
Вера и неверие — что это такое? Где начинается одно и заканчивается другое? Каковы их главные проявления? Каковы признаки верующего и неверующего человека? Свой ответ на эти вопросы предлагает 13-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Однажды с Давидом, автором тех строк, которые мы только что услышали, случилась одна история. Для него это были очень тяжёлые времена. Его преследовали слуги царя Саула, который завидовал Давиду и хотел его убить. Со своими людьми псалмопевец был вынужден скрываться в пустыне в районе горы Кармил. Этими землями владел человек по имени Навал. У него были огромные стада. Давид жил рядом с пастбищами, где они паслись, и по своей доброй воле помогал пастухам Навала, обеспечивал им защиту.
Однажды у Давида и его людей начало заканчиваться продовольствие. И он послал гонцов к Навалу с просьбой поддержать его в трудную минуту, напоминая между прочим и о той поддержке, которую он оказывал его пастухам. Навал в грубой и резкой форме отказал посланцам. При этом он оскорбил и самого Давида. Назвал его рабом, который бегает от своего господина. Давида это возмутило до глубины души. Он взял 400 воинов и немедленно вышел отомстить за обиду. Если бы не мудрая жена Навала, которая смогла смягчить гнев будущего царя, землевладелец лишился бы жизни в этот день.
Примечательно то, что имя Навал с еврейского языка переводится как «безумец». Именно это слово использует псалмопевец в первой строке прозвучавшего псалма. «Сказал безумец в сердце своём: „нет Бога“». И история, произошедшая с Навалом, прекрасно иллюстрирует, как это понимать. Безумие Навала не в том, что он слабоумен. Он был зажиточным человеком, олигархом. Среди таких людей нет слабых умом. Его безумие в том, что он в сердце своём говорил, что Бога нет. Заметим, не умом говорил, не словами. В этом смысле Навал был религиозным человеком. Он принадлежал к ветхозаветной Церкви. То есть был верующим, как и все евреи в те далёкие времена. Но его образ жизни, его отношения к людям, его поступки словно кричали: «нет никакого Бога. А если и есть, то Он и Его законы не имеют для меня никакого значения. Я сам бог и могу вести себя с людьми так, как посчитаю нужным». Поэтому его слуги говорят: «он человек злой, нельзя говорить с ним». Одним словом, Навал называл себя верующим, но жил так, будто Бога нет. Он был бесчеловечен и бессердечен в личных отношениях.
Для нас это важный урок. Мы привыкли называть неверующими тех, кто не разделяет наши религиозные убеждения. А чаще тех, кто отрицает существование Бога. И, безусловно, так оно и есть. Эти люди сами называют себя атеистами, в лучшем случае агностиками. Но это неверие не всегда так ужасно, как звучит. Ведь бывает, что на деле такой атеист или иноверец оказывается человеком с широкой душой. И своими поступками свидетельствует о том, что Бог говорит с ним через его сердце. Хоть ум по каким-то скрытым от нас причинам ещё сопротивляется принять истины религии.
Куда серьёзней ситуация, когда, называя себя религиозным человеком, соглашаясь с догматами веры, исполняя ритуальные предписания, я сердцем своим отрицаю существование Творца. Живу так, будто Его нет. Или же Он очень далеко. Я не осознаю Его присутствия в моей жизни прямо сейчас. В первую очередь это безумие сказывается на моём отношении к людям. Я живу так, будто весь мир должен вращаться вокруг меня. Бывает легче атеисту найти Бога, чем такому безумцу вновь проснуться к духовной жизни.
Не будем забывать об этой опасности. Постараемся всматриваться в своё сердце. Ежедневно проверять его состояние, сверяя с теми заповедями, которые Господь дал нам в Своём Евангелии. Чтобы даже если наш ум не так изощрён в знании догматов религии, в сердце своём мы твёрдо знали, что Бог есть, знали, Кто Он такой для нас и как Он действует в нашей жизни.
Псалом 13. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 13. (Церковно-славянский перевод)
Вещи Говорят. Анна Леонтьева

После того, как мамочка отошла ко Господу, тихо и очень внезапно, я долго не могла заставить себя разобрать ее вещи. Было слишком остро. Как говорит моя подруга, родители всегда уходят неожиданно, в каком бы возрасте они ни были.
Но вот прошло несколько лет, и мне пришлось разбирать мамины коробки. Это было такое открытие! ТАКОЙ мамы я не знала. Я и представить себе не могла, как мамочка любила красиво одеваться! Огромные коробы, наполненные прекрасными вещами, которые они покупали с отчимом во время путешествий. Отчим — ученый, его приглашали работать во Францию, Италию, Германию и во много-много стран. Оттуда мамочка привозила не только одежду, но и изящнейшие сувениры.
Я перебирала все это, и как будто отмотала много десятилетий назад — увидела маму в юности: бедность, советский «дефицит», много работы и невозможность красиво одеться. И когда такая возможность появилась — мамочка компенсировала все эти бедно одетые годы. Я с радостью рассматривала эти вещи, а еще — вазочки, чашечки, кофточки, я как будто знакомилась со своей мамой заново! Я видела в ней девочку, которой недодарили подарков, и как по-детски было везти эти штучки так издалека. И как хотелось свить уютнейшее гнездышко, хотя бы уже совсем как говорят «во второй половине жизни»!
А потом подобное озарение-увидение посетило меня, когда дочь переезжала, и я помогала разбирать ее вещи. Вернее, дочь перевезла вещи на новое место и вынуждена была отъехать, а я решила помочь ей разобрать. Сколько чувств я испытала, просто раскладывая одежку по полкам... Вот друзья дарят ей боа, туфли с серебряными застежками на высоченных каблуках, плащи с немыслимыми причудливыми крыльями... и вижу мою девочку, уже конечно взрослую, но еще такую юную. Эти образы, которые ей предлагали, и которые она примеряла — очень светских, томных дам. И она пробовала, она меряла на себя эти обличья, может быть ей иногда и хотелось быть именно такой — светской дамой на балу современности. Но никто не отменял ее настоящего образа, того, который ей идет: художницу в простом платье или джинсах и кедах, свободную девушку, перепачканную красками, смешливую, не томную, пытающуюся из джунглей своих идей и фантазии отловить ТО САМОЕ — что о ней было задумано.
Кончиками пальцев, раскладывая такие разные вещички, я чувствовала эту борьбу дочери за саму себя, за попытку отловить и увидеть эту саму себя, не растерять, не растеряться. Кончики пальцев моих горели. Как сложно молодым! Как сложно пожилым! Как сложно нам понять и тех, и других. Наши пожилые дорогие родители — как много мы о них не знаем! Наши любимейшие дети, раздражающие нас своими «духовными и творческими поисками», нелепыми поступками и мыслями — как много мы не ведаем их метаний и болей!
Недаром Господь дал мне такой чувствительный опыт, так материально почувствовать своих близких — на кончиках пальцев.
Автор: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Частное мнение
«Старая слива»

Фото: Marta Filipczyk /Unsplash
У нас на даче небывалый урожай. Третий день собираем сливу. Жена уже и варенья наварила, и компота наделала, и пирогов напекла — а слива всё не кончается. Сегодня обрываем с большого старого дерева. Оно растёт у самого забора. Я — на лестнице; наполняю плодами ведёрко и опускаю на верёвке вниз. Жена пересыпает сливы в большой таз.
С высоты хорошо видно узкую дачную улочку. Вот старушка идёт. Незнакомая. Останавливается возле нашего дома и долго смотрит.
— Здравствуйте! — говорю я ей с лестницы. — А вы к кому?
Она спохватывается, смущённо улыбается.
— Уж простите, что засмотрелась, — отвечает. — Тут ведь когда-то наша дача была. А сливу эту мы вместе с мамой сажали. Вон как разрослась! Детство моё здесь прошло. Вспомнилось вот вчера, а сегодня с утра думаю: съезжу, погляжу хоть одним глазком — может, в последний уж раз. Вы не сердитесь...
А я и не думал сердиться! Быстро спускаюсь вниз, открываю калитку. Мы с женой приглашаем женщину зайти. Она несмело ступает в сад. Подходит к старой сливе, гладит морщинистой рукой тяжёлые ветки. Глаза её лучатся счастьем. Мы стоим в сторонке и не мешаем ей вспоминать. Потом зовём гостью на веранду, пить чай с пирогами. Мы слушаем её рассказы о детстве, а старая слива тихо качает ветвями, как будто радуется, что мы собрались здесь все вместе.
Текст Анны Покровской читает Карэн Бадалов.
Все выпуски программы Утро в прозе
22 февраля. О сборнике святителя Димитрия Ростовского «Жития святых»

Сегодня 22 февраля. В этот день в 1705 году святитель Димитрий Ростовский закончил работу над «Житиями святых».
Об этом сборнике, содержащем 664 жизнеописания — протоиерей Максим Горожанкин.
Святитель Димитрий Ростовский предпринимает огромные усилия по составлению полного житийного свода. Надо сказать, что и до него такие попытки были, но ни одна из этих попыток не была завершена. И вот святитель Димитрий еще в сане иеромонаха приезжает в Москву и берет благословение у святейшего Патриарха Иоакима на это дело. Также он встречается с царем Петром. И обнадеженный, и царем, и с благословения Патриарха, он начинает трудиться. И трудиться он будет всю свою жизнь.
Мы сегодня говорим об окончании той работы, которая была издана, но святитель Димитрий до конца своих дней продолжает перерабатывать «Жития», и он готовил второе исправленное издание. Но смерть помешала ему осуществить задуманное.
«Жития святых» святителя Димитрия Ростовского были самой читаемой книгой в России. На русский язык жития переводит великий русский историк Василий Осипович Ключевский. И после Евангелия «Жития святых» были самой любимой книгой. И трудно переоценить то воспитательное значение, которое «Жития» святителя Димитрия оказали на наш народ.
Святителю Отче Димитрие, моли Бога о нас.
Все выпуски программы Актуальная тема