Когда в России появились дороги между населёнными пунктами? Однозначно ответить на этот вопрос историки не берутся. Очевидно, что это произошло позже, чем в Европе, которой грунтовые или мощёные междугородние пути достались в наследство от древних римлян. На Руси же долгое время функцию дорог выполняли реки. Речные пути связывали между собой крупные города и открывали жителям древнерусского государства выход в заморские страны. Достаточно вспомнить знаменитый водный торговый путь «из варяг в греки», который простирался от скандинавских земель до Византии.
Что же касается сухопутных дорог, то первые документальные сведения о них содержатся в «Повести временных лет» и относятся к периоду с 908-го по 1015-й год. Летописец сообщает, что в эти годы великий князь Владимир Святославич призвал своих подданных «требить — то есть, расчищать — пути и мостить мосты». Археологам удалось найти подтверждение этой информации — при раскопках в Киеве были обнаружены расписки за оплату строителям дорог. Как ни парадоксально, большую роль в развитии дорожного сообщения на Руси сыграли татаро-монголы. За двести с лишним лет ига захватчики-кочевники проложили множество сухопутных маршрутов. И даже сздали на них своего рода станционную сеть — на дорогах появились особые места, где можно было остановиться на отдых, сменить лошадей, передать или получить письма. Такие остановки назывались «ямы» — от тюркского слова «дзям», что означает «дорога».
Система ямов прижилась на Руси и после свержения татаро-монгольского ига. К концу 1516 года на дорогах Государства Российского насчитывалось около трёхсот ямских дворов, как стали называть эти дорожные станции. Тогда же возник и Ямской приказ — орган государственного контроля над дорожным и почтовым сообщением. А в XVII-м веке на дорогах появились верстовые столбы. Они отмечали расстояние, которое предстояло проделать путнику до ближайшего ямского двора или населённого пункта. Первые каменные верстовые столбы по указу царя Алексея Михайловича были установлены на дороге между Москвой и летней резиденцией государя в Коломенском. Столбы были очень длинными — четырёхметровыми. Отсюда и появился фразеологизм «коломенская верста» — так по сей день иногда называют очень высоких и худых людей. Задолго до появления верстовых столбов вехами на дорогах России служили поклонные кресты.
В царствование Петра Первого грунтовая дорога связала Москву с новой столицей, Санкт-Петербургом. Появился Сибирский тракт. Он проходил из Москвы через Муром, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Томск, Иркутск, Нерчинск. А российским правителем, который ввёл официальные государственные стандарты дорожного строительства, стал император Александр Первый. При нём появились такие понятия, как «проезжая часть» и «тротуар». Тогда же вдоль дорог начали высаживать деревья и цветы как элемент благоустройства.
Сегодня скоростные трассы протянулись от Москвы до Владивостока. Дороги — давно уже не одна из «русских бед». Они делают функционирование государства более эффективным, а жизнь людей — комфортной.
Все выпуски программы Открываем историю
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица
«Детям о вере». Иеромонах Макарий (Маркиш)
У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили о том, как передать детям уважение к вере и христианским ценностям.