовой был простым: полезное питание, постоянное движение. Но не только это. Галина Сергеевна старалась пробудить в своих пациентах позитивный взгляд на мир. «Здоровый человек — говорила она — тот, у кого в сердце есть добро и любовь, кто живёт не только для себя, а заботится об окружающих». Одним из своих учителей Галина Шаталова считала знаменитого врача и святого, архиепископа Луку — в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого. Она зачитывалась его научными и духовными трудами. И часто повторяла: медицина — это не только лечение, но и сострадание.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Предательство». Наталия Инина
У нас в студии христианский психолог, психотерапевт, преподаватель факультета психологии МГУ им. МВ Ломоносова, РПУ св. Иоанна Богослова Наталья Инина.
Разговор шел о предательстве: почему оно возможно только по отношению к близким людям, в чем могут быть его духовные и психологические корни, а также что может помочь его пережить.
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
Прежде чем получить сан священника, праведный протоиерей Алексий Мечёв прошёл непростую жизненную школу. Он служил псаломщиком в московском храме на Знаменке. Ему приходилось топить печи, звонить, убираться в церкви и при этом часто получать незаслуженные выговоры от настоятеля. Юный Алексей Мечёв сносил всё с кротостью и благодарил Бога за уроки терпения. А своего настоятеля вспоминал с большой любовью. Став протоиереем и духовным наставником батюшка Алексий говорил своей пастве:
«Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись».
Все выпуски программы Слова Святых
- «Надо считать себя хуже всех. Хочется раздражиться, отомстить или другое что сделать — скорее смирись»
- «Не надо сердиться на тех, которые тебя оскорбляют, они ведь ради своей злобы итак удаляются от Бога»
- «Кто смирится, тот всякою судьбою будет доволен, потому что Господь его богатство и радость...»
Явление Мхцетского креста — один из древнейших праздников Грузинской Церкви
Грузия приняла христианство ещё в четвёртом веке. Значительно раньше Руси. Христианство на грузинской земле появилось благодаря миссии святой Нины, которая своей проповедью и чудесами убедила грузинского царя Мириама креститься самому и крестить свой народ.
Мириам был убеждённым язычником и долгое время не соглашался принять христианство. Более того, однажды он решил даже убить Нину и всех её единомышленников. Но получил вразумление от Бога — во время охоты в окрестностях города Мцхеты Мириама объяла сверхъестественная тьма. Спастись от нее он смог, только призвав имя Христа. Затем царь увидел на небе сияющий крест, который вознесся на вершину горы. Гора была недалеко от Мцхеты — на месте слияния двух рек Арагви и Куры. Впоследствии чудесный крест на вершине той же горы видели и остальные жители Мцхеты.
Царь Мириам вместе с семьей поспешил принять крещение. Таинство было совершено в речном потоке у подножия горы, на которой появился чудесный крест. В память о своем крещении, а также явлении креста Мириам распорядился поставить на вершине горы деревянный кипарисовый крест. Впоследствии вокруг креста поселились монахи, появилась обитель, которая так же, как и гора, стала именоваться Джвари — в переводе с грузинского «крест».
В поэме Лермонтова «Мцыри» есть такие строки: «Немного лет тому назад, Там, где сливаяся шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь». Поэт описывает то, самое место, связанное с крещением Мириама — гору и монастырь Джвари. Говорится о Джвари и в одноимённой повести Валерии Алфеевой.
В наши дни Грузинская Церковь считает день памяти явления Мцхетского креста великим праздником. Он отмечается в среду, после дня Святой Троицы. Центром празднования является главный храм Джварийского монастыря — Крестовоздвиженский собор.
Богослужение в нём совершает сам Патриарх-Католикос всей Грузии. Начало службы предваряет традиционный и ставший в наши дни многолюдным крестный ход, который начинается в Мцхете. Во главе шествия несут большое распятие, в него вставлены частички Креста Господня и креста святой Нины, с которым она путешествовала по грузинской земле и проповедовала Христа. По окончании богослужения грузины устраивают вокруг монастыря Джвари народное торжество, которое проходит весело, но без разгула. Во всяком случае, ни одного пьяного грузина я на церковных праздниках никогда не видел.
Все выпуски программы Вселенная православия