Флп., 245 зач., III, 8-19.
Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Одна из самых больших ошибок, которые может совершить человек по отношению к христианству, — это считать, что христианство лишь набор теоретических положений. Нет, теория в христианстве вытекает из практики, а потому дела имеют для христиан несравненно большее значение, чем слова. Именно по этой причине Христос все Свои слова подкреплял делами, а апостолы Христовы призывали поступать так, как поступали они сами. Такой призыв мы можем найти и в 3-й главе Послания апостола Павла к Филиппийцам. Отрывок из этой главы звучит сегодня во время литургии в православных храмах. Давайте послушаем его.
Глава 3.
8 Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа
9 и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере;
10 чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его,
11 чтобы достигнуть воскресения мертвых.
12 Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус.
13 Братия, я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед,
14 стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе.
15 Итак, кто из нас совершен, так должен мыслить; если же вы о чем иначе мыслите, то и это Бог вам откроет.
16 Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить.
17 Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас.
18 Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова.
19 Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном.
Сегодня, когда нам приходится говорить о вере во Христа, то мы приводим примеры тех людей, которых Церковь прославила как святых. Иногда примеры святых мы перемежаем с примерами ещё не прославленных подвижников, но никогда мы не станем указывать на себя самих как на некий эталон. Даже сама мысль о том, что можно поступить таким образом, кажется нам чем-то ужасно нескромным и совершенно невозможным, ну а тот, кто решит указывать на себя самого как на пример христианской жизни, будет воспринят нами как человек гордый и тщеславный.
Однако мы только что услышали, что апостол Павел поступил именно так, он указал на самого себя, его слова звучали так: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп. 3:17). Можем ли мы обвинить апостола Павла в нескромности или же в неправильном отношении к самому себе?
Здесь нам следует вспомнить, что апостол писал эти слова по совершенно конкретному поводу: он боролся против уклонения своих адресатов в исполнение иудейского закона, тогда как сам Павел отказался от его соблюдения, и услышанные нами слова можно понимать как указание на этот факт. Именно так предлагал понимать эти слова апостола Павла преподобный Ефрем Сирин.
Конечно, понимание преподобного Ефрема — далеко не единственное, некоторые авторитетные толкователи видели в апостольских словах противодействие тем людям, которые вели безнравственную жизнь, в этом случае апостол Павел также мог совершенно спокойно указывать на себя как на противоположный пример.
Святитель Иоанн Златоуст пошёл в своём толковании дальше: он сказал, что «апостолы были образцом, заключая в себе черты, служащие как бы некоторым первообразом», а потому их жизнь была чрезвычайно строга, что и делало возможным ссылку на самих себя как на пример.
Очевидно, что такой образ жизни должен быть совершенно естественным для любого христианина. Да, достичь его непросто, но чем возвышеннее цель, тем интереснее путь. Апостолы Христовы указали нам цель, они проложили дорогу, осталось лишь захотеть пройти по их пути. Пусть же Бог вложит в наши сердца это стремление!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Послание к Колоссянам святого апостола Павла
Кол., 251 зач., I, 18-23.
Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Часто ли мы задумываемся о том, каковы наши отношения с Богом? Для верующих ответ очевиден: конечно, дольно часто! Мы молимся, стараемся соблюдать заповеди, беспокоимся о том, каковы мы перед Лицом Творца? Любит ли Он нас, чего нам ждать от Него: наказания или милости? Подобные мысли, сконцентрированные на себе самих, многим знакомы. Но что по этому поводу сказал бы Сам Бог? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 1-й главы послания апостола Павла к Колоссянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
18 И Он есть глава тела Церкви; Он — начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство,
19 ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,
20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное.
21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,
22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
23 если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем.
Человеку свойственно воспринимать Бога через призму своего собственного опыта. Да и как может быть иначе, если мы люди и всё воспринимаем по-человечески! Именно поэтому боги, по представлениям язычников, были так похожи на людей, обладали эмоциями, могли влюбиться или обидеться. Главным их отличием от человека было могущество и бессмертие. В свою очередь христианство неслучайно называет себя религией откровения, потому что опирается на слова Бога о самом себе. К сожалению, мы недооцениваем эту мысль и даже в рамках христианской веры часто рассматриваем Творца сообразным человеку. С одной стороны, в этом есть смысл, ведь мы сотворены по Его образу. С другой — очень велика опасность приписать Богу собственно человеческие черты. Понимая это, нам важно разглядеть в Священном Писании те истины о Боге, которые скорректируют наше восприятие и помогут нам не низводить Его к себе, но напротив возвышаться к Нему. Всё же мы сотворены по Его образу, а не Он по нашему.
Задумываясь о своих отношениях с Богом, мы часто воспринимаем их как отношения между двумя людьми. Характеризуется такие отношения тем, что оба их участника изменчивы. Все мы меняемся. Меняемся под воздействием информации, под воздействием опыта, под воздействием обстоятельств. Перенося подобные рассуждения на Бога, мы думаем, будто бы и Он меняется. Но верно ли это? Нет. Именно об этом главным образом и говорит в сегодняшнем чтении апостол Павел. Бог, сотворивший мир по любви, никогда этой Своей любви не изменял. Он как относился к миру с любовью, так и относится. И только опыт греха мешает нам почувствовать любовь Божию и правильно на неё ответить.
Как удивительно пишет сегодня апостол Павел: Отцу было благоугодно, чтобы во Христе обитала вся полнота — то есть, поясним, полнота Божества, конечно! Чтобы посредством Христа, примирить с собою всё. Умиротворить через Него, буквально через Его крест, земное и небесное. Отношения между землёй и небом веками сложно было назвать мирными. Причём обычно люди подозревали небо во вражде и были уверены, что боги настроены против них, что их надо задабривать и склонять к милости. Однако апостол Павел мыслит совершенно иначе. Он пишет: «и вас людей, бывших отчуждёнными и врагами»... Казалось бы, здесь можно прервать апостола и сказать: «Ну вот, речь идёт о вражде»! Но посмотрите, как он продолжает: «по расположению к злым делам», то есть, иными словами, отчуждение и вражда — это состояние людей, расположенных к злым делам, это не состояние Бога, который примиряет этих людей с Собою в теле своего Сына, то есть в Церкви.
Важность этих утверждений сложно переоценить, ведь всякий раз, когда мы задумываемся о Боге, мы должны быть начеку. По-человечески нам свойственно оправдывать себя и считать, что мы хотим мира, и только Он враждует против нас. Но апостол Павел снова и снова напоминает нам, что мир с Богом в наших руках и Господь со Своей стороны делает всё, чтобы жизнь наша была святой и непорочной.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Центр «Мастер ОК» трудоустраивает людей с инвалидностью
У петербурженки Кристины Полтавской есть особенности, связанные с ментальным здоровьем. Однако трудности девушку не пугают. Кристина смотрит на жизнь с оптимизмом и считает, что благодаря стремлению и усердию можно добиться многого. Сегодня у девушки есть любимая работа и хобби. Она трудится в ателье, учится играть на гитаре и пишет песни. Конечно, важную роль в жизни Кристины сыграли не только личные качества, но и поддержка со стороны добрых людей. 2 года назад девушка стала подопечной центра социально-трудовой адаптации «Мастер ОК». Проект помогает людям с ментальной инвалидностью получать новые знания и умения, обретать самостоятельность, а ещё даёт возможность трудоустроиться.
Кристина по образованию художник росписи по ткани. Однако найти работу по специальности не смогла. Тогда она решила освоить швейное дело и обратилась в центр «Мастер ОК» за поддержкой. У проекта есть несколько трудовых мастерских — керамическая и столярная, мастерские батика и мыловарения, а ещё — швейная. В ней Кристина и начала свою карьеру.
Недавно у проекта появилось в Санкт-Петербурге ателье, по адресу Московский проспект, 59. Каждый день там кипит работа. Подопечные, в том числе и Кристина, шьют одежду, сумки, чехлы для ноутбуков — и это далеко не полный список продукции.
По словам нашей героини — проект «Мастер Ок» дал ей возможность быть полезной, а ещё подарил много друзей!
Поддержите центр социальной-трудовой адаптации, чтобы он продолжал успешно развиваться, и люди с инвалидностью находили там занятие по душе и главное — работу. О том, как помочь, центру «Мастер ОК» узнайте на сайте: centrtruda.com
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Жития новомучеников». Архимандрит Дамаскин (Орловский)
У нас в студии был клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе в Москве, член Синодальной комиссии по канонизации святых архимандрит Дамаскин Орловский.
Разговор шел о новомучениках, пострадавших в период советских гонений, и о том, как собирается информация об их служении, подвигах и как составляются их жития.
Все выпуски программы Светлый вечер