![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/02/ZhKS_16h9_1280Ch720.jpg)
Друзья и знакомые протоиерея Олега Артёмова в один голос говорят: про жизнь батюшки можно было бы снять остросюжетный кинофильм! Отец Олег бороздил моря — совершил кругосветное плавание, погружался под воду. Побывал в «горячих точках» — ещё до принятия сана участвовал в Чеченской кампании. В феврале 2022-го отправился в зону проведения специальной военной операции. И самоотверженно, героически, до конца исполнил свой долг перед Богом, людьми и Отечеством.
Батюшка родился на Ставрополье. Одно из первых воспоминаний детства — бескрайние поля, уходящие за горизонт. Мальчишкой Олег помогал бабушке пасти колхозных овец, мечтал стать трактористом и хлеборобом. Но после школы поступил в Астраханское мореходное училище. Получил звание мичмана и отправился на службу во Владивосток. Тогда с Олегом Артёмовым и произошёл случай, который впервые заставил его задуматься о том, что существует Бог. Однажды корабль, которым командовал мичман Артёмов, попал в сильный шторм. Вода залила носовой отсек до критической отметки, судно дало крен и начало погружаться в воду. Ситуация была отчаянная. Оставалось лишь молиться. И вдруг судно выровнялось! На корме находились несколько торпед — они дали противовес, и корабль не затонул. Отец Олег часто рассказывал об этом случае и называл его чудом, которое пробудило в его душе веру.
В 1984-м Артёмов демобилизовался и вернулся на родину, в Ставрополье. Записался в казачье общество — казаками были когда-то его дед и прадед. Папаху и бурку носил не для красоты — когда началась первая Чеченская кампания, Олег Артёмов в составе Терского казачьего войска отправился помогать нашим солдатам на Кавказе. Участвовал он и во Второй Чеченской. Батюшка мало рассказывал об этом периоде своей жизни. Однако, отправившись в Чечню рядовым казаком, вернулся оттуда Артёмов кошевым атаманом. А значит, служил верой и правдой. Дома Олега ждал сюрприз: совет атаманов решил, что у войска должен быть свой священник. И единогласно одобрил кандидатуру Артёмова. Мужчина поначалу растерялся. Почему именно он? Церковным человеком на тот момент Олег назвать себя не мог. Но подумал: видно, так угодно Богу. И согласился.
11 лет отец Олег прослужил настоятелем храма преподобного Сергия Радонежского в посёлке Комсомолец под Ставрополем. А в 2010-м, неожиданно для самого себя, вернулся в море. По благословению протоиерея Димитрия Смирнова, тогда — председателя Синодального отдела по взаимодействию с вооружёнными силами, отец Олег Артёмов был назначен военным священником на Тихоокеанский флот, в 25-ю дивизию атомных подводных лодок стратегического назначения. Вместе с моряками батюшка совершил 15 длительных выходов в море. Матросы и командование говорили, что присутствие батюшки поднимало дух и ободряло их в непростых условиях субмарины.
В 2014 году отца Олега Артёмова назначили корабельным священником на научно-исследовательское судно «Адмирал Владимирский». Корабль отправлялся, ни много ни мало, в кругосветное путешествие. Посетив 12 африканских стран, «Адмирал Владимирский» взял курс на Антарктику. Во время пути в маленьком корабельном храме отец Олег крестил нескольких членов экипажа. А однажды прямо посреди Индийского океана сломался один из охлаждающих насосов двигателя. Батюшка, корабельный механик по образованию, за 15 минут починил вышедшую из строя деталь.
В ноябре 2021 года протоиерей Олег Артёмов вернулся на сушу. А уже в феврале следующего года отправился полковым священником в зону боевых действий специальной военной операции. О том, что батюшка на фронте, знали только его родные и самые близкие люди. Те, с кем плечом к плечу отец Олег переживал обстрелы, рассказывали, что батюшка вселял в них веру, утешал, воодушевлял. «Мы пришли не на месть, а на защиту своего Отечества», — говорил он. 24 марта 2022 года неприятель обстрелял подразделение ПВО в приграничном белгородском селе Журавлёвка. Там находился и отец Олег — приехал исповедовать и причастить бойцов. Под вражеским огнём батюшка погиб, исполняя свой пастырский долг. Указом Президента Российской Федерации военный священник Олег Артёмов посмертно был награждён Орденом Мужества. «Всё, что Господь даёт, — к лучшему», — говорил отец Олег. По этой простой формуле он и жил.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«В Рождестве девство сохранила еси...» (тропарь Успения)
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/06/religion-church-cross-material-jewellery-catholic-386463-pxhere.com_.jpg)
Фото: PxHere
О празднике Успения Пресвятой Богородицы мне рассказала мама, когда мне было лет восемь. Она сказала, что после того, как Сын Божий, Иисус Христос, вознёсся на небо, Его Пречистая Мать, Дева Мария, долго молилась. Она просила Господа скорее взять Её к Себе на небо. Однажды во время молитвы перед Богородицей предстал Архангел Гавриил и сказал, что через три дня Она отойдёт к Богу. Так и случилось. Мама объяснила мне, что слово «успение» произошло от слова «спать» или «уснуть» и праздник называется так потому, что Богородица будто бы уснула, что смерть её была лёгкой. И что в момент кончины её окружали ближайшие ученики Христа, апостолы.
28 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, в храмах поют тропарь, или прославляющее песнопение, посвящённое Празднику. Звучит тропарь так: «При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши». Вот как это песнопение звучит по-церковнославянски: «В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́, / во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице: / преста́вилася еси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́, / и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша».
Давайте послушаем тропарь Успения Богородицы в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Помню, что в конце нашего разговора о празднике Успения Богородицы мама добавила:
— Дал бы Господь и нам так же мирно скончаться — спокойно уснуть среди самых близких людей...
— Мамочка, ну что ты! Мы никогда не умрём! Мы будем жить вечно! — ответила я.
— Да, именно так — вечно. Потому что смерти нет. Ведь Христос воскрес! — сказала мама. И после её слов на душе стало легко-легко и радостно.
Давайте ещё раз вместе послушаем тропарь праздника Успения Пресвятой Богородицы в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Григорий Косагов. Забытый генерал Второй Русско-Турецкой войны
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/06/landscape-tree-nature-grass-horizon-cloud-970519-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: Piqsels
В 1672 году Русское Царство объявило османской Империи войну. Мера эта была вынужденной и крайне необходимой. Турки активно вмешивались во внешнюю и внутреннюю политику Москвы. Султан Мехмед IV начал военные действия на землях Правобережной Украины. Часть этой территории перешла под контроль османов, а гетман Запорожского войска Пётр Дорошенко присягнул на верность турецкому султану. Следующим шагом должно было стать вторжение турок на Левобережную Украину, которая являлась частью Русского Царства. Царь Алексей Михайлович решил не ждать, когда это произойдёт, а действовать на предупреждение. Эти события вошли в историю как Вторая Русско-Турецкая война. Союзников среди других стран в этой войне у России не оказалось. И всё же государю было на кого опереться. Преданные и отважные военачальники рвались в бой на защиту русской земли. Среди них — дворянин, генерал Григорий Иванович Косагов.
Он возглавил авангард русского войска при штурме турецкой крепости Азов. Фактически, тогда его отряд по воле обстоятельств оказался у стен этой османской цитадели один, без подкрепления. Но даже при таком неблагоприятном раскладе бойцам под командованием Косагова удалось установить морскую блокаду крепости. Военное противостояние России и Турции на время ослабло, но не прекратилось. А в 1676 году начался новый этап войны — Чигиринские походы. Турки и воевавшие на их стороне кры́мские татары завладели крепостью Чигирин на Украине, близ Черкасс. Это давало им потенциальную возможность в дальнейшем продвинуться дальше, вглубь России. Григорий Косагов с несколькими отрядами ратников и казаков переправился через Днепр под стены Чигирина. 28 августа 1677-го года он храбро вступил в бой с численно превосходящим противником. Уже на другой день, 29 августа, турки отступили из-под Чигирина. Отступление это больше напоминало бегство: противник оставил под стенами крепости свою осадную артиллерию и обоз. «Знатную одержав победу над неприятелем, многих побили, гоня их на 5 верст от Днепра», — так докладывал в письме к царю о самоотверженных действиях Косагова воевода Фёдор Ромодановский. Именно тогда Григорию Ивановичу было пожаловано воинское звание генерала.
Однако, несмотря на эти успехи, война с турками была далека от завершения. Османская армия, которой командовал великий визирь Ибрагим-паша, носивший красноречивое прозвище «шайтан», имела большие силы и резервы, и смогла одержать ряд побед. Поэтому молодой царь Фёдор Алексеевич, взошедший на престол после кончины своего отца Алексея Михайловича, решил сосредоточиться на строительстве оборонительных сооружений. Возведение новой линии укреплений государь поручил генералу Григорию Косагову. Григорий Иванович лично спланировал маршрут, по которому пройдёт система земляных валов, деревянных стен и крепостей. В результате через Белгородские и Харьковские земли прошла мощная засечная черта. Она получила название Изюмской — по одному из городов, построенных на её протяжении. Общая протяжённость Изюмской черты составила 530 километров. Примечательно, что один из её участков Григорий Косагов возвёл на собственные средства. Вплоть до первой половины XVIII века Изюмская засечная черта обороняла рубежи Русского государства.
