Первая из десяти заповедей, которые Бог через пророка Моисея дал еврейскому народу, звучит так: «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов». В истории есть немало примеров, когда праведники соблюдали эту заповедь ценой своей жизни.
Сегодня мы говорим о праведной Соломонии и семи мучениках Маккавейских и драме Генри Лонгфелло «Иуда Маккавей».
Место действия — Палестина (на территории современного Израиля). Время действия — примерно 166 год до Рождества Христова.
За двести лет до Рождества Христова Палестина была завоёвана Сирией. Сирийский царь Антиох Эпифан силой оружия стал принуждать иудеев отказываться от своей религии и становиться язычниками. Однажды были схвачены и приведены на суд к царю Антиоху семь братьев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, и с ними их мать Соломония. Их стали заставлять принести жертвы языческим богам. Однако братья согласились лучше умереть мученической смертью, нежели нарушить заповеди Божьи. Их стали подвергать жестоким пыткам, но они были непреклонны. Соломония благословила сыновей на подвиг во имя веры, и сама стала готовиться к смерти.
Вот как звучит её монолог в драме Герни Лонгфелло «Иуда Маккавей».
Не унывай, о, сердце! Не разбейся,
Пока они, семь сыновей моих,
Ещё живут... Когда ж не станет милых, —
Умри и ты, и пусть моя душа,
Разбитая страданьями, из тела
Летит скорее. О, дети дорогие!
Тот самый Бог, что создал небеса,
И здешний мир, и есть всего начало,
Всему конец, — дыхание и жизнь
Вложил и в вас, и ныне хочет снова
Их взять к себе... Я не ропщу, о, нет,
Благодарю Тебя за то, Всевышний.
Что ты меня и сыновей моих
Достойными признал мучений, ради
Тебя, Господь, закона Твоего
И за грехи Израиля потомков...
Один за другим принимали смерть братья Маккавеи. Даже враги были изумлены мужеством юношей.
И вот перед судом предстал последний из сыновей Соломонии. Царь Антиох, поражённый красотой юноши, стал уговаривать его пойти на службу во дворец, сулил ему всевозможные почести и богатство. Разумеется, с одним условием — отказаться от своей веры.
Молодой человек не соглашался, и тогда царь позвал Соломонию, чтобы она сама на эту тему поговорила с сыном. Соломония убеждает юношу не соблазняться на уговоры царя и сохранить верность Богу, как это сделали его старшие братья.
...Будь душою,
Как братья твёрд! Взгляни на небеса
Над головой твоей, взгляни на землю
Под нашими ногами и подумай,
Что всё это Всевышний сотворил
Из ничего и точно также создан
Им человек; — и с мыслию такой
Жестокого мучителя не бойся.
Но, следуя примеру братьев, будь
Достоин их, подобно им кончину
Свою прими, чтоб я могла тебя
Благословить, как их благословила.
Младший из сыновей Соломонии, а вслед за ним и она сама приняли смерть за веру.
Подвиг святых семи мучеников братьев и их матери Соломонии, воодушевил евреев поднять народное восстание против Антиоха Епифана. Его лидером стал Иуда по прозвищу Маккавей, отличавшийся храбростью и ревностной верой.
Слово «Маккавей» — в переводе с древнееврейского означает «молот». Впоследствии братьями Маккавеями стали называть семерых сыновей Соломонии, как ревностных защитников веры во время гонений сирийского царя Антиоха.
Героическая борьба евреев за право исповедовать религию предков вдохновила американского писателя 19 века Генри Уодсворта Лонгфеелло на создание драмы «Иуда Маккавей».
Одним из главных действующих лиц этой пьесы стала праведная Соломония, мать семи святых мучеников Маккавеев.
Святой праведный Иоанн Кронштадтский и его мать
«Маминька — святыня моя, она для меня выше, дороже, любезнее всех людей на земле; она — первая после Бога», — писал о своей матери, Феодоре Власьевне Сергиевой, святой праведный Иоанн Кронштадтский.
Будущий подвижник и чудотворец, родился 31 октября 1829 года в селе Сура Архангельской губернии. У псаломщика Ильи Михайловича Сергиева и его супруги Феодоры он был первым и долгожданным ребёнком. Мальчик появился на свет таким слабым, что родители, опасаясь за его жизнь, решили сразу же, не откладывая, окрестить малыша. Мальчика нарекли Иваном. После Таинства Крещения ребёнок вдруг порозовел, глазки его заблестели, он безмятежно улыбнулся и с тех пор пошёл на поправку.
Феодора Власьевна не отходила от сына. Укачивая маленького Ваню, она пела ему протяжные северные колыбельные и духовные стихи. А потом молилась — и Ваня засыпал под её тихий шёпот. Едва научившись ходить, Ваня всюду по пятам следовал за матерью. По утрам, крепко ухватившись за её сильную руку, он шагал в храм на Литургию. Дома, пока мама стряпала обед, тихонько сидел рядом и наблюдал, как проворно и ловко она замешивает тесто для пирогов и варит густые, ароматные щи. А когда за окнами темнело, мать зажигала масляную лампу, открывала большую, старинную книгу — Четьи-Минеи — и вслух читала жития святых. Слова выговаривала медленно, по слогам, — грамоте Феодора Власьевна обучалась недолго. И всё же именно она стала первой учительницей Вани. Когда пришло время, отец купил сыну азбуку, а мать усадила Ваню за стол и стала показывать буквы. «Долго не давалась мне эта мудрость, — вспоминал позже в своей автобиографии отец Иоанн. — Но, приученный матерью к молитве, я горячо молился Богу, чтобы Он дал мне разум. И точно пелена спала с моего ума, и я стал хорошо понимать учение».
Мать очень хотела, чтобы её сын получил хорошее образование. Когда однажды Иван обмолвился, что желал бы стать священником, Феодора Власьевна пообещала сделать всё, чтобы его мечта осуществилась. Стараниями матери, которая каждую копейку откладывала на обучение сына, в 1851 году Иван, окончив в Архангельске училище и семинарию, поступил в Петербургскую духовную академию. Именно туда пришло письмо от Феодоры Власьевны с печальным известием — скончался отец, Илья Михайлович. Потеряв кормильца, мать впала в крайнюю нужду. Чтобы поддержать её, Иван решил бросить учёбу и пойти работать. Об этом он и написал матери, а в ответ получил от неё строгий запрет покидать Академию. Ослушаться маму Иван не смел. А вскоре весьма кстати подвернулась подработка — в свободное от учёбы время Ваня стал переписывать документы. И весь свой заработок отправлял матери.
После принятия священного сана Иван, а теперь — отец Иоанн — стал служить в Андреевском соборе города Кронштадта. Вскоре о мудром, милосердном батюшке заговорили не только в Кронштадте, но и в Петербурге, а потом и по всей России. За советами и духовной поддержкой к нему обращался император Николай II. А для своей матери отец Иоанн по-прежнему оставался всё тем же любящим и послушным сыном. Он часто ездил навещать её в Архангельскую губернию. Несколько раз Феодора Власьевна приезжала к нему в Кронштадт. Об этих визитах отец Иоанн позже будет вспоминать в дневниках: «Её кроткие слова: здравствуй, дитятко, благослови, дитятко, — останутся у меня навсегда в памяти сердечной». В этих же дневниках оставит святой праведный Иоанн Кронштадтский и другие свидетельства о своей бесконечной любви к матери. На одной из страниц он напишет: «Не за красоту, не за ум, и даже не за доброе сердце, кротость и смирение уважаю и люблю я мать свою, а потому единственно, что она — моя Мать».
Все выпуски программы Семейные истории с Туттой Ларсен
«Благодарение Богу»
Вчера маме сделали операцию. Она, слава Богу, прошла успешно. Операция была достаточно сложная, и мы с папой и сестрой усердно молились о её успехе. В храме подали записки о здравии мамы и заказали специальный молебен, он так и называется «Чин молебного пения пред хирургическим действием». В молитве молебна я запомнила слова, в которых священник просит Бога укрепить руку хирурга.
И сегодня утром, когда мама уже могла поговорить со мной по телефону, она хвалила врача и его ювелирную работу. Мамин голос был слабым, но радостным. Она уже пошла на поправку.
И мне подумалось, что в случае какой-то нужды мы долго и усердно просим Господа о помощи. А получив просимое, спасибо Ему говорим как-то по-быстрому, коротко, наспех. А ведь благодарить Бога надо так же усердно, как и просить. Я позвала папу и сестру. Перед семейными иконами мы встали на молитву благодарить и прославлять Бога за Его милость к нашей семье.
Все выпуски программы Утро в прозе
6 мая. О тайной вере святой Мученицы Александры Римской
Сегодня 6 мая. День памяти Мученицы Александры Римской.
О тайной вере святой, — протоиерей Михаил Самохин.