Природа в предгорьях хребта Адирондак, на севере американского штата Нью-Йорк, очень напоминает Россию. Те же холмы и перелески, поля и озера. И ничуть не удивительно, что в эту среднерусскую картину вписаны часовни и церкви, что над окрестностями плывет колокольный звон – кажется, что иначе и быть не может. Это Джорданвилль – Свято-Троицкий мужской монастырь, центр православия в Америке. Монастырь здесь появился в тридцатом году прошлого века. Несколько лет иеромонах Пантелеимон копил деньги для того, чтобы купить часть фермы в местечке, которое так напомнило родину. Он специально устроился работать на завод авиатора Сикорского, и почти целиком откладывал свою зарплату для нужд будущей обители. Денег на покупку земли и строительство хватило только благодаря тому, что помогли бывшие соотечественники – рабочие завода Сикорского, такие же бедные эмигранты. Большую долю от нужной суммы внес псаломщик Иван Колос, который позднее станет архимандритом с именем Иосиф. Через пять лет после обретения земли монахи достроили домик с маленькой церквушкой. На Троицу епископ Виталий освятил церковь и отслужил в ней первую литургию. Едва он закончил проповедь после службы, на улице раздался крик: «Пожар!». В течение часа огонь уничтожил все постройки новоиспеченного монастыря. Монахи восприняли беду смиренно. Отец Пантелеимон сказал лишь: «Сегодня наша обитель приняла огненное крещение!», и раздавал всем крестики в память о происшедшем. Неизвестно, где пришлось бы зимовать, только вдруг фермер, у которого монастырь выкупил участок, продал русским монахам на выгодных условиях оставшуюся часть своего хозяйства вместе с большим двухэтажным домом. В нем-то и разместились и кельи, и церковь, и трапезная. Через десять с лишним лет в Джорданвилль переселились иноки из Словакии. Пополнение составили русские монахи братства преподобного Иова Почаевского. Это люди непростой судьбы - сначала они бежали из революционной России, а затем и из Словакии, которая после второй мировой войны стала социалистической. Иово-Почаевский монастырь славился книгопечатниками, вскоре и в Джорданвилле появилась своя типография. Вскоре здесь открылась духовная семинария, которая сразу зарекомендовала себя, как высшая духовная школа, где можно получить качественное образование. Сейчас Свято-Троицкий монастырь – важная часть истории русской церкви, ее прошлого, настоящего и будущего. Джорданнвилль - это место паломничества не только для жителей Америки, здесь стремятся побывать православные всего мира.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (08.10.2024)
Послание к Галатам святого апостола Павла
Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.
Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Сегодня в храмах звучат слова из 5-й и 6-й глав послания апостола Павла к Галатам — одни из самых любимых мной слов апостола, которые в очень ёмкой, краткой формуле отражают самое существо духовной жизни христианина.
Глава 5.
22 Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера,
23 кротость, воздержание. На таковых нет закона.
24 Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями.
25 Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.
26 Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать.
Глава 6.
1 Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным.
2 Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов.
Блаженный Августин, размышляя об этих словах апостола Павла, обращает внимание на то, что фраза «на таковых нет закона» — о том, что для праведных закон — не в принуждение, а праведность для них — наибольшая и сильнейшая потребность.
Другими словами, праведный образ жизни для человека — не есть нечто «противоестественное», вопреки природе и существу: напротив — только в праведности человек способен раскрыться как богоподобная личность, состояться, реализовать собой Божий замысел.
Примечательно, что если средоточие всех добродетелей — любовь, то корень и источник всех пороков, по мысли Августина, — прелюбодеяние, понимаемое как «любовь, оторванная от законного брака и ищущая повсюду удовлетворения своей похоти». Если вдуматься в эти слова, дальнейшие «мАркеры духовности» апостола — благость, воздержание, кротость и другие — приобретают более яркое звучание.
Но, прежде чем мы продолжим, необходимо сфокусировать внимание на сути прелюбодеяния — как его видит блаженный Августин. В здоровом браке любовь не предполагает собственничества, циничного использования другой стороны ради своего удовольствия: отношения любящих друг друга — это непрестанный диалог, взаимодействие, желание послужить и оказать благодеяние другому. Прелюбодейная любовь — всегда хищническая, отнимающая, завладевающая другим. И по большому счёту, мы каждый раз решаем, каким именно образом мы любим — собственнически или не-собственнически.
Чтобы ещё сильнее в этом убедиться, давайте послушаем, как глубоко Августин разбирает дальше этот отрывок послания апостола Павла к Галатам: «Служение идолам — крайнее прелюбодейство души, когда ведётся жесточайшая война против Евангелия и примирившихся с Богом; пепел прелюбодейства, пусть давно уже только теплится, всё ещё может воспылать. Противоположность этому — мир, которым мы примиряемся с Богом. Когда тот же мир приходит к людям, то мы исцеляемся от пороков — волшебства, враждебности, склонности спорить, ревности, упрямства, вздорности, — чтобы сдержанно обращаться и с теми, среди кого мы живём. Долготерпение учит переносить такие пороки, доброта — их исцелять, благость — их прощать. Вера сражается с ересью, кротость — с завистью, воздержание — с пьянством и разгулом». По-моему, совершенно прекрасная цитата.
Помоги же нам, Господи, научиться вовремя распознавать даже самые тонкие поползновения нашей души на хищническое обладание любовью — и не позволять соблазнам захватить в плен нашу душу!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Гилберт Кит Честертон». Священник Александр Сатомский
У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
Разговор шел об английском писателе и христианском мыслителе Гилберте Честертоне, как в его произведениях присутствуют христианские смыслы, и чем они могут быть полезны православному человеку.
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер