Купечество занимает в истории нашего города особое место. Именно это славное сословие подарило Самаре сотни архитектурных шедевров – деревянные узорные терема, роскошные каменные палаты, величественные храмы. Но что еще ценнее – купцы умели доверять, жертвовать и помогать. Они создали в городе особую культуру, в которой честное слово значило больше, чем любая заверенная расписка. Одним из самых достойных носителей этой культуры был городской голова Петр Семенович Субботин.
Родоначальник самарского купеческого клана Субботиных, Семен Устинович, был родом, предположительно, с верховий Волги. Он смог нажить состояние, которое позволило в дальнейшем его сыну Петру и внуку Андрею основать свое предприятие – торговый дом, который так и назывался – «Семёна Субботина сын и внук». Занималась эта организация в основном, хлебной торговлей и мукомольным производством.
Главенствующая роль по старшинству и по складу характера принадлежала Петру Семеновичу Субботину. Дела долгое время шли замечательно. К середине восьмидесятых годов девятнадцатого века Субботины были совладельцами двух паровых мельниц и Жигулевского пивоваренного завода, в их собственности было восемьдесят хлебных амбаров, сорок барж и пять пароходов, один из которых назывался «Петя». Авторитет Петра Семеновича в России был так велик, что сам министр финансов приглашал его на заседание Государственного совета в качестве эксперта. В родном городе его знали как человека исключительно честного и порядочного. Самарцы не раз избирали Субботина гласным Городской думы – то есть, ее членом с правом решающего голоса, а затем и городским головой.
Такое отношение к себе Петр Семенович стяжал не только благодаря своим деловым качествам. Не менее он известен как один из самых щедрых самарских благотворителей. На его средства обучались тридцать малоимущих воспитанниц женского училища, он был одним из трех меценатов, чьими усилиями открылся приют для детей, осиротевших после русско-турецкой войны. Субботин много лет содержал хор архиерейского собора. А уж беднякам, оставшимся ни с чем после пожаров, обрушившихся на Самару в конце века, он и вовсе помогал без счета.
Позднее, когда Петр Семенович уже потерял свое состояние, «Самарская газета» писала: «…такие люди, как Субботин, не могут жить только собственным благополучием. Он никогда не делал доброго дела наполовину; он если уж жертвовал, то жертвовал в полном смысле этого слова – безвозвратно, особенно во время народных бедствий. В такое время каждый бедный самарец смотрел на Петра Семеновича, как на спасательный круг». Вот такая память о человеке, наверное, важнее, чем память о том, каким количеством денег он обладал.
Туринская плащаница — общая святыня для всех христиан
Крестовые походы оказали огромное влияние на историю Западной Европы. Не только потому, что, благодаря им в европейской культуре сформировалась рыцарская культура, но еще и потому, что в результате крестовых походов на западе оказалось огромное количество православных святынь. Перевоз реликвий из Константинополя состоялся после 1204 года, когда крестоносцы вместо того, чтобы отправиться в Египет и сражаться там с войсками султана Салах ад-Дина, захватили столицу Византии.
Власть крестоносцев в Константинополе продлилась немногим более 60 лет, за это время рыцари перевезли на запад почти все святыни православных греков. Византией этот факт был воспринят как безусловная трагедия, но не зря говорится в пословице, все что Бог ни делает, все к лучшему. Если бы крестоносцы не вывезли из Византии ее святыни, они бы оказались уничтоженными турецкими солдатами после взятия Константинополя Мехмедом Завоевателем в 1453 году. Среди многочисленных православных святынь, оказавшихся на западе, была и Туринская плащаница. Так принято называть кусок полотна 4,36 м в длину и 1,1 м в ширину. Перед погребением в него было завернуто Тело Иисуса Христа. А после воскресения Спасителя из мертвых на полотне запечатлелся Его образ.
О Туринской плащанице писали еще византийские историки, свидетельствовавшие, что в Константинополе хранился нерукотворное изображение Иисуса Христа. И сегодня при взгляде на Туринскую плащаницу можно увидеть на ней сразу два образа Спасителя, расположенные симметрично друг к другу голова к голове. Так получилось из-за того, что половина ткани находилась в момент воскресения под спиной Христа, а другой половиной он был накрыт сверху. Поэтому одна часть Плащаницы имеет образ мужчины со сложенными впереди руками и ровно лежащими ногами; на другой половине мы видим то же тело, но со спины. Изображение на Плащанице неяркое, но достаточно детальное: невооруженным взглядом можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы. Изображение, имеющееся на Туринской плащанице выполнено не красками. Христиане верят, что образ Спасителя запечатлелся на ткани в момент Его воскресения из мертвых.
Уже несколько веков Плащаница хранится в католическом соборе итальянского города Турин. В целях безопасности ее разместили в особом защищенном ларце, подвешенном под куполом храма. В настоящее время Туринская плащаница достается из своего хранилища примерно раз в десять лет. И каждый раз поклониться святыне приезжают сотни тысяч людей со всех концов мира. Плащаница размещается в развернутом виде в особом прозрачном саркофаге из закаленного стекла.
Последний раз Туринская плащаница была выставлена для всеобщего обозрения в 2010 году, и тогда же Католическая церковь впервые разрешила православным совершить перед Плащаницей собственное богослужение. 17 мая 2010 года несколько православных епископов во главе с митрополитом Иларионом (Алфеевым) отслужили в Туринском соборе вечернее богослужение, на котором присутствовало несколько сотен православных паломников.
Все выпуски программы Вселенная православия
«Белочка»
Как прекрасно утро в парке! С семьёй мы неспешно идём по аллее, вдоль которой растут ели и сосны. Семилетняя дочь Даша внимательно смотрит по сторонам, окидывает взглядом землю и деревья. Дочке очень хочется увидеть белок, они здесь живут и частенько выбегают к людям. В кармане у Даши лежат грецкие орехи — зверьки любят это угощение.
«Мама, ну где же белочки?» — нетерпеливо спрашивает она у меня. «А ты прочитай отрывок из стихотворения, которое мы вчера повторяли, — советую я, — глядишь белка и прибежит». Даша улыбается и начинает декламировать строчки из известной сказки.
Ель в лесу, под елью белка,
Белка песенки поёт
И орешки всё грызет.
В завершение дочка стала стучать друг о друга двумя орехами. И вскоре мы замечаем, как к нам короткими перебежками скачет рыжая белка с роскошным пушистым хвостом. Она подбегает к Даше, осторожно берёт один орех и мчится обратно в свой домик.
«Белочка побежала бельчат кормить!» — радостно кричит Даша. Для неё встреча со зверьком — это хорошая иллюстрация к сказке Пушкина, которую она очень любит. А для нас большое счастье видеть, как растёт наша дочь.
3 мая. О наследии Святителя Николая Сербского
Сегодня 3 мая. Память Святителя Николая Сербского.
О его наследии, — протоиерей Игорь Филяновский.