Top.Mail.Ru
Москва - 100,9 FM

«Пространство Слова». Священник Захарий Савельев

* Поделиться

о. Захарий Савельев

У нас в гостях был сотрудник издательского совета Русской Православной Церкви, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино священник Захарий Савельев.

Разговор шел о значении книг и чтения для современного человека, а также о первом молодежном фестивале книжной культуры «Пространство Слова».

Ведущий: Марина Борисова


М.Борисова:

— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА.

Здравствуйте, дорогие друзья!

В студии — Марина Борисова, и сегодня этот час «Светлого вечера» с нами проведёт сотрудник Издательского совета Русской Православной Церкви, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино священник Захарий Савельев.

О.Захарий:

— Здравствуйте, дорогие друзья!

М.Борисова:

— Мы пригласили сегодня отца Захария в «Светлый вечер» поговорить об очень интересном начинании — у нас такого ещё не было, это всё вновинку. У нас 27 июля, накануне празднования Дня Крещения Руси, в Парке Культура им. Горького и на площадках Парка Искусств «Музион» будет проходить удивительный Первый молодёжный фестиваль книжной культуры «Пространство слова».

Поскольку отец Захарий является главным руководителем этого начинания, мы от него, как раз, и ждём рассказа, что же это за мероприятие, кто его придумал, каковы его цели, что там будет...

О.Захарий:

— Благодарю Вас, Марина. Ну, наверное, «главный руководитель» — это не совсем так. Скорее, куратор, организатор.

Изначально, идея проведения такого фестиваля зародилась из установки тех целей, которые преследует Издательский совет Русской Православной Церкви.

Не все знают, что Издательский совет Русской Православной Церкви — это не издательство. Нас очень часто путают с Издательством Московской Патриархии.

Издательство Московской Патриархии — оно печатает книги, выпускает, и, в том числе, занимается продажей.

Издательский совет занимается популяризацией культуры чтения, поддержкой писательского сообщества, проведением конкурсных программ, но совершенно не занимается никакими коммерческими предложениями. Если же, иногда, Издательский совет печатает книги, то только для благотворительного распространения.

И, вот, исходя из таких, вот, целей, которые мы преследуем — преследует наше синодальное учреждение, а именно — популяризация культуры чтения в обществе, мы пришли к выводу, что нам необходимо съориентировать свои усилия на большем взаимодействии с молодёжной средой. Из чего, собственно говоря, у нас зародились очень дружеские, партнёрские отношения с Парком Горького.

То есть, опять же... вот, Парк Горького... все представляют, что это только... партер, где, вот, эти красивые ворота... вход на территорию Парка Культуры... На самом деле, Парк Горького — это... такая... уникальная история. Это и «Музион», и сам партер, и Нескучный сад, и даже Воробьёвы горы — то есть, достаточно обширная территория.

Пообщавшись с директором Парка Культуры, мы пришли к такому совместному выводу, что необходимо провести какое-то культурное просветительское мероприятие, и, в течение года — опять же, совместными переговорами, усилиями, диалогом, — мы пришли к выводу, что наиболее удобным форматом для проведения мероприятия может послужить фестиваль. Фестиваль книжной культуры.

«Пространство слова» — это, одновременно, и молодёжное название... одновременно, это и указание на богословское содержание, вероучение Православной Церкви — потому, что Слово — это Вторая Ипостась Святой Троицы. И, одновременно, слово — это синоним писательства, писательского дела. Автор — поэт, прозаик — через слово общается со своим читателем.

И, вот, исходя из таких целей, мы разработали программу фестиваля, который будет вмещать в себя и музыкальную составляющую, и открытие фото-экспозиции, которая тоже популяризирует культуру чтения, и привлечение волонтёров из наших ВУЗов профильных, с которыми Издательский совет ведёт отношения деловые, привлекая будущих писателей — прозаиков, поэтов, журналистов, переводчиков, деятелей культуры — в волонтёрское дело, проводя семинары, просветительские встречи.

Сейчас, вот, совместно с ведущими ВУЗами нашей столицы, мы организовали волонтёрский блок из ребят, которые будут помогать посетителям фестиваля, будут оказывать содействие гостям, выступающим на самом фестивале.

Среди прочей программы, у нас зафиксирована и панельная дискуссия...

М.Борисова:

— Вот, расскажите поподробней, что такое «панельная дискуссия»? Потому, что фестиваль воспринимается, скорее, как некое действо. Когда речь идёт о какой-то дискуссии, скорее, представляют себе семинар, или какую-то конференцию... а здесь, вот, такая странная конструкция получается: вроде, как люди пришли провести время... и вдруг — что-то серьёзное...

О.Захарий:

— Ну, безусловно, фестиваль, наверное, ассоциируется в восприятии с чем-то лёгким...

М.Борисова:

— Конечно.

О.Захарий:

— У нас спланирована и лекционная часть, лекционная программа, но, опять же — мы не собираемся устраивать академического... в полном смысле, академическую дискуссию.

Мы собираемся устроить панельную дискуссию, которая будет совмещать, скорее... безусловно, вещи серьёзные, и, для посетителей Парка Культуры, достаточно интересные — будут и аспекты, и аргументы обсуждаться. Но, в то же время, в рамках всех встреч, у нас планируются лекции разного характера.

У нас будут среди приглашённых гостей и блогеры — такие, как священник Павел Островский, который тоже уже анонсировал своё выступление в рамках нашего фестиваля.

Будут представлены книжные новинки, научно-популярная литература.

Будет представлена и некая драматургическая программа — то есть, студенты актёрских факультетов могут через... такие... мастер-классы показать своё актёрское мастерство — абсолютно для всех желающих.

Будет у нас поэтическая программа, где поэты будут читать свои стихи, свои произведения.

И, в то же время, у нас, в рамках нашего фестиваля, будет встреча с военкором телеканала RT — «RUSSIA TODAY».

То есть, мы представляем слово — публицистическое, писательское, поэтическое — с разных сторон.

И, в рамках панельной дискуссии, опять же, планируется обсуждение тем, которые... не узконаправленных тем, которые понятны только специалистам... планируется обсуждение тех проблем, которые витают в воздухе. То есть, каждый посетитель сможет услышать авторитетное мнение представителя каждой сферы из той культурной среды, которая ему наиболее близка и наиболее доступна. Может быть, в таком формате — в том числе, в панельной дискуссии — посетителю удастся задать свой волнующий вопрос спикеру. Ну, и, в то же время, ознакомиться с книжными новинками, которые будет представлены нашими коллегами из православных издательств, в том числе из издательства «Никея» и издательства «Русский мир».

Программа фестиваля ориентирована на среднестатистического посетителя, но и, в то же время, мы не оставили без внимания книголюбов, которые, всё-таки, сконцентрированы на чём-то серьёзном. Будут встречи с лауреатами Патриаршей литературной премии, которые известны большинству читателей традиционной литературы, популяризирующей нравственные и моральные ценности, которым исконно следует Русская Православная Церковь и традиционные сообщества в нашей стране.

Также у нас будут представлены такие... в любом случае, все лекции будут представлены в достаточно лёгком варианте. То есть, эта встреча ориентирована, в том числе, и на того, кто первый раз, вообще, встретится с книжной культурой в рамках данного фестиваля.

М.Борисова:

— Но... очень интересно, как это можно организовать в таком... ну, как сейчас говорят... пафосном месте, как Парк Горького! Потому, что, обычно, такого рода фестивали — они более камерные, и их проводят где-то... в каком-нибудь усадебном комплексе, за городом, где предполагается, что, если человек приехал с детьми, у него есть возможность с ними просто погулять... есть возможность переместиться от одной группы... там... беседующей на какую-то тему... пройтись по дорожкам усадьбы... переместиться к другой группе, которая, может быть, неожиданно заинтересовала — вот, он услышал, что там идёт разговор, интересный для него, и присоединился к ней... то есть... более камерное общение.

Здесь же — это грандиозная площадка... здесь... в общем, достаточно устоявшийся формат больших мероприятий.

О.Захарий:

— Формат камерных и больших мероприятий определяется, всё-таки, организаторами. И эта идея проведения именно такого формата фестиваля родилась, в том числе, из предложения представителей Парка Культуры — то есть, людей, которые знакомы со своим посетителем, знают, что ему интересно.

Год назад, у нас был опыт в Парке Горького. Мы открыли — 1 августа, как раз, первый наш опыт взаимодействия — мы открыли фотовыставку «Монашество.Тихоокеанский рубеж» Владивостокской епархии. И у нас была в душе, конечно, немножко... тревога — будет ли это интересно посетителям? И цифры оказались достаточно солидные: её увидело 87000 гостей Парка Горького.

В этом году у нас, в рамках Рождественских праздников, Новогодних выходных, также прошёл поэтический вечер — но, правда, уже в закрытых помещениях, которые располагались на территории Парка Культуры.

5 мая, в сам День Светлой Христовой Пасхи, у нас была открыта фотовыставка личного фотографа Его Святейшества — священника Игоря Палкина, и, также, вот, она набрала ещё более колоссальное число просмотров среди посетителей Парка Горького — около 400000 гостей подошли и заинтересовались данной фотоэкспозицией.

Такие цифры — они говорят о том, что сегодня у нас народ ищет новые форматы взаимодействия с Церковью. У нас сегодня... у человека, который посещает большую культурную площадку, вызывают интерес фотографии священнослужителей, монашествующих, или фотографии Его Святейшества.

