1 Тим., 285 зач., IV, 4-8, 16.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как перестать винить окружающих в своих бедах и несчастьях? И что необходимо делать, чтобы избавиться от обиды на людей, причинивших мне боль? Полезные размышления на эту тему находим в отрывке из 4-й главы 1-го послания апостола Павла к Тимофею, который звучит сегодня в храмах за богослужением. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою.
6 Внушая сие братиям, будешь добрый служитель Иисуса Христа, питаемый словами веры и добрым учением, которому ты последовал.
7 Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии,
8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей.
16 Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя.
Тимофей, которому адресован только что прозвучавший отрывок, был епископом города Эфеса. Здесь в христианской общине появились люди, которые учили о том, что материя — это зло. И поэтому, если человек хочет быть с Богом, он должен пренебрегать всем тем, что связано с телесностью. Практические выводы были вполне ощутимы и конкретны: чрезмерный аскетизм и презрение ко многим обыденным сторонам жизни. Например, воздержание от брака, пренебрежение женатым священством, отказ от определённых видов пищи. С точки зрения таких аскетов, человек, который не практикует строгое воздержание, обречён. Он никогда не встретится с Богом. Ему просто не даст это сделать его материальное начало. Как некая завеса, оно загораживает от человека духовный мир.
С этими умонастроениями и вступает в спор апостол Павел. По его словам, это бабьи басни, то есть мифы, сплетни. И вместо того, чтобы увлекаться чрезмерной аскезой, то есть воздержанием от разного рода еды и отношений, он предлагает упражняться в благочестии. И здесь же апостол поясняет, что он имеет в виду. Упражнение в благочестии — это навык принимать всё, что нас окружает, с благодарностью Творцу и освящать свою жизнь молитвой. Ведь весь мир сотворён Богом. И в нём нет ничего нечистого. Очень легко всю ответственность за человеческие безобразия спихнуть на материю. Однако единственным источником нечистоты является человеческая воля. Она одна причина всех зол и скверных поступков. А чтобы эта истина стала Тимофею очевидна, апостол призывает его вникать в себя и в учение. То есть вглядываться в своё сердце и исполнять Евангелие.
Для нас эти слова как нельзя более актуальны. Так уж мы устроены, что источник своих неприятностей склонны искать вне себя. Если мне на душе плохо, значит в этом виноват кто-то или что-то вокруг. Условия жизни, низкая зарплата, несправедливое отношение окружающих, нелюбовь членов семьи, хамство на дорогах и в общественных местах, время, место, болезнь, страна, атмосферное давление, случай, Бог. Да кто и что угодно. Этот перенос происходит автоматически. Я даже не замечаю, как назначаю ответственных за свою боль. Так работает моя нездоровая самость. Так она не позволяет мне вглядываться в себя, в глубину своей души. Она боится, что там я могу встретить Бога. А для моей зацикленной на себе самости это верная смерть.
Если же мы хотим одержать победу в этой борьбе, следует прислушаться к рекомендациям апостола. В тот момент, когда у нас случится очередной приступ и мы начнём искать виноватых, постараемся освятить себя благодарственной молитвой Богу. Ведь апостол призывает нас благодарить за всё. Не только за хорошее, но и за то, что нам кажется плохим. И это весьма важно. Потому что весь мир в руках Творца. У Него всё под контролем. Как Сам Он говорит в Евангелии: «у всякого из вас все волосы на голове сочтены». А потому у всего происходящего есть какой-то глубокий смысл. И даже ту боль, которую мы причиняем друг другу, Господь в итоге обращает к благим последствиям.
А чтобы нам опытно ощутить и прожить эти важные истины, постараемся ежедневно вникать в себя и в учение Христово. Ведь многие глубокие истины христианской веры становятся очевидными не для того, кто прочитал много книг. А для того, кто внимательно наблюдает за собой. То есть для того, кто, несмотря на внутреннее сопротивление и болезненные ощущения, не бегает от себя, но идёт в своё сердце в надежде там встретить Бога. И кто на практике, изо дня в день, пытается осуществить Евангелие Спасителя в своей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Астрахань. Храм Казанской иконы Божией Матери
В 1769 году на безлюдной северной окраине Астрахани построили церковь в честь Казанской иконы Богородицы. Храм дал название Казанской слободе, которая образовалась вокруг него. В 1858 году в этом районе случился страшный пожар. От храма остался лишь обугленный остов. Прихожане восстановили здание, но оно уже не имело прежнего великолепия. И в 1907 году в Казанской слободе появился новый храм с прежним посвящением. Его называли «жемчужиной Поволжья». У богомольцев вызывали восхищение искусные стенные росписи, фаянсовый иконостас, хрустальные люстры-паникадила. Всё это было утрачено после революции 1917 года. Безбожники устроили в здании склад. В Казанской церкви много лет царило запустение. Лишь в 1991 году здесь вновь стали совершаться богослужения. Сегодня храм полностью восстановлен, расписан и украшен. «Жемчужина Поволжья», как встарь, радует жителей и гостей Астрахани своим убранством.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Белгород (обзор)
Город Белгород расположен на южной окраине Среднерусской возвышенности, на берегах рек Везёлки и Северского Донце. Православие достигло здешних мест ещё в десятом веке — Киевский митрополит Леонтий тогда направил в Белгород епископа. Белгородская епархия вскоре исчезла под ударами монголо-татарского нашествия. Но была восстановлена в 1667 году по указу царя Алексея Романова. В восемнадцатом веке Церковью в Белгороде управлял мудрый архипастырь, епископ Иоасаф (Горленко). В своей библиотеке святитель собрал книги по истории, географии, медицине и прочим наукам. Епископ Иоасаф стремился сделать церкви центрами просвещения для прихожан. Сегодня святитель Иоасаф — небесный покровитель города Белгород. Он почивает нетленными мощами в кафедральном Преображенском соборе.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Поможем центру социальной реабилитации «Турмалин»
Александру 28 лет, у него есть ментальные нарушения. Уже три года он посещает в Москве центр социальной реабилитации «Турмалин», где помогают взрослым людям с разными особенностями в развитии. Там для них подбирают интересные и полезные занятия, помогают осваивать что-то новое. Рядом с подопечными всегда находятся специалисты и волонтёры.
В центре действуют несколько мастерских. Саша трудится в керамической и свечной. За несколько лет он достиг больших успехов не только в ремесле, но и в личностном развитии. Раньше Саша с трудом мог контролировать эмоции и на чём-то сосредоточиться, но сейчас парень стал гораздо спокойнее и усидчивее. Кроме того, Саша внимательно относится к окружающим: с восторгом отзывается о работах других подопечных, делает комплименты и помогает тем, у кого возникают сложности на занятиях.
А ещё наш герой буквально незаменим в хозяйственных делах Центра: моет полы на этаже или чистит крыльцо от снега, это помогает ему в развитии самоконтроля. Когда молодой человек испытывает сильные негативные эмоции, он делает что-то по хозяйству и таким образом успокаивается.
В центре социальной реабилитации «Турмалин» Саша и другие люди с инвалидностью обретают понимание, заботу, друзей и новые возможности. Все подопечные занимаются здесь бесплатно.
Сегодня проекту важна поддержка в оплате коммунальных услуг, покупке бытовых вещей, расходных материалов для занятий и не только. Если вы хотите помочь, оставьте любой благотворительный взнос на сайте центра «Турмалин». Также поучаствовать в жизни проекта можно иначе, например, стать волонтёром и сопровождать особенных людей во время занятий.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов