Вечером в Великий Четверг в православных храмах начинается одно из самых драматичных богослужений — служба Двенадцати Евангелий. Оно посвящено благоговейному воспоминанию последних часов земной жизни Христа.
По своей форме это утреня Великой Пятницы. На ней читаются двенадцать отрывков из Евангелий, посвящённых беседе Спасителя с учениками на Тайной Вечере, предательству Иуды, суду первосвященников и Пилата, пыткам и распятию Сына Божия.
В первые века в ночь на Страстную пятницу иерусалимские христиане читали Евангелие прямо на месте событий: на Елеонской горе, где Христос учил учеников, в Гефсимании, где был взят под стражу, на Голгофе, где состоялась казнь. Освещая путь светильниками, верующие с молитвой шли по стопам Господа.
В православных храмах на этой службе тоже царит полумрак, горят только свечи в руках верующих. Всех словно окутывает тьма Гефсиманской ночи, которая, кажется, не рассеется никогда. После каждого отрывка из Евангелия гулко и траурно бьёт колокол. Под эти неумолимые удары мы следуем за Господом на его «вольное страдание».
Муки Спасителя начались раньше его ареста. Сын Божий знал о том, что ему предстоит, и Его человеческая природа трепетала и замирала от страха. После Тайной вечери Он направился в глубину Гефсиманского сада. Трое ближайших учеников, Пётр, Иоанн и Иаков, остались ждать неподалёку. Спаситель не хотел оставаться в полном в одиночестве, ему важно было ощущать рядом друзей, на кого можно опереться, с кем можно разделить тяжесть этой ноши. «Побудьте здесь и бодрствуйте со мною!», — обратился к ученикам Иисус. Но апостолов быстро сморил сон.
Здесь, в весеннем саду, наполненном ароматами цветущих деревьев, Спаситель пережил труднейшие часы. Это была не физическая боль, но внутренняя, духовная борьба. «Отче Мой, если возможно, да минует Меня чаша эта; впрочем, не как Я хочу, но как Ты», — молился Христос.
Нам трудно прочувствовать всю меру этого страдания, потому что это не только терзания выбора или страх смерти. Это глубокая скорбь об отпадении человеческого рода от Бога, о том, что люди попали в плен греха и смерти. Они запутались и осквернились настолько, что готовы обречь на смерть своего Творца.
Тяжесть этой скорби была так велика, что на лбу у Сына Божия выступил кровавый пот. Ангел с неба укреплял Спасителя в эти часы.
«Отче Мой! если не может чаша сия миновать Меня, чтобы Мне не пить ее, да будет воля Твоя», — так изменилась молитва Христа, когда он покидал Гефсиманию..
Он шёл навстречу трём дремавшим ученикам, навстречу страже, суду первосвященников и римского прокуратора. Навстречу разьярённой толпе, и римским палачам с бичами и плётками. Навстречу кресту. И навстречу миру, который ещё не предполагал, как ему предстоит измениться.
«Слава долготерпению Твоему, Господи!», — с благодарностью повторяем мы вслед за певчими на службе Двенадцати Евангелий.
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России