1 Кор., 158 зач., XV, 1-11.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Люди, знакомые с вероучением Церкви, знают, что в нём есть сложные темы, которые обсуждались не одно столетие. Одни из них могут показаться сугубо теоретическими, другие явно касались практики жизни, как частной, так и общественной. Однако среди них была тема, которая самым непосредственным образом соединяла теоретическое и практическое, помогая увидеть земное и временное в свете вечности. Очень ярко и в то же время лаконично эта тема раскрывается апостолом Павлом в отрывке из 15-й главы первого послания к коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 15.
1 Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились,
2 которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали.
3 Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию,
4 и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию,
5 и что явился Кифе, потом двенадцати;
6 потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили;
7 потом явился Иакову, также всем Апостолам;
8 а после всех явился и мне, как некоему извергу.
9 Ибо я наименьший из Апостолов, и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию.
10 Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною.
11 Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали.
Недавно я переписывался с очередным мошенником, который представился руководителем одного из синодальных учреждений. С первых слов я понял, с кем имею дело, но решил какое-то время поговорить, чтобы понять, какой схемой человек попробует воспользоваться в этот раз. Впрочем, в какой-то момент, я спросил его, неужели он не понимает, что его поступок является грехом, на что он ответил с усмешкой: конечно, нет, ведь Бога нет и можно делать что угодно. На этом переписка была окончена.
Идея о том, что грех становится возможным, если Бога нет, не нова. Её, как известно, высказал, пусть и в другой форме, один из героев Достоевского. Другое дело, что обратной стороной неверия в Бога, становится неверие в бессмертие человека. Дело не только в том, что люди не верят в подведение итогов их жизни, в Божий суд и что-нибудь подобное. Эти люди не видят своей жизни в перспективе вечности, но поступают так, как удобно здесь и сейчас. И если в прежние времена даже люди неверующие переживали о своём честном имени, о том, какими их запомнят, в наши дни понятие чести даже для многих живых становится чем-то отжившим, что уж говорить о мёртвых.
В первом послании к коринфянам апостол Павел говорит о самых разных аспектах церковной жизни: о том, что бывшие язычники и бывшие иудеи не должны друг перед другом превозноситься, о том, что смертные грехи недопустимы для того, кто называет себя учеником Христовым. Апостол говорит о жизни Церкви как евхаристической общине, в которой богатые не должны пренебрегать бедными, говорит о дарах духовных... Но практически завершая послание, он возвращается к тому, что было главным во всей его проповеди, к тому, вокруг чего вся она выстроена, к воскресению Христа.
Несомненно, многие неверующие люди готовы вести себя нравственно, ведь даже эта обычная жизнь не проходит в одно мгновенье, и её тоже надо прожить. Другое дело, что в свете идеи воскресения и вечной жизни каждый наш поступок, злой и добрый, обретает особенное значение. Поступая так или иначе, мы формируем себя для вечности, либо искажая замысел Божий о нас, либо раскрывая Его во всей полноте.
Обратившись к сегодняшнему тексту апостола Павла, мы видим, как много сделал для нас Господь! Он — Творец мира, родился на земле, жил, умер и воскрес ради нашего спасения. Мы называем себя верующими людьми и христианами, но одного названия мало. Реальность нашей веры проявляется в том, что мы отказываемся от греха и выбираем праведность, потому что живём перед лицом вечности.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Брянск (обзор)
Город Брянск расположен на западной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах реки Десны. Впервые в летописях город упоминается как Дебрянск, то есть поросший дебрями — непроходимыми зарослями. В 1246 году сюда переселился из разорённого татарами Чернигова великий князь Роман Михайлович. При нём в предместье города был основан Свенский монастырь, который действует и поныне. Эта обитель — узнаваемый символ Брянска. Ещё одна брянская достопримечательность — кремль, срубленный на горе над Десной в тринадцатом веке. В Смутное время семнадцатого столетия эта крепость была форпостом противостояния польским захватчикам. Из всех кремлёвских построек до наших дней сохранился только Покровский собор, построенный в 1698 году. В древнем храме совершаются богослужения.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Брянск. Благоверный князь Роман Брянский
В тринадцатом веке Брянском управлял благоверный князь Роман, именуемый Старым. Один из древнейших рукописных документов, Ипатьевская летопись, приводит яркий эпизод из жизни святого. Благоверный князь выдавал замуж дочь Ольгу. Свадебный пир омрачили тревожные вести — литовские войска вторглись в Брянское княжество. Правитель оставил праздничный стол и отправился защищать свою вотчину. Летописец подчеркивает, что Роман «показал мужество своё» и вернулся в Брянск «с победою и честью великою». Ещё один фрагмент жития благоверного князя связан с летописью Свенской иконы Божией Матери. Она хранилась в Киево-Печерской лавре. Роман попросил монахов доставить чудотворный образ из Киева в Брянск, когда ослеп. Правитель пешком отправился навстречу святыне. В десяти верстах от города он принял икону на руки и прозрел. На том месте, где произошло чудо, князь основал Свенский монастырь, действующий в Брянске поныне.
Радио ВЕРА в Брянске можно слушать на частоте 98,2 FM
Степан Писахов. «На Мурмане»
— Спасибо тебе, Андрей, что открыл для меня Архангельск! Какая здесь чудесная рыбалка! А люди какие! А музеи! Взять хотя бы тот, где мы сейчас находимся — «Художественная культура Русского Севера».
— Не название, а песня!
— Да что название, картины удивительные! Как правдиво и бережно они передают здешнюю жизнь. Вчера мы с тобой ловили рыбу и любовались природой под Архангельском, а сегодня видим её отражение в работах художников.
— И какое полотно тебе особенно понравилось?
— Трудно выбрать! Да вот, хотя бы это, посмотри. Холодная гладь воды отражает белёсое небо, корявые кустарники сильными корнями держатся за скалистый берег. В простом пейзаже автор воспел любовь к жизни!
— Он и вправду был жизнелюбом, Степан Григорьевич Писахов. И Север понимал и ценил. Вот только на картине, тебе полюбившейся, не окрестности Архангельска изображены, а берег Баренцева моря — Мурман. Работа так и называется — «На Мурмане». Хотя сам Писахов произнёс бы «На МурмАне».
— Почему?
— Так говорили жители Русского Севера, поморы, в ту пору, когда жил художник. Степан Григорьевич родился в 1879-ом, а умер в 1960-ом году.
— Он здешний?
— Да, коренной архангелогородец. Если найти старую карту города и перечеркнуть её крест-накрест по диагонали, то в самом центре окажется деревянный двухэтажный дом на улице Поморской. Там художник появился на свет и состарился. Это здание, к сожалению, не сохранилось до наших дней. Зато на улице Чумбарова-Лучинского стоит трогательный памятник Писахову.
— Трогательный?
— Да. Я тебе покажу потом, сам убедишься. Приземистая фигура в долгополом плаще. Грива густых волос из-под широкополой шляпы. Лицо, заросшее бородой, кустистые брови. Таким и запомнили жители Архангельска своего замечательного земляка. А ещё все, кто видел Степана Григорьевича, отмечали его умные, весёлые, добрые глаза. Очень его любили в городе.
— За картины?
— Не только. Он был живой легендой, носителем уникальной местной культуры, сказителем.
— А что значит «сказителем»?
— Хорошим рассказчиком, или, на местном наречии — баятелем, бахарем. Умение сказывать издавна ценилось у поморов. Во время рыбного промысла хорошему говоруну полагалась два пайка — один за улов, другой за сказывание. А Писахов ещё и записывал поморские были и небылицы от лица персонажа Сени Малины. По этим сказам потом мультфильмы сняли. Может, помнишь, «Смех и горе у Бела моря»?
— Как не помнить! Там Евгений Леонов главного героя озвучивает! Где же Писахов научился так сочинять — колоритно, живо?
— Жизнь научила. Он окончил художественное училище в Санкт-Петербурге, стажировался в Италии, во Франции. Там, вдали от родины, понял, что жить не может без Севера. Вернулся и исколесил Арктику, исходил реки Печору, Пинегу, Онегу, Мезень. Тогда и освоил старинные обычаи, перенял особый говор. Именно в этот период было создано полотно «На Мурмане».
— Чувствуется, что его написал человек бывалый и горячо любящий Русский Север.
— Это правда! Степан Писахов вложил в эту работу всю свою нежность к родному краю. Река, небо и камни на картине светятся серебром, колючие ветви кустарника
Картину Степана Писахова «На Мурмане» можно увидеть в Архангельском Государственном музее «Художественная культура Русского Севера»
Все выпуски программы: Краски России