То есть... такой формат мы продумывали совместно... опять же, повторюсь — мы продумывали его совместно с нашими коллегами. Формат... и лекции... наверное, наоборот, наиболее интересные для молодёжи, которая интересуется книгами, интересуется культурными проектами.

М.Борисова:

— Напоминаю нашим радиослушателям — сегодня священник Захарий Савельев, сотрудник Издательского совета РПЦ, проводит с нами этот светлый вечер, и рассказывает нам о предстоящем 27-28 июля в Москве, на территории Парка Культуры им. Горького, молодёжном книжном фестивале «Пространство слова».

О.Захарий:

— Возвращаясь к нашему вопросу...

М.Борисова:

— Да...

О.Захарий:

— Когда мы озвучивали такое предложение нашим ВУЗам, с которыми мы работаем, среди как преподавательского состава, так и студенческого... предложение... в летний период, когда у всех, вроде бы, даже каникулы и отпуска, поучаствовать в таком, вот, мероприятии — всегда вызывало только положительную реакцию и большое желание принять в нём участие.

Поэтому... ну... в любом случае... действительно, первый раз мы проводим такой формат — формат лекции. На самом деле, это очень миссионерский проект. Потому, что, вот, в такой фестивальной программе у нас принимают участие и священнослужители, и блогеры, и писатели, и представители академического сообщества, студенты у нас принимают участие, как волонтёры... то есть, сегодня Русская Православная Церковь в данном, таком вот, формате, в данном мероприятии показывает современному человеку ту работу просветительскую, которую мы проводим, а, самое главное, показывает площадку диалога.

М.Борисова:

— Так, вот... площадка диалога — кого с кем? Читателя с писателем?...

О.Захарий:

— Читателя с писателем...

М.Борисова:

— ... писателя с издателем?

О.Захарий:

— писателя... наверное, площадка диалога священника, писателя и читателя.

М.Борисова:

— Но, тут...

О.Захарий:

— Но, в том числе, и издателя, который тоже заинтересован в том, чтобы его литературу читали.

М.Борисова:

— Тут... что касается издателя... вопрос остаётся. Потому, что, последнее время, по-видимому, следя за модой и за более или менее популярными направлениями художественно выраженного слова, издательства часто используют такой приём, когда автор — не пишет книгу.

Он просто наговаривает какое-то количество текстов в удобной для него форме... Это — либо разговор... если авторство священника, то это может быть разговор с его прихожанами... это может быть лекция... это может быть семинар... что угодно. Как правило, эта канва ложится в основу книжного текста, который потом издаётся, как авторское произведение.

Но, согласитесь, что переработка устной речи и специально написанный авторский текст — это совершенно разные жанры.

О.Захарий:

— Марина, я полностью соглашусь, что одно дело... когда мы выступаем публично, мы используем те средства речи... даже сама мимика, жести, может быть, которые использует оратор... те речевые обороты, которые используются в устной речи, невозможно передать письменно.

Вопрос... даже, Вы знаете... недавно я, пот, как раз, общался с одним писателем... с одним священником, который пишет книги... не буду говорить, что это за священнослужитель — это очень популярный проповедник. Те проповеди, которые он произносит в храме, очень сильно отличаются от того, что мы видим в его изданиях. Потому, что... даже само лицо — как он это произносит... те или иные слова... и, естественно, отклик от слушателей в храме — один, и совершенно другие приёмы, другие речевые обороты он использует уже в письменной речи.

Но вопрос сейчас даже несколько не об этом. Потому, что... как писатель пишет свой труд? Наговаривает ли он на диктофон, а потом перепечатывает... или какие-то помощники... мы этого не знаем — как человек создаёт свой труд. И, наверное, ни один, уважающий себя, писатель никогда не раскроет те тонкости, при которых он пишет своё произведение.

Мы видим... Вот, у Издательского совета РПЦ есть конкурс «Патриаршая литературная премия». Эта премия даётся писателю за большой вклад, который он внёс в развитие русской литературы. И, вот — это тоже большой знак качества. Большой знак качества писателя, который, на протяжение многих лет, составлял свои труды. И, вот, Издательский совет старается поддерживать таких писателей — которые видят своё писательство не как работу, не как доход, а как служение. В первую очередь. И, скорее всего, писатели из этого списка, всё-таки, пользуются традиционными методами составления своих трудов.

М.Борисова:

— Но у Вас, вот, заявлена тематика площадки «Место книги» — «Детско-юношеское литературное творчество — поэзия и проза».

Имеется в виду — что?

О.Захарий:

— Это детско-юношеский конкурс «Лето Господне», который существует для школьников. Это, в том числе, и среди модераторов, среди выступающих людей. Это выпускники... победители этого конкурса — часть ребят — уже поступили в ВУЗы.

Конкурс заключается в том, что нужно написать хорошее сочинение, отправить его в конкурсную программу данного направления Издательского совета. Сочинение ребят оценивается на заочном этапе, потом наиболее отличившихся ребят приглашают в Москву на проведение очного этапа. Для тех школьников, которые не набрали должных баллов, проводится дистанционная программа — так называемая «Мартовская капель», куда приглашаются, в том числе, лауреаты Патриаршей литературной премии для того, чтобы провести мастер-классы, чтобы, если у ребят в этом году не получилось поехать в Москву, на будущий год они применили эти способы, эти методы, которыми пользуются уже авторитетные писатели, и, всё-таки, заняли определённое место в этой конкурсной программе.

Те ребята, которые получили должное количество баллов, приглашаются сюда, в Москву, и они пишут сочинение на втором этапе, под наблюдением уже наших коллег. Ещё раз оценивается жюри их талант, который они продемонстрировали при написании сочинения, а потом каждому вручается ценный подарок и грамота.

И, вот, как раз, эти ребята, которые уже повзрослели за несколько сезонов этой конкурсной программы, они проведут у нас несколько мероприятий на площадке «Место книги». То есть, для своих сверстников, или для ребят, которые помоложе, или даже для проходящих мимо семей, они будут проводить такие, вот, семинары.

Потом на этой площадке у нас планируется презентация проекта «Русские писатели — путь к Богу». У нас есть авторитетный специалист, кандидат филологических наук, который проводит... уже неоднократно проводил... ряд этих лекций для студентов Московского Государственного Лингвистического Университета ( ранее он был известен как Университет Мориса Тореза ). На примере факсимиле евангелия Достоевского, на примере черновых рукописей Антона Павловича Чехова, которые он сделал во время своего путешествия на Сахалин... то есть, на примере таких, вот, уникальных факсимиле, лектор рассказывает о связи писателя и Церкви, о связи Православия и творчества этого человека. И таких писателей — достаточно много.

М.Борисова:

— Священник Захарий Савельев, сотрудник Издательского совета РПЦ, руководитель просветительского проекта «Пространство слова», проводит с нами сегодня этот светлый вечер.

В студии — Марина Борисова.

Мы ненадолго прервёмся и вернёмся к вам, буквально, через минуту. Не переключайтесь!

М.Борисова:

— Ещё раз, здравствуйте, дорогие друзья!

В студии Марина Борисова и наш сегодняшний гость — священник Захарий Савельев, сотрудник Издательского совета РПЦ, и мы говорим о предстоящем фестивале молодёжи, книжной культуры «Пространство слова».

Отец Захарий, вот, Вы говорите о тех ребятах, которые участвовали в конкурсе не один год, и, для себя, сделали на этой основе какой-то выбор — ну, по крайней мере, на нынешнем этапе жизни.

Но мы всё время слышим о том, что, с каждым новым поколением, читают всё меньше и меньше. Да, что, там, слышим... мы видим это по тиражу собственного журнала «Фома», который, не смотря на множество новых форматов, которые мы стараемся освоить на пространствах Интернета, в своей изначальной бумажной форме ещё пока востребован, но совершенно очевидно, что, с каждым годом, читателей бумажной версии становится... скажем так... не больше, чем год назад.

Когда мы имеем дело с детьми и с подростками, которые начинают участвовать в книжных — и, вот, в литературных — конкурсах, организуемых Русской Православной Церковью, что их отличает от огромного количества их сверстников, которые читать не хотят?

О.Захарий:

— Вы знаете... благодарю Вас, Марина, за такой вопрос... Вы знаете, я не совсем соглашусь, что сейчас у нас... как сказать... стали читать меньше. За последние годы. Потому, что сейчас, вот, по статистическим данным, которые мы каждый год составляем, детско-юношеской литературы стало за последний год — больше. С ковидных времён — наоборот, семейное чтение увеличилось. Увеличилось... детско-юношеская литература, в том числе, это уже и те книги, которые человек читает сам — не только те, которые ему читают родители.

Но, и, кроме того, Вы знаете, сейчас... вот... общаясь с коллегами из библиотечной сферы, или из писательской среды, я замечаю, что, наоборот — читать стали больше. Ну, может быть, не ту литературу... Может быть, какие-то психологические книги... там... способы манипуляции... способы...

М.Борисова:

— Для личностного роста.

О.Захарий:

— ... для личностного роста, да.

Проблема, знаете, в чём кроется? Юноша — это, вроде, уже и самостоятельный человек, а, на самом деле, это — носитель того, что ему поселили... то, что ему вложила семья.

Если семья — читала, если в семье было «модно» читать, полезно, если папа читал с мамой нужные книги, ребёнок — видел, что папа и мама читают, и какие книги они читают. И потом, когда начал расти, начал читать то, что видел в руках у родителей. А когда стал повзрослее — углубился в эту тему.

Бывают, наверное, конечно, случаи обратного — то, что видели у родителей, никогда в руки юноша не возьмёт. Но, по крайней мере, когда он подрастёт, он, всё равно, вспомнит о том, что читали его родители.

Что отличает читающего молодого человека от нечитающего? Глубина.

Нечитающие, как правило, юноши... имеется, такое, вот... действительно, клиповое, стереотипное мышление. Они привыкли всё видеть по верхам, но в глубину они не погружаются — в глубину проблемы, вопроса, книги, произведения.

Люди, которые привыкли читать, они смотрят либо в корень вопроса, либо же, хотя бы, в ту сторону — вот, в глубину.

И, вот, это и отличает читающего от нечитающего.

Вот, надеюсь, что наш фестиваль — он будет прививать именно, вот, этот навык смотреть в глубину. Смотреть в глубину и в корень вопроса.

Вот... на самом деле... в начале нашего диалога, действительно, прозвучала такая проблема, что фестиваль — не «лёгкий». Фестиваль — не на какие-то... как сказать... может быть, не совсем даже популярные идеи преследует. Но, так, и само чтение — оно требует от человека концентрации.

Мы постоянно говорим: как привить молодым людям традиционные, патриотические принципы в жизни? Как человека заставить быть самостоятельным, быть ответственным? Даже, вот — как, вот, молодому человеку создать свою семью?

Вот, у нас сейчас, зачастую, молодые люди говорят: «Ну, я жениться не буду — я боюсь ответственности». А, вот, книга, как раз, она рассказывает человеку... она даёт ему нужную инструкцию по жизни — как быть ответственным, как быть человеком, у которого любовь к Родине, любовь к своей семье, а, самое главное, вера в Бога — должны находиться на нужном месте, на правильном месте.

И, вот, как раз, наш фестиваль... всё равно, это же будет не совсем академическая, действительно, дискуссия — это будет научно-популярное нечто... Вот, он у нас, как раз, призван хотя бы познакомить молодого человека, молодую семью, или просто даже случайного посетителя нашего фестиваля — с той проблематикой, с которой и ему придётся в жизни столкнуться. А, самое главное, подсказать — только подсказать — молодому человеку, как выйти из той или иной ситуации.

Ну, и, кроме того, фестиваль наш, действительно... опять же, возвращаясь к самому формату фестиваля. У нас будут, в том числе, ряд лекций и ряд встреч, которые будут носить интерактивный формат — дискуссии с посетителем, дискуссии с гостем фестиваля.

Будут даже у нас некоторые викторины, но не в формате лекций, а в формате, как раз, волонтёрской работы. То есть, некий, такой, опрос — что человек читал... ответит ли он правильно на тот или иной вопрос, касающийся литературы «Золотого века», или «Серебряного»? Иногда даже будут вопросы касаться какой-то внеконфессиональной проблематики. То есть, не обязательно будет — всё только строго по церковной науке. Будет касаться вопрос и какого-то межкультурного пространства. И — каждому человеку будет предусмотрен какой-то бонус, какая-то книга в подарок. Да.

М.Борисова:

— А как Вам кажется — как рождаются церковные бестселлеры?

Вот, в каждый отрезок времени новейшей нашей истории были всегда абсолютные лидеры популярности в литературе... вот... касающейся церковной тематики...

О.Захарий:

— Марина, а скажите — вот, на Ваш взгляд, что можно назвать «бестселлером»?

М.Борисова:

— Ну... абсолютный, на мой взгляд, чемпион, в этом смысле, «Несвятые святые» владыки Тихона Шевкунова...

О.Захарий:

— Безусловно. Ну, вот, а что в этой книге? В этой книге владыка Тихон описал простым языком всю нашу церковную бытовую жизнь, и описал это любящим сердцем. Владыка Тихон... как сказать... преподнёс нашу повседневную картину церковной жизни светскому читателю. И, действительно, вот... такая книга — она... не раз, общаясь с людьми светскими... они делали акцент, действительно, что эту книгу они читали. Даже, если к Церкви никакого совершенно отношения не имеют.

Но, при абсолютном уважении к данному труду владыки Тихона, у нас есть ещё ряд церковных бестселлеров, в том числе, одного из лауреатов Патриаршей литературной премии — Виктора Николаевича Николаева. Его «Живый в помощи».

Книга повествует о том, как он, офицер военной авиации, вертолётчик, проходил свой путь воцерковления, как он общался с людьми, которые находятся в местах заключения, как общался с ветеранами Великой Отечественной войны, Афгана, Чеченской кампании...

Бестселлер рождается в сознании писателя, когда он преследует конкретную цель: живым языком показать то, что он переживал. Переживал в своей душе, переживал в своей жизни. И представить своему читателю, вот, эту внутреннюю картину того, что он увидел — представить для всех окружающих.

М.Борисова:

— Но, ведь, есть такие жанры, которые... трудно так регламентировать.

Ну, Вы посмотрите... Вы говорите: представить картину, которую он видел... а как же — жанр фэнтези, который, как раз, в молодёжной среде чрезвычайно популярен?

О.Захарий:

— Ну, вот, Вы знаете... недавно я был на рабочей встрече в Российской Академии Образования. У нас была рабочая встреча — в будущем тоже о совместной работе — и, во время нашей встречи, представитель библиотечной сферы сказал, что молодые люди стали меньше читать жанр фэнтези и больше, как раз, уделять внимания своему росту психологическому — мышлению, каким-то способам манипуляции ближними... если так можно выразиться. То есть, сегодня жанр фэнтези — он уже тоже выходит на второй план.

Кроме того... жанр фэнтези... я лично ничего против не могу иметь... но, лично мне, не совсем близок этот жанр.

М.Борисова:

— Но, согласитесь... мы, начиная рассуждать о том, что хорошо, а что плохо в книжной культуре, примеряем всю эту книжную культуру лично на себя — на свои пристрастия, на свои какие-то симпатии и антипатии. Но я могу назвать людей, вполне уважаемых и вполне культурных, которые не очень близко к сердцу принимают... скажем... поэзию Золотого века. Ну, классика наша... ну, не близка. Не близок Пушкин, не близок Лермонтов... это не делает их менее культурными. И, рискну сказать, не делает их менее верующими.

О.Захарий:

— Не менее верующими... я тут с Вами абсолютно соглашусь. Вера не зависит от того, каких взглядов придерживался тот или иной великий поэт. Возможно, менее культурными... я тоже не рискну, конечно, ничего сказать, но, тем не менее... Вы знаете, Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов — это, всё-таки... это, всё-таки, то, что мы должны обязательно знать. Хотя бы, знать. Мы не обязаны любить...

М.Борисова:

— Никто не спорит — для того и существует школьная программа литературы...

О.Захарий:

— Школьную программу полезно перечитывать, когда тебе стукнуло 35! ( Смеются )

Вы знаете, даже сейчас... вот, слышал недавно... прошу прощения... такое анекдотичное высказывание, что, если вы не прочитаете классику в школе, чем же вы будете бахвалиться со своими сверстниками, когда вам будет 40?

Да, нам нужно знать классику — она не просто так стала классикой. Эти книги — не просто так заняли такое место. Но, и, кроме того, нашу страну, всё-таки, просвещённые люди зарубежом знают по Достоевскому, по Пушкину, по Толстому — то есть, эти люди известны по всему миру.

Более того, Вы знаете, в период обучения в Московской Духовной Академии, я очень старался почерпнуть что-то из окружения... из окружения наших преподавателей.

У нас был преподаватель немецкого языка в МДА —Хенрик Ханзен. Немец, родившийся в ГДР в семье военного. Он не был воцерковлённым человеком — ни протестантом, ни католиком, и, тем более уж, не православным. Но он узнал Достоевского, живя в Германии, и просто влюбился в Россию! А потом, приехав сюда, в Россию, он крестился.

Он в Германии узнал про Достоевского. Он настолько ему понравился, настолько это было что-то необычное, необыкновенное для него.

И, вот, они... люди будут в Германии, в Соединённых Штатах, в Великобритании... в Европе... в других странах — будут знать нашу классику, а мы будем, получается... мы будем это игнорировать?

М.Борисова:

— Ну... мы же говорим о соприкосновении литературной культуры и церковной культуры. А там — не всё всегда в этот пазл складывается.

Потому, что, с тем же Достоевским... я с Вами абсолютно согласна... многие... там... из моего поколения, выросшие в абсолютно секулярной и безбожной, и даже, порой, богоборческой советской среде, начинали о чём-то задумываться...

О.Захарий:

— ... при прочтении нашей классики.

М.Борисова:

— Да, безусловно. Но потом, приходя в Церковь, уже взрослыми людьми, и, начиная знакомиться со святоотеческой литературой, почти все проходили период отторжения от того же Достоевского. Потому, что это казалось уже... вот... вторичное... это уже — какой-то пережёванный хлеб.

Потом проходило ещё лет десять, и люди возвращались снова к этой классической литературной форме, и начинали видеть в ней те слои, которые не видели раньше.

То есть, это процесс бесконечный...

О.Захарий:

— Это процесс — взросления. Ну... это ж... наоборот, это прекрасно! Что люди сначала начали воцерковляться на классике, потом узнали богословскую, святоотеческую литературу, и, на время, оставили классику. А потом они вернулись, и увидели в этой классике те нюансы, которые не подмечали... это же — естественный процесс духовного взросления. Это же, наоборот, хорошо!

М.Борисова:

— Конечно, это хорошо, но... как современному подростку привить желание читать Достоевского, если он не хочет?

О.Захарий:

— Ему нужно правильно преподнести. И, вот, как раз, в том числе, в рамках той большой деятельности, которой занимается Издательский совет, этот фестиваль является, наверное, такой точкой концентрации, точкой презентации всей нашей большой работы, которой мы занимаемся в течение всего года.

Вот, этот фестиваль — это адаптация наших проектов, наших направлений для взгляда молодого человека.

То есть, нам, в течение года, приходится общаться с разными людьми — и со школьниками, и со старшеклассниками, и с людьми, которые уже поступили в ВУЗы и получают своё профильное образование. Приходится общаться и с людьми, которые уже старше студенческого возраста. Приходится общаться с людьми разных национальностей, которые живут на территории Российской Федерации, и даже в странах СНГ. Но, тем не менее, вот, всегда большой трепет и интерес вызывают те мероприятия, которые касаются нашей классики.

М.Борисова:

— Священник Захарий Савельев, сотрудник Издательского совета РПЦ, проводит сегодня с нами этот светлый вечер, и мы говорим о молодёжном фестивале книжной культуры «Пространство слова», который состоится 27 июля, накануне Дня Крещения Руси.

Насколько я понимаю, фестиваль — это не только умные разговоры, это ещё и развлечения. Вот, чем будете развлекать?

О.Захарий:

— Ну, не совсем «развлекать», а, скорее, через другие культурные сферы, так же популяризировать чтение, как таковое.

Мы, кстати, вот... ещё вопрос, вообще, о том — что такое чтение?

Чтение же — это... это особый феномен, вообще, в человечестве, в сфере деятельности человека. Человек через чтение и усваивает информацию, и, одновременно, прорабатывает свои инструменты, которыми познаёт этот мир.

Чтение, кстати... вот, недавно я прочитал один сборник, который выпустила Российская Академия Образования... чтение же — это... вот, нам кажется, что, действительно, молодые люди не читают... там... читать стали меньше... а, на самом деле, нет — читать стали больше. Наоборот — читать стали больше. В том плане, что... вот, ещё, там... два века назад — не все умели читать. Все... через рассказы, там... через какое-то, там, примитивное познание мира... как-то, вот... общались. Сегодня читают — абсолютно все. И каждый человек — только то, что ему нравится. Но, вот, как раз, через то, что ему нравится, у человека и формируется понимание того окружающего мира.

И, вот, наша задача — наших коллег, в том числе, и светских наших партнёров — заключается в том, чтобы привить человеку правильное, созидательное чтение. Чтобы он познавал этот мир с безопасной для него позиции. А, самое главное — с созидательной. С созидательной точки зрения — чтобы он видел правильные вещи, и правильную картину мира, которая будет у него формироваться в сознании.

Мы готовим сейчас фотовыставку «Человек читающий», «Пространство слова» — так же и эта фотоэкспозиция называется, где люди — в разных ситуативных событиях, в разных обстоятельствах читают книгу. И дети, и взрослые люди, и молодое поколение.

Мы надеемся, что, вот, 27 июля, в 11.00, у нас начнётся наш фестиваль с концертной программы хора Сретенской Духовной Академии. Какая программа — я говорить не буду, она очень всем понравится, мы надеемся. И завершение этого фестиваля так же планируется пением хора студентов Сретенской Духовной Академии и солистов Московского симфонического оркестра. То есть, это струнный квартет, который будет исполнять известные всем музыкальные произведения.

То есть, у нас предусмотрена в программе, в том числе, и та часть, которая заинтересует просто проходящих мимо людей.

Вот, в прошлом году, как раз, открытие фотовыставки «Монашество. Тихоокеанский рубеж» сопровождалось пением хора студентов Сретенской Духовной Академии. И, в начале открытия, людей было не так много, а, буквально, через пять минут оказалось — человек, наверное, триста. Подходили — все. И потом — задавали вопросы, общались. Это, действительно, такой был — миссионерский ход. То есть, вышли... буквально все, кто гулял, наверное, в этот момент, в Музионе, все подошли к нам, задали вопросы, а потом ещё, наверное, час или полчаса мы общались с людьми. То есть, вот, так, вот, произошло... Надеемся, что и в этот раз музыкальная составляющая так же благоприятно отразится в сердцах посетителей нашего фестиваля.

М.Борисова:

— А как Вам кажется, в таких случаях больше срабатывает желание пообщаться с экзотическими персонажами в церковном облачении или живой интерес к тому содержанию, новому для себя, которое они открывают?

О.Захарий:

— Вы знаете, я думаю, то, что... ну... экзотические персонажи в церковных одеждах... ( Улыбается )

М.Борисова:

— Вы согласитесь, что для очень многих молодых людей так оно и есть! Потому, что далеко не все ходят в храм.

О.Захарий:

— Вы знаете... я думаю то, что, безусловно, у молодёжи... ну, даже и у не молодёжи... возникает большое желание пообщаться с человеком, который на тебя сейчас не похож, который одет в строгую чёрную одежду — этот человек является носителем, может быть, других взглядов, или взглядов, похожих на твои, но, всё-таки, несколько иных. И, безусловно, вызывается этим интерес к тому содержанию, которым наполнен этот человек.

И, вот, мы надеемся, что через такое, вот, внешнее воздействие на гостей парка искусств «Музион», мы вызовем интерес, в том числе, и к тому содержанию, к тому наполнению, которым будет изобиловать наш фестиваль и сознание наших спикеров.

Ну, и, кроме того, у нас планируется, как я уже, по-моему, говорил, диалог и встреча с военкором телеканала «RUSSIA TODAY» — абсолютно светский телеканал, но у нас очень много точек соприкосновения. Особенно с «RUSSIA TODAY. DOC» — то есть, документальные фильмы, которые сейчас больше посвящены проведению Специальной Военной Операции.

Будет у нас встреча, также, и с издателями, и с известными писателями... пока я не буду говорить, кто именно... но каждый посетитель сможет задать вопрос спикеру во время самого фестиваля.

Также, у нас ещё предусмотрена лекция одного из профессоров Московского Педагогического Государственного Университета «Что читали великие люди». То есть, такие, вот, подробности... может быть, даже околокнижные, но, тем не менее, тоже интересные — как человек, который повлиял на мир... как он готовился, может быть, к своим публичным выступлениям, какие книги составляли основной костяк его библиотеки, или как он, допустим, распределял свой библиотечный фонд личный в поездках, да?

То есть... известен случай, когда один из великих деятелей Французского государства составлял несколько библиотек в тех местах, где он останавливался. Где он останавливался, была полностью идентичная библиотека его домашнему собранию, и он мог, вот, непрерывно читать одну и ту же книгу в разных путешествиях, в разных точках своих остановок.

М.Борисова:

— Ну, это — почти, как любой человек, который, переезжая с места на место, возит с собой Евангелие... и может его читать бесконечно...

О.Захарий:

— Но тут он не возил, а оно было... просто так распределял свою большую библиотеку.

Но, кроме того, сегодня для нас библиотека — это, наверное, нечто такое, что, вот, мы взяли одну книгу, читаем, и только на ней мы, в течение... там... года... полугода... месяца... или, там, недели — сконцентрированы. А раньше библиотека представляла собой некий аналог Интернета. То есть, он использовал библиотеку, как сегодня мы используем Википедию, или какой-то электронный справочник. То есть, он пользовался полным собранием энциклопедических сборников и, в том числе, читал ту литературу, которая была ему интересна. Вот, так он и строил свой распорядок читательского дня.

М.Борисова:

— И последний, наверное... самый прагматичный, вопрос: во сколько откроется, и будет ли платным посещение?

О.Захарий:

— Нет, конечно, это будет абсолютно благотворительное мероприятие, никаких плат мы не собираем.

Открытие у нас будет в 11.00 — оно начнётся, вот, как мы уже обсуждали, с пения хора СДА. Оно завершится — пение — в 11.30. Будет церемония открытия фестиваля. И в 12.00 начнётся работа всех трёх площадок. Площадки у нас называются: «Книжная культура. Блогеры. Поэты», «Литература. Творчество. Поэзия» и «Церковь и писательское сообщество» — площадка культурного диалога.

Также, у них есть рабочие названия, которые закреплены у них на карте Парка Горького — это фонтан «Лужа», площадка «Нова» и площадка «Место книги». «Место книги» — это не по нашей просьбе было придумано такое название, оно существовало до нашего знакомства с администрацией Парка Горького. На всех трёх площадках будет, в течение целого дня — с 12.00 до 20.00 —лекционная программа. По её завершении, в 20.00, на центральной площадке — фонтан «Лужа», это, как раз, площадка, где будут поэтические чтения, где будет встреча с блогерами — состоится концентная завершающая программа нашего фестиваля.

М.Борисова:

— Спасибо огромное за эту беседу!

Священник Захарий Савельев, сотрудник Издательского совета РПЦ, клирик Московского храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино, руководитель просветительского проекта «Пространство слова», был сегодня с нами в этот светлый вечер.

С вами была Марина Борисова.

До свидания! До встречи на фестивале!

О.Захарий:

— Ждём вас, дорогие друзья!


Все выпуски программы Светлый вечер


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
****

Также рекомендуем