— Ты чего сегодня такой?
— У него мать женилась.
— На ком женилась?
— На Коростелёве. Директоре совхоза «Ясный берег».
— А, переживает Серёжка.
— А ему чего? Как жил, так и будет жить, какое ему дело.
— Не переживай, Сергей. Он дядька ничего себе — по лицу видать.
Пятилетний Серёжа пытается свыкнуться с новой реальностью. Мама вышла замуж. Теперь вместе с ними будет жить Дмитрий Корнеевич Коростелёв, которого Серёже велено называть папой. И вроде бы друг Васька прав — Коростелёв, кажется, хороший человек. Общается доброжелательно. И даже обещал купить велосипед. Но всё равно своим маленьким детским сердцем Серёжа чувствует, что жизнь его должна теперь измениться. Светловолосый мальчуган с не по годам серьёзным взглядом — герой кинофильма, который так и называется: «Серёжа». В 1960-м году его сняли два молодых режиссёра-однокурсника, Георгий Данелия и Игорь Таланкин. Фильм стал их дебютной полнометражной работой. В основу картины легла одноимённая повесть писательницы Веры Пановой. Игорь Таланкин прочёл её в литературном журнале «Новый мир». Простая, казалось бы, история из жизни маленького мальчика, захватила его. Таланкин дал почитать повесть Данелии. И тот тоже не смог от неё оторваться. Друзья решили делать фильм. Георгий Данелия впоследствии рассказывал, что повесть покорила их своим эмоциональным строем: добротой, искренностью, человечностью. Всё это коллеги-режиссёры захотели воплотить на экране. И у них получилось! Картину полюбили зрители. Она завоевала награды нескольких крупных отечественных и зарубежных кинофестивалей. Фильм стал мировой классикой. И сегодня, спустя полвека, смотрится на одном дыхании.
Казалось бы — почему? Может быть, потому, что в фильме «Серёжа» режиссёры впервые в истории кино использовали приём, который условно можно назвать «мир глазами ребёнка». Операторы даже съёмку вели с ракурса «снизу вверх», чтобы зрители почувствовали себя одного роста с маленьким главным героем. Но всё-таки дело не только в этом. Просто у картины, что называется, есть душа. Есть настроение — светлое, доброе. В ней есть любовь. И это сразу же чувствуют зрители. Белокурый мальчуган Серёжа становится родным. И за его приключениями наблюдаешь с волнением. А ими жизнь Серёжи буквально наполнена. То он залезает на колокольню и звонит в колокол, приводя в полную готовность местную пожарную бригаду. То с помощью друзей превращает новенький велосипед, купленный отчимом, в груду запчастей. Кстати, сюжетная линия взаимоотношений Серёжи и Коростелёва — самая трогательная. В какой-то момент отчим становится для мальчика самым близким человеком. А потом наступает момент, от которого замирает сердце не только у Серёжи, но и у зрителей. Мальчик неожиданно узнаёт, что Коростелёва переводят в другой колхоз. Далеко — на север, в Холмогоры. Но Серёжа рад! В одном из эпизодов он делится этой радостью с матерью.
— Мы едем в Холмогоры?
— Серёженька, папу переводят туда на работу.
— И мы с ним?
— Ну, а как же его оставишь одного? Ведь ему плохо будет одному. Придёт папа домой, а дома никого нет, и не прибрано, и поговорить не с кем, и покормить некому. И станет бедному папе грустно-грустно... Я поеду с ним.
— А я? А я?! А я?!!!
В одно мгновение жизнь мальчика меняется. А что будет дальше — лучше узнать не от меня, а из замечательного фильма «Серёжа», снятого Георгием Данелией и Игорем Таланкиным. Кстати, на роль Серёжи они после долгих поисков взяли замечательного паренька Борю Бархатова. Пятилетний актёр не играет, а живёт в кадре. А помогают ему опытные, известные артисты — Сергей Бондарчук в роли Коростелёва и актриса Ирина Скобцева, которая сыграла маму Серёжи. Между прочим, картину в своё время высоко оценил мэтр отечественной режиссуры, Михаил Ромм. Он отмечал, что в фильме «Серёжа» режиссёры говорят со зрителем вроде бы о самых обыкновенных вещах. Но при этом показывают, насколько глубоким и неординарным может быть такой разговор. И я думаю, что присоединиться к нему стоит всем нам, посмотрев фильм Георгия Данелии и Игоря Таланкина «Серёжа».
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.