Мы часто слышим про монахов или отшельников, что они были «аскетами». А посты, в том числе и Великий, называют временем «аскезы». «Аскетизм» в переводе с греческого означает «тренировка» или «дисциплина». Здесь вполне уместна аналогия со спортом — долгие каждодневные упражнения повышают силу и выносливость. Регулярные, пусть и однообразные повторения через некоторое время оборачиваются новыми возможностями — быстрее бегать или плавать, выше прыгать, или просто подниматься на четвёртый этаж без одышки. Так и Великий пост — время аскетических упражнений и для тела, и для духа.
В пятое воскресенье Великого поста Церковь вспоминает об одной святой, которая олицетворяет самую строгую аскезу. Это преподобная Мария Египетская. Она родилась в Египте, в середине пятого века. В совсем юном возрасте Мария покинула родителей и отправилась в столичную Александрию.
Там она стала блудницей, причём не по принуждению или из-за нужды. Мария сама признавалась, что упивалась пороком. Такую жизнь она вела семнадцать лет, и ни разу сомнения или стыд не посетили её.
Однажды Мария присоединилась к паломникам, плывшим из Александрии в Иудею. Они направлялись в Иерусалим, на праздник Крестовоздвижения. Там женщина из любопытства присоединилась к молящимся и попыталась войти в храм Гроба Господня. Но Мария никак не могла продвинуться дальше дверей — словно какая-то неведомая сила удерживала её.
Взгляд Марии остановился на образе Пресвятой Богородицы. И внезапно женщина ощутила, что Господь есть, он реален, и ему не нравится то, что сделала со своей жизнью Мария. И вдруг слёзы сами потекли по её лицу. Женщина молиться Богоматери и наконец смогла войти в храм и приложиться к его святыням. Когда она вышла, то услышала голос, посуливший ей покой, если Мария перейдет за реку Иордан. Там лежала бескрайняя пустыня. Сорок семь лет провела в ней Мария, скорбя о своих грехах и молясь о прощении. Первое время ей приходилось непросто — она вспоминала какой сладкой ей казалась её жизнь, как она наслаждалась ею. Тогда Мария бросалась на землю и молила Господа и Царицу Небесную о помощи. И её окутывал свет, который наполнял силой и покоем.
Однажды Мария встретила в пустыне человека. Это был инок Зосима. По преданию, он возгордился своей аскетической жизнью. Тогда Господь привёл его к Марии. И Зосима увидел человека, который стал поистине вместилищем Святого Духа. Мария ведала мысли монаха; она, сама не замечая, шла по водам Иордана. А во время молитвы поднялась над поверхностью земли.
Житие преподобной Марии Египетской — это пример преображающей силы покаяния. Церковь учит нас — в христианстве нет места заносчивости и гордыне. С Божьей помощью даже самый пропащий человек может показать пример необычайной духовной силы и чистоты, может взойти к святости.
Деяния святых апостолов
Деян., 12 зач., IV, 23-31.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Для христиан совершенно естественно всякое дело начинать и оканчивать молитвой, естественно для нас обращаться к Богу в радости, в печали, в недоумении, в опасности, и вообще мы стараемся исполнять завет апостола Павла, который в Первом послании к Фессалоникийцам призвал к непрестанной молитве (см. 1Фес. 5:17). Молитва была сердцем христианской жизни с самых ранних лет существования Христовой Церкви. Свидетельство этому мы можем найти и в 4-й главе книги Деяний святых апостолов, отрывок из которой звучит сегодня в православных храмах во время божественной литургии. Давайте послушаем его.
Глава 4.
23 Быв отпущены, они пришли к своим и пересказали, что говорили им первосвященники и старейшины.
24 Они же, выслушав, единодушно возвысили голос к Богу и сказали: Владыко Боже, сотворивший небо и землю и море и всё, что в них!
25 Ты устами отца нашего Давида, раба Твоего, сказал Духом Святым: что мятутся язычники, и народы замышляют тщетное?
26 Восстали цари земные, и князи собрались вместе на Господа и на Христа Его.
27 Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским,
28 чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой.
29 И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твое,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святаго Сына Твоего Иисуса.
31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святаго, и говорили слово Божие с дерзновением.
