Безмятежно голубое утреннее июньское небо прорезал громкий гул. Одиннадцатилетний паренёк Коля Печененко стоял на опушке леса и смотрел, как из-за кромки деревьев, одна за другой, выныривали большие чёрные птицы. Они опускались низко-низко, и земля под ними вздымалась и горела. Впрочем, птицами они казались только издалека. Коля быстро сообразил, что это — самолёты. Немецкие самолёты. Был июнь 1941 года. Началась Великая Отечественная война.
Весть о ней Коля Печененко встретил в пионерском лагере Орлёнок под Киевом. В тот день всё было как обычно — подъём, построение, зарядка, завтрак. А потом прибежала взволнованная вожатая и сообщила: война! Фашистская Германия напала на Советский Союз. К вечеру стало известно, что начальник пионерлагеря отправляется на фронт. А всем ребятам предстоит срочная эвакуация. Коля эвакуироваться не хотел — как уехать в неизвестность, не предупредив маму, не повидав её? Нужно во что бы то ни стало попасть домой! Пользуясь всеобщей суматохой, Николай спрятался в укромном месте. И той же ночью сбежал.
Под бомбёжку он попал утром. Успел укрыться в лесу. Долго лежал на сухой, тёплой, пахнущей грибами земле. А потом шёл и шёл. Летели дни и ночи — мальчик их уже не считал. Силы были на исходе, когда однажды утром Николай вдруг встретил человека. Мужчину в гимнастёрке, сапогах и шапке с красной лентой наискосок. «Кажется, свой», — догадался Коля. Незнакомец спросил мальчика, кто он, откуда и что делает в лесу один. «А ты сам-то кто такой?» — недоверчиво парировал парень. Незнакомец улыбнулся и ответил: «Партизаны мы». Так Коля попал в партизанский отряд. «Меня окружили заботой: портной перешил шинель, подогнал по росту обмундирование», — вспоминал Николай Фомич Печененко. Смышлёного, шустрого мальчугана отправляли в разведку. Однажды он «засёк» фашистскую засаду и даже сумел в одиночку обезоружить врага — стащил у фрицев автоматы прямо из-под носа. Командир отряда Колю похвалил: «Вон какой оказался смельчак. Сам маленький, а оружие отобрал у таких больших!»
Зимой Николаю доверили новое, опасное задание: ликвидировать склад немецких боеприпасов в оккупированной деревне. Паренёк сделал всё, что от него требовалось. Только не успел отбежать на безопасное расстояние. От взрыва потерял сознание. Очнулся в маленькой, холодной каморке без окон. Из-за двери доносилась отрывистая немецкая речь. Коля понял, что попал в плен. На следующий день начались допросы. Притворно-благодушный тон гитлеровцев сменялся угрозами, а потом и пытками. Мальчику пришлось вынести настоящие муки — но он не предал своих товарищей. «Казнить», — отрезал, наконец, фашистский офицер. Утром Николая повели на эшафот. На груди у мальчика висела табличка «Я — партизан». Смотреть на казнь согнали всю деревню. На шею Коле накинули петлю. И наступила темнота...
А потом Николай открыл глаза. Над ним был белый потолок. Он не мог пошевелить ни рукой, ни ногой. И вдруг услышал радостный женский голос: «Очнулся, очнулся соколик!» Коля был в госпитале. Оказалось, что во время казни он потерял сознание. Тогда фашисты решили отложить экзекуцию «до лучших времён». Но местные жители сумели выкрасть мальчика и переправить в партизанский госпиталь. А пошевелиться Коля не мог, потому что от нервного перенапряжения и тяжёлых пыток его парализовало. «Ты настоящий герой, малец!» — сказал Николаю врач.
Но Коля был другого мнения. Какой же он герой, если его товарищи воюют, а он лежит! Печененко переживал. Ловил каждую новость с фронта. В 1944 году пришло долгожданное и радостное известие: немцы отступают! Красная армия гонит врагов к Берлину. Счастье Николая оказалась так велико, что он... вскочил с кровати! Это было настоящее чудо: он здоров! И может вернуться на фронт. До самого Дня Победы Коля Печененко воевал в 155-й артиллерийской бригаде.
Эхо войны вернулось через долгие 25 лет. В 1970-м Николая Фомича снова парализовало. Но теперь он ни о чём не жалел: жизнь состоялась. Была любящая семья, дети, внуки. Для них и для тысяч других людей Печененко решил оставить воспоминания обо всём, что было. Диктовать не хотел. Упорно говорил: «Я должен сам...». 600 ученических тетрадей Николай Фомич исписал, держа ручку... зубами. Это был титанический труд. И труд этот был наполнен духом служения и верности Родине.
Все выпуски программы Жизнь как служение
Беседная икона Божией Матери
В 1383 году жители России люди наблюдали необъяснимое явление: по воздуху над городами и весями чудесно перемещался образ Божией Матери. Очевидцы отмечали, что святыня «шествовала по воздуху светозарно», то есть была окружена сиянием. Парящую икону заметили сначала неподалёку от Смоленска, затем над погостом на реке Оять под Вологдой. И наконец, обрели опустившейся на землю в селении Тихвино, близ Великого Новгорода.
Явленный образ Богородицы стали именовать Тихвинским. Он как две капли воды оказался схож с древней Влахернской иконой Богородицы. Это святое изображение Царицы Небесной, созданное ещё апостолом Лукой, хранилось в Константинополе и таинственно исчезло незадолго до обрете́ния святыни в России.
Для чудотворной иконы в селе Тихвино поставили храм в честь праздника Успения Божией Матери. Во время его строительства произошло ещё одно чудо. Пресвятая Богородица явилась местному жителю по имени Георгий и повелела установить на купол церкви не железный, а деревянный крест — в воспоминание того, что Христос был распят на древе. Георгий передал слова Пречистой Девы односельчанам, но ему не поверили. Когда же над храмом стали водружать железный крест, порыв ветра подхватил верхолаза и мягко опустил на землю. После этого церковь увенчали деревянным символом Распятия.
Удивительная история стала частью «Сказания об иконе Богоматери Тихвинской», составленного в конце четырнадцатого века. Чудесное происшествие нашло отражение также в иконописи. Мастер четырнадцатого столетия изобразил Георгия коленопреклонённым перед Богоматерью. Царицу Небесную он представил у подножия ветвистого дерева, покрытого распустившимися цветами. Того самого, из которого был изготовлен Крест Христов — орудие пытки, ставшее знамением победы над смертью.
Икона, посвящённая разговору Царицы Небесной с простым человеком о Кресте, получила название Беседная. Она широко распространилась в России в шестнадцатом-семнадцатом веках. Сейчас самые древние списки Беседного образа хранятся в Русском музее в Санкт-Петербурге и в Историческом музее в Москве.
Все выпуски программы Небесная Заступница
Далматская икона Божией Матери
Далматская икона Божией Матери связана с именем преподобного Далмата. От рождения этого святого звали Дмитрий Иванович Мокринский. Он появился на свет в 1594 году в селении Берёзовский острог под Тобольском, в семье казачьего атамана. Став взрослым, и сам служил казаком, создал семью, воспитывал детей. После смерти супруги принял постриг с именем Далмат в Невьянском Спасо-Богоявленском монастыре. Обитель располагалась в тридцати километрах от современного города Алапаевска и до наших дней не сохранилась.
Братия избрала Далмата своим настоятелем. Но смиренный инок отказался. Желая избежать власти и почёта, он тайно удалился из монастыря и поселился отшельником в пещере на берегу реки Исеть. С собой Далмат взял только икону Пресвятой Богородицы. Образ, написанный в начале семнадцатого столетия, отображал исторические события, которые легли в основу праздника Успения, то есть, блаженной кончины Божией Матери.
Иконописец изобразил Пречистую Деву одновременно лежащей на смертном одре и спелёнатой подобно младенцу на руках у Иисуса Христа. Спаситель представлен в центре композиции в сиянии славы. Он пришёл, чтобы принять чистую душу Своей Матери и вознести её на небо. Вокруг центральных фигур — собрание апостолов, которые, согласно Преданию, стали свидетелями завершения земной жизни Царицы Небесной.
Икона Успения Богородицы стала главной святыней монастыря, образовавшегося вокруг кельи преподобного Далмата на реке Исеть. Далматовскую обитель в 1651 году сожгли войска сибирского хана Девлет-Гирея. Образ Божией Матери чудом остался невредимым во время пожара. В 1707 году его торжественно поместили под сводами нового монастырского каменного собора, освящённого в честь праздника Успения.
Икона прославилась чудотворениями с именем Далматская. Ей было установлено празднование 15-го февраля. Каждый год в этот день в Успенский монастырь на реке Исеть съезжались тысячи паломников.
Так продолжалось до революции 1917 года. Большевики закрыли обитель, насельникам пришлось покинуть родные стены. Уходя, они забрали с собой Далматскую икону Успения Богородицы. С тех пор её местонахождение остаётся неизвестным. Но сохранилось несколько списков древнего образа. Один из них, написанный в девятнадцатом веке, хранится в Знаменской церкви города Барнаула.
Все выпуски программы Небесная Заступница
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного»
В 1824 году монах Иларион поселился уединённо недалеко от села Троекурово в Липецкой губернии. К нему приходило много людей за духовным советом. Однажды в село Троекурово приехала помещица. Её имение должно было идти в продажу за долги. Монах Иларион принял её и успокоил известием, что Бог даст деньги на погашение долгов. Вернувшись домой, помещица узнала, что имение назначено к описи. Тогда она усомнилась в словах отшельника. Однако вскоре крестьяне принесли ей нужную для взноса сумму, которую сами собрали. А чуть позже пришло письмо от прозорливого монаха Илариона. В нём были такие слова:
«Имейте более упования на Бога и веруйте, что и волос с головы вашей не спадет без воли Отца вашего Небесного».
Все выпуски программы Слова Святых