Предать Бога можно по-разному. Например, впадать в одни и те же грехи из раза в раз: смолчать, когда рядом хулят Имя Божие; осуждать кого-то; лицемерить, тщеславиться, гордиться.
Это так очевидно, что сразу бросается нам же самим в глаза. Мы идём на исповедь и каемся.
А бывает грех как будто незаметный. Случайный. Готовясь к очередной исповеди, я вспомнила случай, который много лет тянет меня за душу. Формально ничего страшного не произошло. Даже того, что можно было бы исповедовать. Но я задумалась, почему душа не на месте.
Как-то раз меня пригласили на съёмки документального фильма с элементами игрового кино про маршала Жукова. Мне доверили роль его жены. Я была польщена и сразу согласилась.
В назначенный день приехала на студию. Пока меня одевали, причесывали, красили, пришла еще одна «жена» Жукова. Я удивилась, но вида не подала.
После сборов мне вручили сценарий. Я прочитала и обомлела. Мне досталась роль первой жены маршала! И сцены меня ждали неприятные — конфликт с соперницей, выяснение отношений с мужем, отчаяние моей героини.
Но самое ужасное, что вся эта картина рисовала неприглядный портрет великого полководца. Это шло вразрез с моими представлениями о Георгии Жукове.
Я замялась. Робко высказала своё несогласие со сценарием. Режиссер объяснил — «Без перчика никто смотреть не будет».
Я приуныла, но не нашла в себе силы уйти. Потом мне никак не удавалось войти в роль. Все во мне сопротивлялось. Кое-как снялась. Возвращалась домой, как с преступления.
После, пытаясь реабилитироваться в собственных глазах, я пыталась исправить дело делом. Рассказывала в блоге о достоинствах Георгия Жукова как военачальника. Лишний раз старалась сказать доброе слово.
Некоторые стороны обычной жизни маршала не так значительны на фоне его героических подвигов, совершенных во имя страны. А про жизнь внутреннюю, то есть духовную, не нам судить.
Христос призывал нас: «Не судите, да не судимы будете».
Мой духовный отец давал наставление — «Не обличай, не осуждай».
Я нарушила эти заветы. Господь меня задумал иначе. Дал мне талант. В меру моей способности призвал реализовать его. На что я его употребила?
Нужно серьезно и ответственно относиться к себе. И спрашивать себя — моё действие или бездействие не оскорбляет ли Господа? Как я реализовываю свой талант? Всегда нужно стараться поступать по совести.
Возможно, мои коллеги, с которыми мы работали, сейчас понимают, что в чем-то были неправы, что своим поверхностным отношением к теме они могли нанести ущерб доброму имени, имиджу героя страны. На тот момент я понимала, а они нет.
Кому много дано, с того больше спрашивается. А надо спрашивать прежде всего с себя.
Автор: Анни Берг
Все выпуски программы Частное мнение
«Радость в Православии». Евгений Сулес, Елена Жосул, священник Александр Насибулин
В этом выпуске писатель, актер Евгений Сулес, публицист Елена Жосул и настоятель храма Рождества Богородицы в селе Поярково священник Александр Насибулин делились своими мнениями о том, что такое радость для православного христианина, чему и как можно радоваться и как сохранять в своем сердце пасхальную радость.
Пасхальное утро в натюрморте Станислава Жуковского
«Пасхальный натюрморт» — воспоминание художника о светлом Христовом Воскресении 1915 года, которое Жуковские встречали на даче под Тверью. На рассвете семья живописца вернулась домой после пасхального богослужения и спешит сесть за праздничный стол.
— О, Маргарита Константиновна, у вас новая картина на стене! Замечательная репродукция работы Станислава Жуковского «Пасхальный натюрморт»! Я видел это полотно в Третьяковской галерее и должен сказать, что здесь прекрасно переданы краски подлинника, оригинальное цветовое решение. Смотрите, в полумраке гостиной, обставленной мебелью красного дерева, сочным пятном — круглый стол, накрытый белоснежной скатертью и ярко сервированный.
— И тёмное пространство комнаты — словно рама, которая подчеркивает радостную светлую палитру праздничного стола. Здесь и нежная зелень и голубизна гиацинтов, и золото апельсинов, и разноцветье крашеных яиц.
— Меня только знаете, что удивляет, Маргарита Константиновна? Почему скатерть лежит так небрежно? Даже часть столешницы осталась открытой. Как будто готовили трапезу спешно, впопыхах.
— Нет, Андрей Борисович, готовили тщательно, а спешно накрывали на стол. Мы видим на картине раннее пасхальное утро. Полотно написано в 1915 году, Жуковские тогда встречали светлое Христово Воскресение на даче, в усадьбе Островки, в поселке Молдино под Тверью. Художник запечатлел воспоминание: семья только что пришла с пасхального богослужения. Всю ночь родные молились в маленькой деревянной церквушке Успения Пресвятой Богородицы. С рассветом усталые и счастливые они вернулись домой и спешат подкрепиться праздничными яствами
— Какое знакомое светлое чувство! Ты не спал всю ночь, и хотя усталость одолевает и ноги уже не держат, но в ушах все ещё звенит ликующее «Христос Воскресе!», и душа поет. В этот момент, действительно, не обращаешь внимания на такие мелочи, как сбившаяся на столе скатерть. А пасхальная еда кажется продолжением радости, её материальным воплощением.
— Потому блюда пасхального стола и готовятся заранее, с особым вниманием и настроем. И почти каждое из них связано с памятью о главном событии в истории человечества — победе Христа над смертью.
— Так, предание о Марии Магдалине объясняет традицию красить яйца на Пасху. Святая дошла с проповедью до Рима, где возвестила императору Тиберию: «Христос Воскресе!». А правитель ответил: «Этого не может быть, как вот это куриное яйцо, лежащее на столе, не может стать красным». И в этот миг случилось чудо — яйцо окрасилось в алый цвет.
— Другие блюда пасхального стола тоже имеют свою историю Кулич, например, называют домашним артосом. Это, как вы помните, такая большая просфора, которую освящают один раз в году, на Пасху.
— Конечно, помню. Интересно, что традиция освящения артоса тянется с евангельских времен. Апостолы, когда собирались на трапезу, место во главе стола оставляли Христу и полагали там хлеб. И артос символизирует незримое присутствие Спасителя в нашей жизни. А освящённый кулич — это, как вы верно заметили, подобие праздничной просфоры на домашнем столе.
— А вот на картине ещё одно праздничное блюдо — творожная пасха. Яство недаром носит название праздника — его вкус должен напоминать о радости Царствия Небесного, открытого для человека после Воскресения Христова.
— О Рае напоминает и обилие цветов на столе. Гиацинты, подснежники...
— Жуковские специально выращивали их к празднику. За подснежниками Станислав Юлианович ходил в лес, как только появлялись проталины. Прошлогодняя пожухлая трава обнажалась, художник выкапывал из мёрзлой земли корни цветов и сажал их дома в ящик с землёй, чтобы они расцвели к Пасхе.
— Есть всё-таки в таких предпасхальных заботах особый смысл. Человек хлопочет о земном, но сердце его устремлено к Богу.
— Станислав Жуковский в своём «Пасхальном натюрморте» смог отразить и гастрономические подробности праздничного стола, и ликование о Воскресении Христа. Разделить радость художника может всякий, побывав в Третьяковской галерее.
5 мая. О славном Христовом Воскресении
Сегодня 5 мая. Светлая Пасха Христова.
О славном Христовом Воскресении, — священник Алексий Долгов.