После того, как апостолы Пётр и Иоанн были отпущены первосвященниками, они вернулись «к своим», то есть к христианам. Конечно, апостолы не стали делать секрет из своих приключений, и рассказали обо всём с ними случившемся. Эту ситуацию можно попытаться перенести в нашу эпоху: вот, нас задержали за наши христианские убеждения, нас довольно быстро выпустили, но сказали, что стоит помалкивать о своей вере, мы, полные этими впечатлениями, снова оказались в кругу единомышленников и рассказываем им свою историю. Наверняка эта беседа очень бы затянулась: слушатели задавали бы всё новые и новые вопросы, они возмущались бы несправедливостью, ну а мы находили бы всё новые и новые грани случившегося с нами. В апостольской общине всё было иначе, и после краткого сообщения Петра и Иоанна слушатели не стали задавать вопросы и возмущаться поведением первосвященников, слушатели единодушно обратились к Богу со словами сердечной молитвы.
Суть этой молитвы была в прошении о даровании смелости для проповеди Христа Воскресшего. У первых христиан не было никаких иллюзий относительно себя самих, они понимали, что дерзновение для проповеди, так же, как и сила слова, не имеют никакой связи с личными достоинствами проповедника, и первое, и второе даёт Бог. Понимали первые христиане и то, что после инцидента с взятием под стражу апостолов Петра и Иоанна Церковь вступает в новую эпоху — эпоху открытого противостояния погрязшим в лицемерии первосвященникам и тем несчастным, которые проявлению живой Христовой силы предпочитают пребывание в рамках мёртвого закона. Для того, чтобы выдержать это противостояние, апостолам нужна была помощь Божия, и апостолы воззвали к Нему. Бог, как мы услышали, откликнулся, все собравшиеся исполнились Духа Святого, и проповедовали слово Божие без какого-либо страха.
Очень хочется надеяться, что пример апостолов побудит нас поступать таким же образом: в любой сложной ситуации первым делом обращаться к Богу, ведь только Бог способен наполнить нас столь необходимыми нам для борьбы с грехом крепостью и силой.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Промысл Божий непогрешим: помните, что Бог исполняет все Свои обещания. Да не упадаёт каждый из нас духом»
Святителю Иоанну Тобольскому Господь заранее открыл день его кончины. В июне 1715 года владыка отслужил последнюю литургию. После службы он пригласил духовенство и городских бедняков на трапезу, за которой сам прислуживал. Потом, простившись со всеми, митрополит удалился в свою келью. Когда помощники к нему пришли за распоряжениями, нашли владыку усопшим. Митрополит Иоанн Тобольский скончался в молитве, стоя на коленях перед Чернмговской иконой Божией Матери.
Со дня успения святителя и до сегодняшнего дня не прекращаются чудеса от его святых мощей. Сбылись слова архиерея, которые он говорил своей пастве:
«Промысл Божий непогрешим: помните, что Бог исполняет все Свои обещания. Да не упадаёт каждый из нас духом, но паче да возвышается надеждою своею ко Всемогущему. И Он всё устроит к лучшему для нас».
Все выпуски программы Слова Святых
500 человек в Белгороде получили помощь от фонда «Мои друзья
Московский фонд «Мои друзья» с 2009 года помогает людям оплачивать лечение, реабилитации, покупать лекарства и другие жизненно важные вещи. Ещё команда фонда приходит на выручку детским домам, интернатам для пожилых, православным храмам и благотворительным проектам из разных городов.
«Дорогие наши помощники, Христос Воскресе! Большое спасибо, что не оставляете нас без поддержки!» — написала на днях сотрудникам фонда Елена Химченко, старшая сестра Марфо-Мариинского сестричества милосердия и руководитель штаба помощи беженцам в Белгороде. Ситуация в городе и области напряжённая. Не взирая на постоянные обстрелы, сёстры милосердия продолжают помогать нуждающимся — передавать еду и многое другое. В апреле фонд «Мои друзья» закупил и отправил в Белгород необходимые продукты. «Мы раздаём гуманитарные наборы людям, пострадавшим от боевых действий. Это и беженцы из Донбасса, и жители приграничья Белгородской области, — делится Елена Химченко. — Недавно к нам обратилась семья из села Козинка. Их дом сгорел, и у них не осталось ничего. Мы оказали им большую помощь. Таких людей очень много, поэтому важно продолжать творить добрые дела. Даже самая малая лепта возвращает им веру в людей и дарит надежду».
На сегодня благодаря трудам команды фонда «Мои друзья» и участию сотен людей со всей России продуктовую помощь в Белгороде получили 500 человек, подопечных сестричества милосердия. Если вы хотите участвовать в добрых делах фонда, переходите на сайт: моидрузья.орг и нажмите кнопку «Помочь сейчас». Также в разделе «Нужна помощь» вы сможете выбрать конкретный проект или человека, которого хотите поддержать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов