Детские сады появились России ещё в середине XIX века. Самый первый открылся при императоре Александре Втором, в 1859-м году в финском городе Гельсингфорсе — современном Хельсинки. Финляндия в то время была частью Российской империи. Четыре года спустя, в 1863-м, появился детский сад и в тогдашней столице России, Санкт-Петербурге. В последующие десять лет по всей стране работали уже более пятидесяти детских садов. И с каждым годом их количество стремительно росло. Такая популярность легко объяснялась: в детских садах малыши находились в кругу сверстников, их обучали опытные педагоги. А главное, уже тогда детские сады помогали работающим матерям. Вот как об этом говорилось в объяснительной записке Министерства народного просвещения от 1912-го года: «В настоящее время в больших центрах России, где женщины должны нести двойную тягость — зарабатывать хлеб и воспитывать детей, учреждение детских садов представляется необходимым». «Садики» стали появляться при крупных промышленных предприятиях. Так, например, в Москве успешно работали детские сады при фабрике товарищества Прохоровской Трёхгорной мануфактуры, при Музее прикладных знаний. Как правило, они были бесплатными, и находились на содержании у государства, органов местного самоуправления, владельцев предприятий. К примеру, бесплатным был детский сад имени Ольги Кельиной — он работал для малоимущих семей за счет благотворительных средств. В этом детском учреждении проходили педагогическую практику слушатели дошкольного отделения при Московском обществе учительниц и воспитательниц.
Кстати, весьма интересно, что долгое время работниц детских садов называли не воспитательницами, а... садовницами. А само название — «детский сад» — придумал в 1840-м году немецкий педагог Фридрих Фрёбель. В России последовательницей и преобразователем педагогических идей Фрёбеля была талантливый педагог Аделаида Семёновна Симонович. Она ввела в дошкольное образование особую дисциплину — «родиноведение». На уроках детей знакомили с русской историей. В подвижные игры малышей добавляли элементы народного труда и быта, русского фольклора. Знаменитый художник и искусствовед Александр Бенуа, который был воспитанником одного из петербургских детских садов, вспоминал, что игры, в которые играли с детьми педагоги, непременно имели какой-нибудь полезный, назидательный смысл.
К 1917-му году, по приблизительным подсчётам, в России работало около трёхсот детских садов, в том числе бесплатных. Они и стали базой для современной системы дошкольного детского образования. Конечно, детские сады не могут заменить детям воспитание в семье. Такая цель изначально и не ставилась. Главное предназначение детских садов, которое остаётся неизменным — помощь и подспорье для работающих родителей.
Все выпуски программы Открываем историю
«Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим»
Сыне живота, исполни прах плоти и души моей животом Своим, чтобы имел я с чем предстать пред ангелами живыми.
Без живота твоего не смогу я дышать воздухом, которым дышат ангелы, не смогу вкушать хлеб, который ангелы вкушают. И вновь буду изгнан за врата Царства небесного, пред которыми лежу ныне будто расслабленный.
Прельстил меня мир хлебом своим — и засыпал душу мою камнями. Прельстил меня рыбою — и наполнил сердце скорпионами. Прельстил меня светом и окутал разум.
Нет во мне ненависти к нищему, но возненавидел я мир, который будучи нищ богатсвом кичится. Нет во мне ненависти к скупцу, но ненавижу я мир, который будучи скупцом похваляется щедростью. И к безумному нет во мне ненависти, но возненавидел я мир, который, будучи безумным, выдает себя за мудреца. Нет ненависти к больному, но возненавидел я мир, который словно чахоточный больной отравляет воду здоровым намеренно.
Господи, ненавижу лжеца и притворщика — говоря о небе, закопал он в землю жизнь мою.
Был некогда богатый торговец, и умер, и разграбили соседи лавку его, и стояла она разграбленная, лишь список дорогих товаров и имя лавочника на двери напоминали о хозяине.
Таков и я, подобен лавке той, со стыдом сказал себе. Всё ещё ношу имя жизни, а вся жизнь моя соседями моими разграблена.
Сыне Божий, Сыне Живота, напитай жизнью прах мой.
Освободи от камней душу мою, и напитай её хлебом истинным. Очисти сердце моё от скорпионов и исполни Тобою. Изгони тьму из ума моего и наполни его светом небесным.
Ибо, не ожить мне, если оживёт одна душа моя, а сердце полным смертных желаний останется. И не воскреснуть мне во Царствии Твоём, Господи, если только сердце моё очистится, ум же во мраке останется.
Воистину, пока все три источника не очистятся и не станут прозрачными, не будет жизни во мне, ибо если один только очистится два других замутят его.
Если два очистятся, довольно будет третьего, чтобы замутить два. Каждый из трёх источников во мне — или отравитель или спаситель других.
Сыне Живота, напитай жизнью прах мой. В Тебе одном мудрость моя, ибо в Тебе не только разум божественный, но и девство и святость божественная. Ибо, не был бы Ты рождён от девства божественного и святости, не стал бы мудростью, но остался бы ограниченным земным знанием и опытом мирским.
Сыне Божий, Ты еси хлеб единственный питающий жизнь мою. Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственная вода живая, утоляющая жажду пустыни жизни моей.
Тебе молюсь, не отврати лица Твоего от меня, грешного. Ты еси единственный воздух чистый, исцеляющий расслабленность жизни моей. Помилуй, Господи и спаси мя!
«14-е воскресенье по Пятидесятнице». о. Николай Конюхов
В нашей студии был клирик храма Живоначальной Троицы у Салтыкова моста в Москве священник Николай Конюхов.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Евангельского и Апостольского чтений в 14-е воскресенье по Пятидесятнице, о днях памяти мученицы Людмилы Чешской, мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, преподобной Ефросинии Суздальской, преподобного Илариона Оптинского, святителя Дмитрия Ростовского, пророка Ионы.
Все выпуски программы Седмица
«Детям о вере». Иеромонах Макарий (Маркиш)
У нас в гостях был председатель епархиальной комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш).
Мы говорили о том, как передать детям уважение к вере и христианским ценностям.