— Воробьёва Зинаида Григорьевна?
— Вас вызывает переговорный пункт междугородний. Вот тут распишитесь. Тут время. Тут вот...
— А откуда телеграмма?
— Польша. Гданск город.
— Гданьск?
— Гданск. Вот... распишитесь.
— А кто отправил? Фамилия чья?
— А тут не указывается. В разговоре узнаете. А сейчас распишитесь.
Огонёк надежды зажёг в душе Зинаиды Воробьёвой визит почтальона. Весточку из Польши женщина ждала очень давно. И теперь, держа дрожащими от волнения руками полоску тонкой бумаги, задаёт самой себе лишь один вопрос: неужели эту телеграмму действительно отправил ей тот, кого она столько лет искала? Так начинается кинофильм «Помни имя своё», снятый в 1974 году режиссёром Сергеем Колосовым. История узницы Освенцима, разлучённой в нацистском концлагере со своим пятилетним сыном, потрясла миллионы зрителей. Картина с огромным успехом прошла в международном прокате. И получила Государственную премию в нашей стране. Главные отечественные киножурналы того времени — «Советский экран» и «Искусство кино» — отмечали глубокую духовную наполненность фильма, благодаря которой эмоционально непростой, он в конце концов оставляет на душе светлые чувства.
К съёмкам картины «Помни имя своё» режиссёра Сергея Колосова подтолкнул польский документальный фильм под названием «Номер 149850» — о русских матери и сыне, разлучённых в концлагере и нашедших друг друга спустя много лет. Колосова поразила эта история. Он связался с музеем Освенцима, выяснил детали, пообщался с героями этой невероятной человеческой драмы. И решил художественно осмыслить реальные события.
Не стану скрывать: картина настолько пронзительная, что местами комок подступает к горлу. Но увидеть её хоть раз, на мой взгляд, обязательно нужно. Потому что режиссёру удалось рассказать далеко не только об ужасах фашизма. Но и о том, на какой подвиг способен человек, движимый любовью и состраданием. О материнском сердце, в котором никогда не умирает надежда. И прежде всего — о силе духа, благодаря которой человек остаётся человеком даже тогда, когда всё человеческое из него пытаются вытравить силой и даже имя заменяют набором безликих цифр. Выжившие узники Освенцима вспоминали, что момент, когда вместо имени им присваивался номер, становился той гранью, за которой многие теряли себя. В фильме «Помни имя своё» есть потрясающий до глубины души эпизод. Ночью, тайком, каждую секунду рискуя быть убитой лагерной охраной, Зинаида — главная героиня — пробирается к детскому бараку. Там — её сын. Она не видела его два месяца. Женщина подсовывает под дверь еду, которую чудом сумела достать — клубень сырого картофеля. И говорит сыну очень важные слова:
— Сыночек, если что случится, запомни, мальчик: твоё имя — Гена, фамилия Воробьёв, твоя родина — Советский Союз. Геночка! Я приду к тебе ещё, мальчик. Тебя зовут Гена Воробьёв!
Роль Зинаиды потрясающе исполнила Людмила Касаткина. За эту работу она удостоилась кинематографической премии имени братьев Васильевых и была признана лучшей актрисой 1975 года по версии журнала «Советский экран». Лента Сергея Колосова, безусловно, учит нас не забывать историю. Помнить её уроки. Но, пожалуй, главный смысл фильма лежит ещё глубже. Впрочем, не буду забегать вперёд. Уверен — вы всё поймёте и почувствуете сами.
«Белые птицы»
Белые голуби в чистом весеннем небе — это очень поэтично. «На волю птичку выпускаю...» — писал Пушкин о празднике Благовещения. Однажды в Екатеринбурге я видела, как епископ открывал после праздничной службы большую клетку — и стая белоснежных птиц ринулась в небеса...
Но сейчас я живу в Переславле-Залесском, чудесном старинном городе, где сам воздух, кажется, пропитан православными традициями — однако птиц на Благовещение из клеток не выпускают. В конце утренней службы в храме на самом берегу Плещеева озера батюшка обращается к нам с проповедью. Он рассказывает о благой вести, что принёс Деве Марии Архангел Гавриил, о смирении Марии перед этой вестью, а значит — перед Богом, о грядущем Спасителе. И вот мы выходим из храма к озеру — в полной уверенности, что Господь любит каждого из нас, если пришёл в наш грешный мир. Жаль только, что птиц здесь не выпускают...
Мои размышления прерывают... птицы! Я замечаю вдруг стаю, что кружит над ледяной озёрной гладью. Неужели чайки вернулись? Нет, им рано. Пригляделась — да это голуби! Белые-белые! Откуда они? Может, из ближайшей голубятни — я знаю, тут есть недалеко... А впрочем, какая разница! Они кружат над нами — белые птицы, знак наших надежд и любви Господней. И в этом — высшая поэзия.
Все выпуски программы Утро в прозе
Тайная вечеря – первая Пасха
Первой Пасхой христиан была Тайная Вечеря — та Пасха, которую праздновал Сам Иисус Христос в Иерусалиме накануне Своего ареста и казни. Праздник еврейского народа в воспоминание об освобождении его из египетского рабства стал тогда на Тайной Вечери преддверием крестной смерти Сына Божьего.
Наверно, ученики Христа искренне удивлялись тому, что праздник столь разительно отличается от той традиционной еврейской Пасхи, ведь были изменены ее установления.
Во-первых, Учитель праздновал Пасху в чужом доме, а ее полагалось праздновать обязательно в своем узком семейном кругу.
Согласно установленному древнему ритуалу, Пасху ели стоя и будучи готовыми к дороге — то есть одетыми и подпоясанными, с посохом в руке. Так полагалось в память о спешном бегстве евреев из Египта. В Евангелии же сказано, что «настал час, Он возлёг, и двенадцать Апостолов с Ним». Господь и Его ученики возлегли, не как рабы, а как свободные люди. И куда-то торопиться ради спасения им уже было не нужно, ведь Спаситель — с ними.
И вот Господь, как сказано в Евангелии, «взяв чашу и благодарив, сказал: приимите её и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придёт Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Моё, которое за вас предаётся; сие творите в Моё воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается». Так Господь устанавливает великое таинство будущей Церкви — евхаристию. Учеников же в те минуты, может быть, больше всего удивило то, что хлеб для Пасхи выбран квасный, дрожжевой — вовсе не тот, пресный, который положено есть на Пасху.
Первую Новозаветную Пасху Спаситель совершал по-новому. И смысл ее был направлен уже не в прошлое, а в будущее, ко Второму Пришествию Христа. И особое спокойствие, торжественная неторопливость, с которой, несмотря на присутствие на трапезе предателя Иуды, совершалась первая христианская Пасха, свидетельствовала о том, что народ Христов — это уже не рабы земного царя, от которого надо бежать ночью, а Царство Божие — не дальняя земля за горами. Царство Божие — внутри нас.
2 мая. О духовном смысле Омовения ног Христом апостолам
Сегодня 2 мая. Церковь вспоминает Омовение ног Христом апостолам.
О духовном смысле этого события, — протоиерей Владимир Кашлюк.