В сущности, её возникновение послужило поводом для окончания Второй русско-турецкой войны. Османы поняли, что преодолеть такую оборону им будет не под силу. В январе 1681 года между Москвой и Стамбулом был подписан Бахчисарайский мирный договор. Османская империя признала власть русского царя над Левобережной Украиной. А генерал Григорий Косагов ещё немало послужил Отечеству. Участвовал в Крымских походах 1687 и 89-го годов. Служил комендантом Новобогородицкой крепости на Украине и воеводой в Путивле. «Служилый человек», — так он сам себя называл. И оставался им до конца.
«Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!»
![](https://radiovera.online/wp-content/uploads/2024/06/landscape-horizon-cloud-sky-field-prairie-772388-pxhere.com-1-1.jpg)
Фото: Piqsels
Есть такая известная поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!» Обычно мы произносим эту фразу, когда испытываем разочарование, или если вдруг оказываемся лицом к лицу с какими-нибудь неожиданными и не слишком приятными для нас переменами. Всё дело в том, что поговорка про Юрьев день связана с очень непростой страницей нашей истории: началом крепостного права на Руси.
В 1497 году царь Иван Третий в своём знаменитом Судебнике — своде государственных законов — закрепил за крестьянами так называемый «выход». Раз в год — 26-го ноября, или, по новому стилю, 9-го декабря, и всю неделю после этой даты крестьянин мог свободно оставить землю, на которой жил ранее, и перейти к другому помещику, заплатив «пожилое», то есть деньги за этот переход. 26 ноября Церковь вспоминает освящение киевского храма во имя святого великомученика и Победоносца Георгия, который в XI-м веке построил Ярослав Мудрый. В народе Георгия Победоносца именовали Егорием, или ещё чаще — Юрием. Поэтому и праздник впоследствии получил название Юрьев день. К этому моменту обычно заканчивались полевые работы, хозяева рассчитывались со своими работниками. И те крестьяне, которым по каким-то причинам трудиться у одного помещика не понравилось, переходили к другому по собственному выбору и желанию. Так было вплоть до того момента, когда на право крестьянского выхода в Юрьев день был наложен запрет.
Это случилось не сразу. Предпосылки появились ещё в 1581-м году, когда царь Иван Грозный издал указ о «заповедных летах». В нём оговаривались некоторые отдельные годы, в которые крестьянам не разрешался переход от помещика к помещику. По мнению некоторых учёных, необходимость в таком частичном запрете была тогда чисто технической, и возникла она из-за «Переписи всея Руси» — масштабного учёта государственных земель, который проходил при Иване IV. Полная же отмена крестьянского выхода на Юрьев день произошла позже, однако точную дату этого события историки назвать затрудняются. По мнению историка XVIII века Василия Татищева, крестьянский выход был так или иначе окончательно упразднён во времена правления Бориса Годунова. А советский учёный Руслан Скрынников полагал, что это могло произойти даже немного раньше — при царе Фёдоре Иоанновиче. Другими словами — в конце XVI-го — начале XVII-го столетия. Можно представить, какое разочарование вызвала у крестьян такая перемена в их жизни!
Впрочем, многие крестьяне продолжили переходить к другим хозяевам — правда, теперь они делали это нелегально. Формально такой переход уже считался побегом. В связи с этим с 1597-го года появилось понятие так называемых «урочных лет». «Урочными» считались 5 лет с момента побега или ухода крестьянина, в течение которых его по заявлению помещика разыскивали. Пять лет проходили, и розыск прекращался. Однако в 1649-м году царь Алексей Михайлович издал новое Соборное уложение — своего рода административный и одновременно уголовный кодекс. В нём отменялся срок давности для поиска беглых крестьян. Другими словами, теперь беглецы находились в розыске пожизненно. Таким образом, закон окончательно привязал крестьянина к земле и помещику.
Крепостное право просуществовало в России более двух столетий. Только в 1861 году его отменил своим манифестом император Александр II. Крестьяне получили права независимых сельских обывателей, но главное — личную свободу, дарованную Богом каждому человеку.