Кто стал первым русским императором? Ответ на вопрос из школьной программы большинство наверняка вспомнит: конечно же, Пётр I. До 1721 года он был царём. А после начал именоваться более громким титулом.
Эпохальное событие случилось буквально через три месяца после грандиозной победы России над Швецией в Северной войне и заключением Ништадского мирного договора. Русское царство тогда было мощным государством. Имело собственный флот и сильную армию. А теперь ещё и присоединило некоторые территории Прибалтики и Финляндии, вернуло выход к Балтийскому морю. Титул государя должен был отражать и подчёркивать возросшую мощь царства Российского.
Бытует мнение, что новый титул Пётр взял из любви ко всему западному, особенно — немецкому. Ведь императором в то время именовался лишь один европейский монарх — правитель государства, которое называлось Священная Римская империя германской нации. Однако Пётр копнул глубже. Дело в том, что по факту Россия давно была империей. Ещё Иван III в XV столетии объединил разрозненные княжества в единое русское государство. И не случайно поместил на его герб и флаг двуглавого орла — византийский символ императорской власти. А когда император Священной Римской империи Фридрих III предложил Ивану получить от него королевский титул, великий князь Московский отказался, и категорично заявил: «мы Божиею милостию Государи на своей земле изначала, поставление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы...». Другой император Священной Римской империи, Максимилиан I, в официальном письме — «грамоте» к русскому государю Василию III, уже прямо назвал его императорским титулом «цесарь». И отметил, что такое высокое достоинство «всероссийским монархам надлежит». Надо полагать, что совсем не случайно в 1718 году, незадолго до принятия императорского титула, Пётр Первый приказал эту грамоту широко обнародовать. Таким образом он, вероятно, хотел особо отметить, что не слепо берёт пример с Европы, а подчёркивает независимость России от западного политического мира. Более того — уравнивая свой титул со званием высшего правителя западноевропейского мира, Пётр Первый фактически заявил о том, что Русь становится новым самостоятельным центром христианства в Европе. Так считает ведущий научный сотрудник Российской Академии наук, доктор исторических наук Ольга Агеева.
Церемония провозглашения Петра I императором состоялась в ноябре 1721 года. Она прошла в Троицком соборе Санкт-Петербурга. После Божественной Литургии князь Александр Меньшиков вручил государю официальный документ о подношении нового титула. В Адмиралтействе палили из пушек. Люди на улицах кричали «Виват!». Так описывает это событие военный историк первой половины 19 века Александр Карцов. Открылась важная страница мировой истории. В мире появилась новая христианская империя.
Все выпуски программы Открываем историю
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица
«Детям о вере». Иеромонах Макарий (Маркиш)
У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили о том, как передать детям уважение к вере и христианским ценностям.