Как-то раз мои друзья, студенты, будущие инженеры Иван, Антон и Александр отправились в паломничество по Рязанской области. Выходные были длинными, погода хорошей... Но друзья немного заблудились на лесных дорогах и не успели найти ночлег. Пришлось остановиться в глухом селе на опушке леса. Спали прямо в машине. Когда рассвело, оказалось, что они находятся недалеко от монастыря. Солнце медленно кралось по верхушкам елей, ласково касаясь старых белокаменных стен. Молодые люди подошли к большим открытым монастырским воротам. Навстречу вышел дедушка. «Как хорошо, что вы приехали! Слава Богу» — старичок крепко обнял каждого, будто встретил родню. Юноши поздоровались, удивлённо переглядываясь между собой. «Устали с дороги? Идите, умойтесь вот, здесь колонка справа. Скоро служба начнётся, братцы!» — сказал дедушка и удалился.
Погуляв по территории монастыря и сделав несколько фото, паломники зашли в храм. Зазвонили колокола. И ещё до начала богослужения хор запел торжественное песнопение, которое начиналось словами «От восток солнца до запад». По-русски песнопение звучит так: «От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне. Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек». Оно исполняется во время входа на богослужение епископа, возглавляющего службу. Вот как текст песнопения звучит по-церковнославянски: «От восток солнца до запад хвально имя Господне, буди имя Господне благословенно от ныне и до века». Давайте послушаем, как звучит эта молитва в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря:
Но вернёмся в тот день, когда друзья-студенты попали на богослужение в древний монастырь. Пока хор исполнял молитвословие, в храм медленно входил епископ в длинной зелёной мантии. Его встречали монахи и батюшки. Трое друзей узнали его. Это был тот самый человек, что встречал их у ворот монастыря. «Наш владыка», — шепнула Ивану на ухо стоящая рядом прихожанка...
Так неожиданно для себя молодые люди не просто попали на архиерейское богослужение, но и познакомились с владыкой поближе после службы. «Ну что, братцы, придётся разделить со мной трапезу, — сказал он шутливо, — без нашей монастырской окрошки не отпущу вас!» Компания с радостью согласилась. Молодые инженеры долго сидели с архиереем за одним столом, говорили, говорили, говорили...
— Владыка, скажите, пожалуйста, а как убедиться в том, что Бог есть? — спросил Саша.
— Эх, физики, всё вам доказательства нужны... — улыбнулся епископ. — Но вот что я вам скажу. От востока солнца до запада всё прославляет Бога. Помните, звучало такое песнопение в начале службы? Эти важные слова взяты из 112-го псалма царя Давида. Каждое деревце, каждая капля росы на траве, каждая птица небесная славит имя Господне. Разве может всё это великолепие появиться из ниоткуда? И нам нужно славить...
— Я понял! — Антона озарила догадка. — Даже тот факт, что мы сейчас разговариваем, говорит о том, что Бог нас создал! Иначе откуда мы взялись?
— Что и требовалось доказать, — добавил владыка с улыбкой, и все дружно рассмеялись.
Молодые люди ещё немного погуляли по монастырю, съездили на святой источник... И не заметили, как день обратился к вечеру. Небо вспыхнуло синими и оранжевыми красками, на западе за деревьями медленно опускалось солнце. Друзья ехали дальше, увозя в сердце воспоминания о поездке и о добром владыке.
Давайте ещё раз вместе послушаем песнопение архиерейской службы «От восток солнца до запад» в исполнении сестёр Орского Иверского женского монастыря.
Автор: Алёна Рыпова
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Послание к Евреям святого апостола Павла
Евр., 323 зач., X, 1-18.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Очень сильно обличает совесть, когда не получается соблюдать предписания церковного устава. Что делать? Как исправиться и найти мир в своей душе? Ответ на этот вопрос содержится в отрывке из 10-й главы послания апостола Павла к Евреям, который читается сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 10.
1 Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих с ними.
2 Иначе перестали бы приносить их, потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов.
3 Но жертвами каждогодно напоминается о грехах,
4 ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи.
5 Посему Христос, входя в мир, говорит: жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне.
6 Всесожжения и жертвы за грех неугодны Тебе.
7 Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже.
8 Сказав прежде, что «ни жертвы, ни приношения, ни всесожжений, ни жертвы за грех, которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не благоизволил»,
9 потом прибавил: «вот, иду исполнить волю Твою, Боже». Отменяет первое, чтобы постановить второе.
10 По сей-то воле освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа.
11 И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые никогда не могут истребить грехов.
12 Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога,
13 ожидая затем, доколе враги Его будут положены в подножие ног Его.
14 Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых.
15 О сем свидетельствует нам и Дух Святый; ибо сказано:
16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их,
17 и грехов их и беззаконий их не воспомяну более.
18 А где прощение грехов, там не нужно приношение за них.
Сегодня апостол Павел напоминает нам о том, что в своей духовной жизни мы можем по-разному расставлять акценты.
С одной стороны, можно во главу угла ставить закон. Закон гражданский и, конечно же, религиозный. Апостол Павел до обращения в христианство был иудейским законником. А потому он не понаслышке знает, что жизнь по букве закона — это жизнь с постоянным ощущением своего несовершенства. Человек живёт с осознанием того, что вольно или невольно, осознанно или не осознанно, но он нарушает те или иные правила. Да что говорить, у каждого из нас есть опыт, когда сами обстоятельства делают невозможным соблюдение законных предписаний, в том числе религиозного устава.
Элементарный пример — человек занят тяжёлым физическим трудом и не может строго выдерживать пост. При этом священник, зная его ситуацию, может не препятствовать ему причащаться. Однако порой сам человек очень смущается делать это. Он почитает себя недостаточно готовым. Ведь он не исполнил общепринятое. Не постился строго три дня. Или не вычитал всего молитвенного правила. Так работает наша совесть. Она постоянно соотносит себя с нормой. И когда находит несоответствие, начинает нас укорять. И этих несоответствий полным-полно. Чтобы совесть успокоить, нужно совершить какое-то ритуальное действие. В древности священники приносили Богу жертвы. В том числе кровавые. И это было необходимо делать регулярно. Ведь и закон человек нарушает регулярно.
Вторая модель духовной жизни во главу угла ставит исполнение Евангелия. По сути, апостол Павел говорит о том, что, если человек уверовал во Христа и старается ради Него и Его Евангелия каждый день, во всех своих делах служить Церкви и окружающим, он обретает мир в душе. Даже если он по своей немощи нарушает какое-то уставное предписание, совесть перестаёт его обличать. Как такое возможно? Да точно так, как мы не судим героев. Если человек в буквальном или же переносном смысле отдаёт жизнь за «други своя», мы закрываем глаза на все его недостатки. Христианское совершенство — это не стерильная праведность и правильность. Это такое внутреннее устроение, когда я во всякий момент своей жизни готов послужить Богу посредством деятельной любви к людям. Как только мы перестаём исполнять это служение, в душе образуется пустота. Нас начинает укорять совесть. Так Бог посылает нам сигнал, что мы сбились с пути. Он призывает нас думать больше не о себе, а о том, что мы можем привнести в жизнь окружающих. А потому худшее, что мы можем сделать в этой ситуации, — продолжить выискивать у себя недостатки и думать, какое же предписание мы ещё нарушили. Вместо этого постараемся вспомнить о том, что люди нуждаются в нас. Понудим себя вернуться к ним. И тогда, даже если мы что-то по своей слабости и немощи не исполнили, Господь никогда не вспомнит нам наших беззаконий и грехов, но наполнит нас Своей благодатью.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Помощь храмам». Наталья Корнева
У нас в студии была заместитель председателя правления фонда Архангела Михаила Наталья Корнева.
Мы говорили о том, почему важно сохранение и возрождение храмов и святынь и как это влияет на общество.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Таинство Священства». Протоиерей Максим Горожанкин
У нас в гостях председатель миссионерской комиссии Белгородской епархии протоиерей Максим Горожанкин.
Разговор шел о таинстве священства, кто может стать священником, какие требования предъявляются к кандидатам, и что меняется для человека после рукоположения.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер