
Илья Муромский
На втором курсе университета я сдавал экзамен по русской литературеXIX века. Один из самых сложных предметов на нашем факультете. Объём учебного материала для сдачи — колоссальный. Глядя на количество билетов, я не решался приступить к подготовке. И вот, до экзамена остался один день, а я так ничего толком и не прочитал.
Но паниковать не стал. Собрался и пошел в храм вымаливать у Бога хорошего экзаменатора, лёгкий билет и положительную оценку. В храме я молился всем святым. Подошел к каждой иконе, поставил свечи во все подсвечники. Надеялся молитвенным трудом компенсировать отсутствие должной подготовки.
Настал решающий день. Экзамен принимали три преподавателя. Два строгих и один —аспирант, который охотно всем ставил отличные оценки, а тех, кто не знал ничего, вытягивал на «тройки». Именно к нему я хотел попасть.
Взял билет. Там были два вопроса: «Поэма "Мцыри" Михаила Юрьевича Лермонтова» и «Поэтика басен Ивана Андреевича Крылова».
Набросав на листочке некое подобие ответов, я стал ждать своей очереди. Сидел и молился, чтобы попасть к нужному экзаменатору. Аспирант аттестовал очередную студентку и вдруг... встал из-за стола и куда-то вышел. Внутри у меня всё похолодело, я закашлялся от волнения.
Прошло пять минут, десять, двадцать. Тридцать минут, сорок. Одна из студенток встала из-за стола строгой преподавательницы, и та подозвала меня к себе. Я сказал себе: «Смотри, сейчас ты сядешь отвечать, и войдёт твой долгожданный аспирант». Так оно и получилось. Только я пододвинул стул и сел перед экзаменатором, как открылась дверь, и в аудиторию зашёл добрый аспирант.
Предмет я тогда не сдал. По дороге домой мысленно спрашивал у Бога: «Ну, как же так? Я ведь столько тебе молился. Так долго просил! У меня был шанс сдать. Зачем ты меня обрекаешь на переэкзаменовку?»
И тут я обратился к себе: «А может стоило взять и нормально подготовиться, выучить предмет?».
Христианский богослов, святой Иоанн Лествичник как-то сказал: «Ленивые, когда видят, что им назначают тяжкие дела, тогда покушаются предпочитать им молитву».
Прожив эту ситуацию, я понял, что Господь ждет от человека трудолюбия, а не лености и стремления получить желаемое просто так. Молитва не компенсирует и не заменяет выполнение обязательств. Не подкреплённая трудом она рискует превратиться в торг и кощунство. Поэтому часто жизнь нас отправляет на переэкзаменовку для исправления своих ошибок и закрепления материала.
Автор: Илья Муромский
Все выпуски программы Частное мнение
«Святитель Василий Великий о зависти». Священник Анатолий Главацкий

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущая Кира Лаврентьева вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты, посвященные зависти, из книги святителя Василия Великого «Симфония по творениям святителя Василия Великого».
«Зависть есть скорбь о благополучии ближнего. Поэтому у завистливого никогда нет недостатка в печалях и огорчениях. Урожай ли на поле у ближнего? дом ли изобилует всеми житейскими потребностями? или нет у него недостатка в радостях? — все это — пища болезни и приращение скорби для завистливого. Поэтому нимало не разнится он с человеком, который ничем не покрыт, и в которого все мечут стрелы. Крепок ли кто или здоров? — это поражает завистливого. Красив ли другой лицом это — новый удар завистнику. Такой-то превосходит многих душевными преимуществами, обращает на себя взоры и возбуждает соревнование своим благоразумием и силою слова; другой богат, славится щедростию подаяний и общительностию с нуждающимися и получает много похвал от облагодетельствованных. Все это — удары и раны, наносимые в самое сердце завистника».
С этой цитаты святителя Василия Великого началось обсуждение. Разговор шел о том, каковы корни зависти, что о ней известно из Священного Писания, какие выводы можно сделать современным христианам из ветхозаветной истории Каина и Авеля, почему привычка завидовать другим может формироваться с раннего детства и какую роль играют родители в этом, а также в чем зависть может проявляться, как влияет на душу человека, каким образом она может врачеваться и о чем стоит помнить при общении с завистливым человеком.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Помощь семье священника из города Йошкар-Ола

Большая и дружная семья священника Алексия Кирюшкина живёт в городе Йошкар-Ола. Батюшка служит в местном храме в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость». И вместе с супругой Екатериной воспитывает шестерых ребятишек. Младшая дочка, 5-летняя Маша, родилась с особенностями развития — у неё синдром Дауна, а ещё порок сердца. Родители много сил и времени посвящают заботе о здоровье дочери. Отец Алексий отказался от предложения стать настоятелем храма, чтобы больше заботиться о Маше и других детях, поддерживать матушку в повседневных делах. Однако и о служении другим людям батюшка не забывает, относится к своей пастве в храме с большой любовью и преданностью, помогает находить утешение и духовную опору в трудные моменты жизни.
Зарплата отца Алексия хоть и скромная, но позволяет закрыть все базовые потребности семьи. Правда недавно появились такие трудности, с которыми в одиночку Кирюшкины справится всё же не в силах. У отца Алексия сломалась старенькая машина. На ней родители возили Машу на лечение и реабилитации, а других детей в школу и детский сад. Коме того, на машине батюшка добирался до храма, в котором служит.
Обходиться без личного транспорта большой семье с особенным ребёнком крайне непросто. На помощь священнику Алексию пришла православная служба «Милосердие Казань». Проект помогает тем, кто попал в беду. За четыре года работы поддержку получили сотни людей, не только из Татарстана, но и со всей России. Сейчас на сайте службы открыт сбор для семьи священника из города Йошкар-Ола, и вы можете поучаствовать в этом добром деле.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сохранить деревянные храмы и часовни на Русском Севере

На Русском Севере можно встретить удивительные по красоте деревянные храмы и часовни, построенные несколько веков назад. В годы советской власти они были закрыты и заброшены. Некоторые из них со временем разрушились, но многие уцелели. Спасением и сохранением этих уникальных святынь занимается проект «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера». Его участники, добровольцы со всей России, отправляются в экспедиции в Архангельскую, Костромскую, Ленинградскую, Вологодскую области, республики Карелия и Коми. Они очищают территорию вокруг храмов, убираются внутри зданий, проводят ремонтные работы.
Максим Заливакин узнал о проекте 7 лет назад по радио и в том же году отправился в экспедицию в деревню Нименьга Архангельской области. Мужчина рассказывает: «Храм Преображения Господня, в котором нам предстояло потрудиться, оказался величественным. К сожалению, часть его глав на тот момент была утрачена — последствия удара шаровой молнии. Но ещё больше меня поразила колокольня. Она как будто стояла в низком поклоне перед храмом. Казалось, она вот-вот упадёт. Но за два года удалось полностью её поправить».
Максим Заливакин стал ежегодно участвовать в экспедициях. Со временем к нему присоединились жена и 13-летняя дочка. Теперь помощь храмам — это дело всей семьи.
Всего за 18 лет работы проекта «Общее дело. Возрождение деревянных храмов Севера» удалось сохранить 192 уникальных святыни. В некоторых из них впервые спустя десятки лет после закрытия были отслужены Литургии.
Если вы хотите поучаствовать в спасении деревянных храмов и часовен на Русском Севере, аналогов которым нет в мире, присоединяйтесь к волонтёрским экспедициям. Либо сделайте любой благотворительный взнос на сайте фонда.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов