Как часто, казалось бы, простой обмен мнениями вдруг перерастает в спор? Пять минут назад вы были полны спокойствия и мудрости — а теперь эмоционально дискутируете и совсем не слышите собеседника. Давайте разберемся, почему так происходит.
Есть одно известное латинское изречение: «discussio mater veritas est» — а в переводе оно звучит как «В споре рождается истина». Древние Римляне приписывали данное высказывание философу Сократу, однако в оригинале античный мудрец говорил совсем другое. Ведь что получилось: сказал великий мудрец на греческом, затем его слова перевели на латынь, а уж потом — на другие языки. Поэтому смысл высказывания исказился. Если точно переводить слово «discussio», то это не спор, а исследование, разбор, обсуждение. Дословный перевод изречения Сократа выглядит так: «В обсуждении рождается истина». Или даже так: «В диалоге рождается истина». Согласитесь, что слово «спор» в русском языке имеет немного другой оттенок значения.
Родственниками русского слова «спор» являются церковно-славянское «пьря» (отсюда в нашем языке «прения»). А также однокоренные «отпор, упор, препираться». А синонимом является слово «полемика», произошедшее от греческого «столкновение, бой». Вот мы и увидели, что в самом слове «СПОР» скрыта конфликтность. Не очень подходит для рождения истины.
Поэтому предлагаю вернуться к изначальному смыслу всем известной фразы: в обсуждении рождается истина. Ведь важны обмен мнениями и попытка прийти к согласию. Апостол Павел говорил: «Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные».
А у меня есть пара приемов для тех, кто любит дискутировать. Первое. Признавайте правоту собеседника там, где это возможно. И второе: не противопоставляйте, а дополняйте, например: «Да, интересная мысль. Кстати, что ты думаешь о том-то.. » Или: «Продолжая твою мысль, хочу напомнить...»
Для рождения истины нужен не спор, а умение вести беседу и взаимное уважение.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
9 ноября. О положении христиан в эпоху правления императора Тита Флавия
Сегодня 9 ноября. В этот день в 39 году от Рождества Христова родился римский император Тит Флавий Веспасиан.
О положении христиан в эпоху его правления, — протоиерей Максим Горожанкин.
9 ноября. О борьбе с фашизмом
Сегодня 9 ноября. Международный день борьбы против фашизма, расизма и антисемитизма.
О борьбе с фашизмом, — Святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла
2 Кор., 168 зач., I, 8-11.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Есть в жизни такие ситуации, в которых по доброй воле не хочет оказаться ни один человек. Это те ситуации, в которых от нас перестаёт что-либо зависеть. Апостолы Христовы во время своего миссионерского служения неоднократно оказывались в тюрьмах, иногда над ними нависала опасность казни, и от них уже ничего не зависело, ведь решение принимали не они. Доводилось апостолам подвергаться и нападению разъярённой толпы, и тогда от них тоже переставало что-либо зависеть. К таким ситуациям можно относиться по-разному, кого-то они могут сломать, ну а апостолы находили в них путь к укреплению веры во Христа. Об этом мы можем прочитать в 1-й главе Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 1.
8 Ибо мы не хотим оставить вас, братия, в неведении о скорби нашей, бывшей с нами в Асии, потому что мы отягчены были чрезмерно и сверх силы, так что не надеялись остаться в живых.
9 Но сами в себе имели приговор к смерти, для того, чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых,
10 Который и избавил нас от столь близкой смерти, и избавляет, и на Которого надеемся, что и еще избавит,
11 при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас.
В начале только что прозвучавшего отрывка апостольского Послания к Коринфянам Павел упомянул некую скорбь, бывшую в Асии. Чаще всего исследователи видят в этих словах отсылку к событиям, которые были описаны апостолом Лукой в 19-й книге Деяний святых апостолов, там содержится рассказ о восстании ремесленника Димитрия, причиной восстания послужила апостольская проповедь против языческих заблуждений и поклонения статуям богини Артемиды. Уход людей от поклонения Артемиде лишил бы Димитрия и его коллег заработка, а потому они устроили мятеж, который явился совершенной неожиданностью для апостолов. Судя по всему, опасность была чрезвычайно велика, каковой она бывает во время разгула народной стихии.
Результатом пережитого опыта стало то, что апостол Павел выразил в услышанном нами отрывке: апостолы оставили какую-либо надежду на самих себя, вместо этого они всецело перешли к надежде на Бога, «воскрешающего мёртвых».
Кому-то может показаться, что такая позиция — надежда на Бога — это удел слабых людей, тех, кто отказался от ответственности за свою жизнь. Такое мнение было бы справедливо в том случае, если бы апостолы после случившегося с ними прекратили свою миссионерскую деятельность, и не стали бы подвергать себя риску в дальнейшем. Они же, как мы знаем, поступили иначе: они, научившись надежде лишь на Бога, укрепились в выбранном ими пути, и свою миссию апостолы не только не прекратили, напротив, они её усилили. Надежда на Бога предполагает, что тот, кто ее обрёл, начинает поступать так, как того требует Бог, и такой человек не станет уклоняться от исполнения воли Бога. Надежда на Бога напрямую связана с мужеством, верой и любовью, они являются её предшественниками, и они же — следствиями.
Если мы посмотрим на жизнь апостолов чуть шире, то мы увидим, что в их жизни не было тех моментов, в которые их вера бы пошатнулась. Гонения, избиения, взятия под стражу, постоянное полунищенское существование, предательство и непонимание — всё это не лишило апостолов веры, они не начали сомневаться во Христе, напротив, все эти злоключения лишь укрепили их веру. Апостолы удивительным и для многих наших современников непостижимым образом умели во всём — и в добром, и в трагическом — ощущать всесильную руку Божию, они умели любое вторжение Бога в жизнь человека обращать на пользу своим душам и видеть в проявлениях присутствия Божия в этом мире путь, ведущий ко спасению.
Это очень полезный навык, ведь тот, кто сумеет его обрести, уже никогда не станет смущаться от неизбежно происходящих в нашей жизни печальных событий, такой человек будет пребывать с Богом в любой, даже самой страшной, ситуации. Давайте помолимся святым Христовым апостолам, чтобы они исходатайствовали у Бога для нас эту способность!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов